Найти тему

Повесть Машины и люди. (Глава 2). Автомобиль Газ - 51.

-2

В один из холодных ноябрьских дней гвардии сержант в серой солдатской шинели вернулся в родные места. Закончил срочную службу в Советской Армии. Ура! Погоны чёрного цвета технических войск больше не жали мои плечи, и я недолжен, вскакивать при появлении человека с более авторитетными знаками различия, чем у меня. Для руководящей работы я явно ещё не созрел, да и ребята мои сокурсники тянулись к баранке. Дома сидеть и ничего не делать стало утомительно и вот я стучусь в дверь с вывеской «отдел кадров». С работой в наше время было весьма отлично, везде принимали с распростёртыми руками. Не надо было смотреть подобострастно в глаза работодателю демократические принципы морали стояли над местничеством и понятием родственные связи. Механик колоны Алдабаев Александр Михайлович, подвёл меня к автомобилю марки Газ – 51. Покрашен он был в обычный зелёный цвет, казалось, что другой краски у нас в России и не было. Машина мне страшно понравилась, да газик на меня посмотрел снисходительно, явно оценивая мои способности. Короткий инструктаж механика вернул меня к действительности, и я уразумел, где кран с горячей водой и как заливать воду в радиатор, чтобы не облиться и не дай Бог наступить в ведро с водой. Дальше он пояснил дальнейшие мои действия после того, как я запущу двигатель внутреннего сгорания. Бегом к диспетчеру за путевым листом, в котором будет записано задание на рабочий день. Людмила Петровна наш доктор глядит на меня опытным взглядом медика и ставит печать «допущен к рейсу». Обязательно расписаться в путевом листе перед проверкой технического состояния автомобиля механиком по выпуску. Тут командует Михаил Ефремович Какаулин бывший фронтовик, человек честнейший и порядочный. В общем всё просто и понятно, кроме того надо получить талоны на бензин А-72 их выдаёт Шурочка. Если уровень масла в двигателе ниже минимальной отметки, то долить моторное масло. Старшие товарищи объяснили, как списывать бензин и соблюдать правила работы со спидометром. Нормы на топливо были рассчитаны на идеальные условия работы автомобилей, поэтому приходилось, немного шевелить мозгами и руками. Ночь перед первым выездом на работу явно оказалась тревожная, не спалось. Пытался считать до ста, а потом и до тысячи, но значимость завтрашнего дня не давала уснуть, так и прокрутился целую ночь. Утром в шесть часов протираю глаза, быстро одеваюсь, не обращая на призывы мамы завтракать. Закрываю за собой дверь и оказываюсь наедине со звёздным небом и хрустящим снежком под ногами. Овчинный полушубок единственное спасение от низких температур, на ногах валенки тоже вещь, весьма исключительная, тёплая и удобная. Валеночки обычно подшивали толстой резиной, чтобы не промокали. Кроличья шапка очень модный головной убор, а в непогоду можно подвязать тесёмки, и ты похож на танкиста, зато мозги точно не простудишь. Итак, я одет и готов к трудовым подвигам во имя светлого будущего. Мой автомобиль стоит, чуть присыпан свежим снежком. Кабина закрыта и двери имеют стёкла, замок на дверях давно сломан, поэтому не надо беспокоиться. Снегу в салон не намело и имущество всё целёхонькое. Два ведра с воронкой, домкрат и нехитрый инструмент вместе с пусковой рукояткой создают укомплектованный и готовый к работе автомобиль. Проливаю горячую воду через радиатор, как только потечёт тёплая вода из крана, быстро его закрываю, чтобы нагревать всю систему охлаждения. Кран на блоке установлен в очень неудобном месте, правда с гарантией, что охлаждающая жидкость вся стечёт. Наконец где - то под передней частью кабины зажурчал ручеёк и пошёл пар от горячей воды. Сбрасываю шубу и лезу закрывать водяной кран на блоке, ложась на крыло и протягивая руку вдоль блока цилиндров, чтобы нащупать заветный латунный краник. Вода залита, краны закрыты, теперь надо дать выдержку, чтобы тепло охватило весь двигатель. Запах от воды, которая прошла через систему охлаждения имеет довольно приятный запах, чувствуется металл, медь радиатора, резина шлангов и сила восьмидесяти лошадей скрытая в чугунном блоке. Я прошу коллегу на рядом стоящем автомобиле и он, усаживаясь на сидение, включает зажигание, выжимает сцепление и давит на газ. В это время Ваш покорный слуга интенсивно крутит пусковую рукоятку приводя в движение коленчатый вал, кривошипно - шатунный механизм и конечно дюралевые поршня в блоке цилиндров. Искра проскакивает на свечи смесь бензина и воздуха воспламеняется и двигатель оживает, постепенно увеличивая обороты. Вот уже разогрелась коробка переменных передач и можно отпустить педаль сцепления. Затем подставляем дощечку на педаль газа, и газик начинает отогреваться с ночи на средних оборотах двигателя. Постепенно отогреваются стёкла, и тает снег, превращаясь в воду. Вёдра с воронкой лежат в кузове, чтобы в кабине не было громыхания жести. Проверяем состояние работы фар и габаритных фонарей. Зачастую лёгким ударом налаживаем контакт и пожалуйста, загорелся габаритный фонарь. Всякое бывает, то масса на раме отойдёт, то лампочка окислится от попадания воды. У нас в ремонтной мастерской есть бригада электриков, своеобразная скорая помощь с бригадиром Поскотиновым. Протираю зеркала заднего вида, а если, что и отрегулирую для увеличения заднего обзора. Газ - 51, что мне вручил механик, уже около двадцати, лет выпускался, а завод изготовитель не предусматривал зеркало заднего вида с правой стороны. Наш жестянщик в А.Р.М. запросто научился изготовлять зеркала, и затем сдавать в инструментальную кладовую Шариковой Тёте Маше. Устанавливаю зеркало и вижу кузов со всех сторон. Регулируется это изделие очень просто двумя ключами двенадцать и четырнадцать. Обязательно надо пнуть колёса на случай прокола или неисправного золотника. Резина 220 / 508 с шашечками требует должного внимания и обязательного осмотра, на случай засевшего ненароком гвоздя или шурупа. Теперь, кажется и всё надо бежать в диспетчерскую за путевым листом. Стараюсь улыбнуться диспетчеру Марине Качановой миловидной женщине с модной причёской. Заветный документ с фиолетовыми печатями и различными подписями получен, и главное есть маршрут движения к клиенту, точнее заказчику транспорта. Город я пока плохо знаю, поэтому подхожу к усатому дядьке с цигаркой в зубах и прошу помощи. Мужчина делает небольшую выдержку и затем по отечески объясняет, как добраться к месту назначения. Вот я и пересёк линию ворот автобазы, если смотреть на это действие с исторической точки зрения считай, что перешёл «Рубикон». На дорогах в это время движения большого нет, я постепенно привыкаю к рулю и начинаю чувствовать габариты автомобиля. Вот первый светофор замигал жёлтым предупредительным светом и серьёзно покраснел, тормоза держат и я, правда, с небольшими судорожными движениями останавливаюсь. Лёгкий и свежий снежок с прекрасными шестиконечными снежинками ложится на лобовые стёкла и сразу тает, превращаясь в брильянтовые водяные капельки. Зелёный свет призывает к движению, но дорогу ещё преодолевает женщина с санками, на которых расположился закутанный в тёплые одежды ребёнок. Пока она не покинет проезжую часть дороги скорость можно выключить и отпустить педаль сцепления. Ну, вот молодая тётенька на тротуаре, можно двигаться вперёд, не выдерживаю и сигналю ей на прощание, она улыбается и махает мне рукой. Все формальности с участниками дорожного движения выполнены, можно включить первую скорость и продолжить свой путь. Через несколько перекрёстков и поворотов выезжаю на бывшую базарную площадь. Сразу вспоминается один момент, когда будучи ребёнком, я вёл себя неприлично, то мать моя, обидевшись, пообещала отдать меня цыганам, которые на местном базаре занимались мелкой торговлей. Здоровый дядька в красной рубахе и с золотой серьгой в ухе подыграл, и я от страха сразу перестал орать и спрятался за подол маминой юбки. От воспоминаний я немножко задумался и резко тормознул, пропуская с правой стороны чёрный автомобиль Зим. Резкое торможение не прошло даром, моментально автомобиль заглох и весь автомобиль погрузился в темноту. В чём дело я сразу не понял, но цыгана вспомнил, конечно, отметая всякие мысли о колдовстве и других предрассудках. Открыв дверь кабины, я вышел и начал осматривать свой автомобиль. Первым делом поднял пассажирское сиденье и решил проверить аккумуляторную батарею. Она родная давала ток в двенадцать вольт и освещала машину под вид новогодней гирлянды. Как меня учил майор Горкунов, всегда начинай с простого и не лезь в дебри, чего и не понимаешь. Прекрасный офицер и грамотный технически он, одним словом мог убедить и заставить себя уважать. После того, как я пошевелил клеммы аккумулятора, то появился свет на габаритных фонарях. Тут всё стало понятно водитель, который работал до меня, не утруждал себя техническому обслуживанию автомобиля. Взяв нож, я зачистил клеммы от окислов, затем крепко закрутил ключами на двенадцать и четырнадцать, потом смазал солидолом и закрыл крышкой аккумулятор. Теперь мой Газ - 51 завёлся от стартера, и я покинул бывшую базарную площадь. В те времена знак аварийной остановки не существовал, всё было достаточно просто, мы не обезьянничали заграничные новшества. Шофера видели прекрасно, что коллега в беде и сбавляли скорость, у тогдашних людей не было бессмысленного стремления кого - то наказать и за счёт этого обогатиться. Дальнейшая путь – дорога вывела меня за город, где размещался спецучасток по обслуживанию городских дорог. Высокий мужчина с лицом мыслящего человека встретил меня на крыльце офиса и сразу отправил со старым дедушкой менять чугунную крышку водяного колодца напротив бани номер один. Машины разбили чугунную крышку на две части, и создавалась угроза для легковых машин провалиться в колодец с неприятными последствиями. Ветхий дед в помощники явно не годился, и мне пришлось менять неподъёмную крышку собственными силами. Зато на обратном пути он забавлял меня различными, анекдотами и постоянно толкал меня в правую руку, чтобы я слушал его речи. Мужчина не следил за своими зубами, и я как мог, отворачивался, чтобы дышать свежим воздухом. В конце первого дня работы я уже лихо подрулил к воротам автобазы, чувствуя габариты газика, въехал во двор. Механик из шоферов на пенсии добродушно погрозил мне рукой и без всяких замечаний подписал путевой лист. Опытный глаз пожилого мужчины безошибочно определил, что автомобиль технически исправен, а при внешнем осмотре не имеет повреждений. Сейчас быстрее, к заветному крану с горячей водой. Чем ближе подъедешь, тем раньше заведёшь утром машину. Предстояла неприятная операция слить воду перед прощанием до утра с Газ -51. Опять скидываю шубу, ложась на крыло, стараюсь нащупать сливной кран. Руки обжигаешь об чугунный коллектор, но куда деваться и наконец, нащупываешь заветный кран. Один поворот и довольно горячая вода струёй бьёт наружу, приходиться быстро убирать руку, чтобы не получить химический ожог кисти. Прежде чем надеть шубу открываю кран радиатора, и две струи обозначают точное место моей стоянки. Ветошью протираю руки от воды и мазута и надеваю тёплую шубу. Переход от холода к теплу довольно приятен и полезен организму, а куда деваться не всем же сидеть за столом и считать мух на окне. Теперь бегом в диспетчерскую сдавать путевой лист, предварительно записав израсходованный бензин и отметив количество отработанных часов на участке. Мастер не шибко баловал, поэтому переработки у меня не было. Диспетчер, не обращая на меня внимания, забирает путевой лист. Почему - то вспоминаю армейского диспетчера сержанта Ермоленко, хорошие люди надолго остаются в памяти. У него всегда было хорошее настроение, он не занимался дурными проделками старослужащих. В зале перед диспетчерской шумно и многолюдно, шофера общаются между собой, делясь последними новостями. Подходит время и народ вываливается на улицу, подошла дежурка, Газ -51 с обитой тонким железом будкой. Я тоже смело забираюсь внутрь своеобразного автобуса. По действующим в то время правилам дорожного движения газик имел право двигаться даже по самой главной улице города, где располагался горком КПСС. Некоторые шофера закуривают, и дым махорки приятно щекочет Ваше обоняние. Я сам некурящий, но к запаху табака отношусь также как к духам «Москва» вполне терпимо. Вот мы проезжаем по ярко освещённым первостатейным улицам, минуя «аристократические» кварталы попадаем в частный сектор немножко неухоженный, но соблюдающий правила городского жительства. У каждого дома фонарь с освещением номера жилища и названия улицы. Очищенные тротуары и подъезды к воротам дворов. Постепенно становится всё меньше народа в дежурке, вот и я схожу на следующей остановке. Бодро соскакиваю и шагаю по своим родным улицам, расположенным за рекой Каменка. В голову лезут неприятные мысли, а слил ли я воду с автомобиля. Шофера во время пути рассказывали, как засорялись краны, и вода замерзала в блоке цилиндров с тягчайшими последствиями для двигателя. Зима для нашей местности приятная необходимость вместе с санками и лыжами. А вот для техники и других новшеств - своего рода испытания на деятельность в сложных условиях низких температур. Если не сольётся вода из системы охлаждения, то может получиться разрыв металла блока цилиндров или головки блока. Поэтому в голову начинают лезть разные провокационные мысли, а слил ли я воду из двигателя. Хоть возвращайся на автобазу и проверяй, открыты краны и не осталась в блоке вода. Начинаю вспоминать свои действия буквально по секундам и убеждаю сам себя, что вода слита и краны продуты. Кода вода сбежала с кранов, то залезаешь на передний бампер и начинаешь дуть в заливное отверстие на радиаторе. Кисть руки делаешь трубкой, набираешь воздуха и дуешь что есть мочи в радиатор. Если нет воды в системе охлаждения, то из кранов вырывается тёплый пар, свидетельствующий об отсутствии в системе охлаждающей жидкости. Бывает, конечно, люди закрутятся на работе и по личным проблемам, размораживают двигателя. Конструкторы Газ – 51 явно предусмотрели человеческий фактор и на блоке двигателя поставили специальные заглушки. Если всё - таки вода осталась и на морозе превратилась в лёд, то уже в тёплом гараже машина отогреется и вода потечёт через эти заглушки выдавленные льдом. Берёшь заглушки, выправляешь молотком и аккуратно ставишь на прежнее место, подбивая деревянной киянкой. С радиатором сложнее, соты из цветного металла лёд рвёт немилосердно, и их затем практически не восстановить. Резиновые патрубки мороза не боятся, только при установке приходиться смазывать солидолом, чтобы не подтекали. Такое варварство существовало на ремонтных работах. Следствием этого действа были забивание трубок радиатора, загрязнение системы охлаждения и затем перегрев двигателя. А ведь герметик в то время уже служил и хорошо показал себя в космической отрасли. Для широкого применения его не пустили, считая большим секретом. Много было запретов в нашем тоталитарном государстве, среди них и попадались наносящие вред и явное отставание от других стран. Но зато мы превозносили наших лидеров и как могли их отмечали в памяти народной. Помню, вышел учебник по истории и на одной из страниц наш руководитель с лысой головой. Подхалимы отвечающие за народное образование, чтобы не отстать от времени восхваляли этого человека. Он волевым путём перекраивал карты и разъединял братские народы и для будущих поколений создавал проблемы. Дойдя до этого портрета, у каждого учащегося складывалось своё мнение, чем дополнить этот выразительный образ. Я первым делом нарисовал бараньи рога и шикарную цыганскую бороду по знакомому мне с детства образу. В общем, класс наш весь целиком отличился, кроме непробиваемых зубрилок. Вот тут - то мы испытали на себе, что такое тоталитарный режим. Наш историк партийный до мозга костей собрал все учебники, хотя они были уже без этой страницы. Мы загодя узнали о возможных репрессиях и успели вырвать данный лист с портретом господина от Советской власти, к которой, кстати, мы молодые люди претензий не имели. По вопиющему факту оскорбления главы государства собрали родительское собрание, и естественно наши родители сделали свои выводы. Я как всегда получил хорошего офицерского ремня, другие ученики нашего класса подробности не сообщали, но явно многим подобные вольности даром не прошли. Это был один из уроков демократии, который я до сих пор не мог себе уяснить и обосновать. Я продолжал учиться, наш учитель истории, разочаровавшись в своих учениках, покинул стены нашего трёхэтажного здания и отправился в другое учреждение, одел, форму синего цвета и погоны с офицерскими знаками различия. Главный герой этой удивительной истории, смотревший невинными глазами с вышеназванного портрета, в 1964 году был смещён со всех постов с весьма нелицеприятными отзывами Октябрьским Пленумом ЦК КПСС. Прошло время, а наши руководители мало себе, что уяснили из уроков предшественников и так и продолжают вести самодержавное правление, не заботясь о своём народе. Люди так и живут сами по себе не чувствуя отеческой заботы слуг народа. Хочется отметить, как в то время несло свою службу подразделение милиции, отвечающее за безопасность дорожного движения. Правила дорожного движения были просты, как букварь у «Буратино». Смысл его усложнения с годами можно понять в настоящее время очень даже в экономической составляющей права и кошелька простых граждан. Учёные от полосатого жезла всячески стараются всякими каверзами запутать водителя и внести сумятицу на дороге, чтобы человек ошибался и приносил доход от штрафов не только государственному аппарату, но и его исполнителям. В Советское время помню, стоял на одной из улиц инспектор ГАИ дядя Миша. Я разогнался на своём газике и лечу в сторону городского аэропорта, и по своей невнимательности не обратил внимания на знак ограничения скорости. Вот тут и появился дядя Миша и взмахом жезла вернул меня в обычное рабочее состояние. Я в недоумении остановился и побежал к сотруднику ГАИ, напряжённо думая, в чём же дело, ведь останавливали меня только в случае нарушений. В те времена распространённых наказаний было всего два, отметка в талоне предупреждений или рубль штрафа. Первое как предупреждение, но очень неприятное, а второе экономическое более терпимое, подумаешь без обеда останешься. Дядя Миша задал мне вопрос, что я нарушил. Мне ответить было нечего, и я начал извиняться на всякий случай. Страж порядка послушал моё лепетание и отправил меня пешком до столба, где находился знак. Действительно было ограничение скорости до 40 км., через ноги до меня дошло, что я нарушитель и должен понести заслуженную кару. Дядя Миша выслушал меня и отдал водительские права, со словами запомни знак, он стоит тут много лет, и не нарушай правила. Вот так состоялись учения с одним из нарушителей, и я этот случай профилактики для водителей ПДД помню всю свою жизнь. Я сказал спасибо товарищ инспектор, запустив двигатель Газ – 51 поехал по делам службы. Вечером я рассказал в диспетчерской про своё приключение, шофера с любовью отозвались о порядочном старшине, бывшем фронтовом водителе. Ему главное человека научить и помочь быть внимательным на дороге, а наказывал он только разгильдяев, которые с одного раза не понимали, что надо уважать меры предпринимаемые государством для безопасности Советских граждан. В настоящее время соприкосновение с государственными службами предполагает экономические убытки, для довольно скромных зарплат не выше чем в банановых республиках. От штрафов ГИБДД мороз по коже пробирает, поэтому люди понимая, что нарушили, пытаются скрыться, порой кончается эта погоня довольно печально. Надо не штрафы увеличивать и воевать с народом, а наоборот помогать людям добрым советом и помощью, как это делал настоящий человек милиционер дядя Миша. На другой день я как всегда завёл свой автомобиль и отправился к диспетчеру за путевым листом. Из отпуска вышла новая дама и посмотрела на меня из окна диспетчера, я поздоровался и получил путёвку. На работу мне было задание прибыть в кафе, находящееся на одной из центральных улиц. Директриса по возрасту годная мне в матери вежливо поздоровалась. Мне указали, где комната отдыха и попросили немного подождать. Потом одна из официанток повела меня в зал покормить свежей выпечкой и только приготовленным кофе. Я страшно сконфузился и не хотел идти, но от предложения старшей меня женщины и довольно красивой в моих глазах я просто не смог отказаться. И вот я своей не первой свежести шубе сижу в красивом кафе и пью ароматный кофе «по венски» и поедаю кремовое пирожное с орехами. Да конечно неудобно, но в кафе я бывал редко, поэтому был небольшой интерес ко всему новому и необычному. После небольшого завтрака я поехал по делам и надобностям этого нужного учреждения, приносящего людям радость и хорошее настроение. Так с тех пор и повелось, один день я работал на спецучастке, а на другой в кафе. Меня это вполне устраивало, в кафе мне давали чистые транспортные накладные, и я мог вписывать, сколько мне было угодно отработанных часов на линии. В эти дни я посещал своих знакомых, автомобиль был в полном моём распоряжении. Товарищи мои так же трудились и ещё небыли обременены семьями и заботами. Время было бесшабашное и весёлое не было заботы о завтрашнем дне. Тогдашние руководители отличались приличным поведением и терпимостью к мелким нарушениям трудовой дисциплины. Да компьютера в то времена ещё не существовали и досье на каждого работника не вели. С сервисом, правда у нас было не на высоте, и где могли мы шофера старались помогать людям. Однажды мне пришлось подвозить людей с трамвайной остановки, иногда бывало, трамваи тогда ещё деревянные ломались и люди шли пешком. Я насадил полный кузов пассажиров и провёз людей по трамвайному маршруту. Даже одну даму с грудным ребёнком, что поделаешь всем надо домой. Шофёр после работы один из последних возвращается домой такая вот необходимость в этой профессии. Время шло, газик мой работал не покладая своих технических возможностей и лошадиных сил. А всему бывает предел, машины имели предел прочности и со временем ставали на текущий ремонт. Как – то в конце работы я услышал подозрительные звуки, засвистел выжимной подшипник, так сказали старшие товарищи. Я не стеснялся спрашивать, чего не знал, и поэтому всю жизнь учился. Мне выписали бумаги на ремонт и разрешили загнать автомобиль в ремонтную зону, то есть в приспособленное для ремонта помещение. Большое дело ремонт производить в тёплом боксе. На яму я попасть не мог, её занял крановщик ещё вчера. Мне удалось поставить Газ – 51 ближе к окну и рядом с чугунной батареей. Надо было снимать коробку переменных передач и менять выжимной подшипник. На инструментальном складе я получил переноску с лампочкой на 36 вольт, и деревянный трап, чтобы лазить под машиной. Приспособления для снятия коробок, именуемое «вертолёт» находилось в ремонтной зоне. И вот я окунулся во мрак и темноту под машину. На бетонном полу было намного холодней, но работать нужно никто за меня не снимет коробку. Под машиной не очень удобно работать, во-первых, тесно, во вторых неудобно, а самое неприятное все агрегаты покрыты грязью, то есть смесью пыли с частицами масла и других технических жидкостей. Вот, наконец, кардан с подвесным подшипником сняты, коробка откручена и держится только на шпильках. Остаётся аккуратно вытащить вилку муфты выжимного подшипника, чтобы не повредить и не растянуть возвратную пружину. Операция не очень простая, требуется определённая сноровка. Ну - вот можно ставить вертолёт закреплять коробку тонким тросом и опускать её на пол. Коробка внизу и можно открутить муфту выжимного подшипника. Подшипник посинел, что говорит о возможном дефекте лапок сцепления. Тут, правда, повезло, диск сцепления ещё вполне в рабочем состоянии. Теперь остаётся только заменить подшипник на муфте и ставить всё на место. Грязный верстак на довольно крепких ножках, окна заросли паутиной видимость, как говорят в сводках новостей практически никакая. Так уж заведено было в ремонтных мастерских не условий для ремонта, не качественных запчастей, автозаводы посылали в основном некондиционные запасные части. На месте их как могли, подгоняли и производили ремонт и техническое обслуживание автомобилей. В кузнечном цехе делали разнообразные инструменты, чем и пополняли необходимое, в доле планового снабжения на республиканском уровне. С грехом пополам я снял старый подшипник и набил на его место новый. Качество подшипника явно было не на высоте, хотя на вид он блестел и был в смазке. Зная коварность и непредсказуемость запасных частей, шофера даже варили подшипники в разгорячённом нигроле на самодельном подогревателе. Обычно это был старый дюралевый поршень, приспособленный для вулканизации автомобильных камер. Наливаешь бензин, поджигаешь и ждёшь, когда бензин весь прогорит, а подшипник покипит в банке из - под селёдки. Затем всё это сооружение остывает, подшипник вылавливается и устанавливается на муфту. В мыслях остаётся надежда, что он послужит определённое время, принудительно смазанный таким образом. В это самое время космические корабли выходили в открытый космос, а мы пользовались примитивными методами и приспособлениями. В стране проходил 25 съезд КПСС на повестке дня, которого пунктом № 3 стоял вопрос о развитии народного хозяйства. Уважаемые докладчики с восторгом сообщали, что производственные фонды выросли в 1,5 раза. Экономические доходы населения увеличились на 24%. Но скорее всего это произошло в братских странах, как говорили в то время. Которые только отверни их от корыта, переметнуться, туда, где им комфортно, и выгодно жить, а не строить коммунизм вместе чужой для них Россией. С такими мыслями я лазил под машиной и с большим удовольствием на своём пупу устанавливал коробку переменных передач. А на съезде чистенькие дядьки далёкие от реалией жизни, произносили ничем не подтверждённые лозунги и после возлияний пели песни о революции, которую они давно продали. В стране не было нормальной бытовой техники; холодильники, стиральные машины приходилось добывать и доставать с большими трудностями, и потом зачастую отдавать в ремонт. Зато с экранов телевизоров и прочего радиовещания нас уверяли, что мы живём отлично, и весь Мир завидует нам. Пропаганда делала своё дело, и мы верили официальным источникам. Хотя в эти времена наше руководство вело военные действия во многих странах мира. А на войну надо много денег, где уж заниматься своим собственным народом. Наши партийные бонзы ездили на чёрных «Волгах» и главное совершенно бесплатно, а люди в переполненных трамваях, троллейбусах и автобусах, да ещё платили за это издевательство деньги. Если семья теряла своего кормильца, то помощь от государства была смехотворно мизерная. Одной такой семье отвалили пенсион на трёх детей 57 рублей. Питались в основном картошкой, а когда матери и хлеба не на что было купить. Дед с бабушкой удивлялись, когда брали их к себе погостить, дети ели и не могли наесться. Помню в детстве, врач меня спрашивала, какое у Вас питание. Что мог ответить ребёнок, было даже стыдно говорить, всегда останавливались на слове среднее. Мы не могли знать, как вообще питаются люди отлично, средне и плохо. Нам показывали кино «Чапаев», Василий Иванович ел картошку в мундирах, а нехорошие люди, кушали за столами, покрытыми белыми скатертями, из фарфоровых тарелках серебряными ложками. Почему - то враги народа и шпионы всегда переусердствовали в еде и в питье. Этот комплекс нам внушила партийная пропаганда, извращавшая нормальное состояние человека. Так что брать с собой узелок с едой было вполне прилично с точки зрения советологов. Даже уже в более развитый период Социализма Шурик по сценарию пил молоко в обеденный перерыв прямо из горлышка. Не давало нам государство приличных условий для приёма пищи. Народ подгоняли делать ненужную работу, забывая об элементарных приличиях и не заботясь об отдыхе трудящихся. Бессмысленные субботники и другие выходы на работу в субботние и выходные дни отрывали человека от семьи и не давали ему время на воспитание детей. Анархист матрос Железняк говорил, что покончим с преступностью и заживём как люди. С таким подходом к людям, как бессловесным и бесправным рабам мы вряд ли построим нормальное общество. В Швеции или в Дании, они действительно живут в социалистическом обществе. Руководители этих государств не суют нос в дела других стран, и не навязывают им свою идеологию. Так вот во время простой не обязывающей думать деятельности в голове роятся мысли о сущности жизни. Я уже привык к несложному ремонту автомобиля Газ – 51, и быстро его закончил. Весь в мазуте и собрав на себя грязь, давно не мытого бетонного пола, вылезаю на свет с явным сознанием выполненного задания. Тут же в кабине лежит моя сравнительно чистая шуба военного образца. Я мою руки и с порошком и мылом, но это бесполезно грязь так и въедается в мою кожу рук и под ногти. Это не беда, зато завтра я опять за рулём и буду носиться по городу, выполняя приказы начальных людей, то есть мастеров, прорабов и даже директоров. Зачастую машину использовали как легковую, в те времена количество грузовых машин преобладало над небольшим парком частных «Волг», «Москвичей», «Запорожцев» и автомобилей марки Газ. Мы смело ездили по дорогам, порой притесняя легковушки, не боясь, что за столкновение и порчу частного имущества присудят большие деньги. Были установлены определённые цены на ремонт выше, которых, не один суд не мог взыскать с ответчика. В этом отношении Советские законы были на защите простых граждан, и силовые ведомства стояли крепкой стеной на охране государственного имущества. По дорогам двигаться на колёсах было значительно легче, основная масса участников дорожного движения была представлена водителями грузовых автомобилей и пассажирского транспорта. Работники больших транспортных объединений создавали на дорогах благоприятную обстановку для безопасного движения автомобилей. Опыт, полученный в коллективе от старших товарищей, передавался новым водителям и усваивался намного лучше, чем при помощи штрафов и драконовских мер. На шоферов прошедших войну смотрели как на учителей и брали с них пример. Ну а от праздных прожигателей жизни, затруднявших движение и работающих спустя рукава старались избавиться. За тунеядство, в те времена существовала статья, в уголовном кодексе, предусматривающая даже преследование со стороны правоохранительных органов. Все граждане нашей огромной страны имели право на учёбу, работу по полученному образованию. Сталинская конституция закрепляла равенство людей разных национальностей и вероисповеданий. Каждый человек имел возможность заработать кусок хлеба, не думая о завтрашнем дне. Все профессии были одинаково почётны, но с годами начинали выделяться партийные бюрократы, своеобразная элита, чем - то напоминающая дворянство в самой его отвратительной сущности. Партия на удивления начала расти в количественном состоянии, перед полным её развалом она имела в своём составе более 19 миллионов человек. В её ряды начали принимать всякий сброд, далёкий от идей ленинизма и равенства трудящихся. Получение партийного билета гарантировало им доступ к корыту и собственному благополучию. Этот подход к увеличению партийных рядов размыл мутным потоком веру в кристально – чистых большевиков, по действиям и барским замашкам чиновничьего аппарата. В 1917 году партия имела до Октябрьской революции около 240 тысяч человек, проверенных и честных бойцов. И они победили ненавистный царский режим, а их последователи, со временем заботясь о собственном благополучии, переродились в контрреволюционеров. Проходили года, а идеи о создании идеального общества разбивались о крепостные стены административных преград. Новая техника и переоснащение заводов в планах тормозилась и клалась под сукно. И в итоге мы начали значительно отставать от ведущих стран капитала с более прогрессивными руководителями. Автомобили наши, не имея улучшенных двигателей, расходовали много топлива на сто километров пробега, и естественно загрязняли окружающую среду. Так что наши потомки со временем должны оказаться в огромной пустыне. Просчитать все за и против будущих жизненных условий трудно, и практически невозможно. Поэтому надо стараться прожить честно свою жизнь, думая о будущих поколениях. Сейчас мы работает на автомашинах, которые устраивают людей, мы за железным занавесом лучше ничего и не видели. Не было у нас и такой информации проводят ли за границей годовой технический осмотр для автомашин. Нам техосмотр доставался тяжело, кроме краски остальные материалы и запасные части в наличии имелись в ограниченном количестве. Проходил осмотр машин обычно весной, ранним утром подъезжали сотрудники милиции и вместе с ними дружинники. Загоняли машины на смотровую яму и смотрели рулевой механизм, то есть тяги, рулевые пальцы. Если износ резины был выше допустимых норм, то возвращали на замену автошин. Перед осмотром на яме давалась отмашка, и водитель, разгоняя автомобиль, резко тормозил на площадке. Боковые дружинники (судьи) фиксировали одновременное торможение всеми колёсами. Небольшой уклон в пятнадцать градусов показывал исправность ручного тормоза. Вот тут и меня вернули, ручник не удержал машину на этой горке. Развернувшись, я поехал в мастерскую устранять недостатки. Тех талон на мой автомобиль остался без отметки сотрудника ГАИ. Времени ещё оставалось целые сутки, для повторного осмотра. Бегу к своей спасительнице Валентине Павловне на центральный склад. Они вместе с тётей Катей пытаются что ни будь найти или подобрать но тщетно. Ручника в сборе, конечно же, не было в наличии. Этот агрегат, представлял, из себя - тормозной барабан, опорный диск и две тормозные колодки. С грехом пополам я заехал в бокс, от множества автомобилей и большого количества шоферов в помещении стоял невозможный шум. Грохот металла, рёв моторов, крепкие выражения мужчин всё это сливалось в производственное состояние гаражей нашего простого и замечательного времени. Механик застал меня за демонтажём карданного вала. Высказал мне добрые слова напутствия и попросил постараться пройти техосмотр. Иначе нам с ним потом пришлось бы ехать в районное ГАИ, и держать более серьёзную проверку от старшего госинспектора. К тому с бутылкой уже не подъедешь больно суровый был дядька, прошедший через всю нашу небольшую историю Советского государства. И так я и сам понимал важность вопроса с исправностью моего славного и безотказного Газ - 51. Тормозной барабан держался на потайных болтах под широкую отвёртку. Пришлось пользоваться зубилом, крепко прикипела резьба. Барабан снят при помощи молотка, равномерным ударом по окружности. Картина представилась вполне удовлетворительная, тормозные колодки надо идти наклёпывать в агрегатный цех. Наконец я выбрался на свет и к тому же распрямился, через минуту две стало легко и по молодецки взбодрился. Выбираясь сквозь дым от работающих моторов, я вышел к выходу, открыв тяжёлую дверь с утеплением, увидел весёлое весеннее солнышко. Раздвижных штоков на складе не было, приходилось думать, как поступить. В это же время мне клепали колодки алюминиевой заклёпкой, отожженной заранее в кузнице, чтобы была мягче. Недолго думая я направился в сварочный цех к Хромову и он наварил раздвижные штоки, потом обработал на наждаке. Но они не входили в корпус механизма. Тут мне помог токарь Пахомов Михаил Филиппович умелый специалист, бывший фронтовик. Уже к вечеру собрал ручной тормоз, но он как назло не хотел работать. Пришлось снова всё разбирать и только с третьего раза, мой автомобиль стоял на ручнике как вкопанный. На другое утро я получил заветный штамп в технический талон моего автомобиля. Я был страшно доволен, отпадала необходимость посещать ГАИ района. А там как рассказывали мои коллеги, все зазоры предусмотренные, для работы автомобиля должны соответствовать требованиям госта. А размеры тормозного пути надо соблюсти до миллиметра. Люфт рулевого механизма явно у моей машины был больше, всё - таки автомобилю было приличное количество годков. Тормозная педаль, для меня имела обыкновенный ход, а вот по зазорам свободного хода, явно было увеличение за счёт износа деталей всего механизма. Механизм сцепления изношенный с годами тоже не отвечал требованием технического состояния. Но про себя я не сомневался, что ручной тормоз исправит любые дорожные ситуации, и я остановлю автомобиль. У меня было правило перестраховываться от любых непредвиденных случаев на дороге с тройным расчётом. Ещё учитель по правилам дорожного движения Рахтиенко Николай Михайлович говорил, пропусти на дороге дурака, от действий которого можно ждать что угодно. Николай Михайлович фронтовик, участник парада Победы знал что говорил. Он нам молодым людям объяснял свои уроки доходчиво и толково. В день Советской армии он принёс на урок свой золотой кортик участника знаменитого парада 1945 года. Бывало во время движения, кто ни будь, подрежет, теряешь самообладание и начинаешь устраивать гонки, потом вспомнишь, как говорил учитель и успокаиваешься. От потери самоконтроля зачастую происходят аварии, и даже дорожные происшествия с непредсказуемыми последствиями. Вовремя одумаешься и начинаешь сбавлять скорость. Особенно на трассе, когда автомобиль стоит, а при твоём приближении начинает выезжать на дорогу. Это его действие раздражает, но лучше всего сбавить скорость и не обгонять это никчёмное чудо природы. Средняя скорость и для автомобиля полезна, двигатель проходит больше положенного срока. Однажды мне дали для поездки на картошку подменный автомобиль Газ - 51. Погода стояла жаркая, машина явно перегревалась и какой - то шум преследовал всю дорогу. Шестьдесят километров в час скорость невысокая, но в таких условиях все детали перегреваются, и зачастую бывает и не выдерживают нагрузок. И точно уже за городом шум увеличился, говоря шоферским языком, двигатель застучал. Я продолжал движение, но вскоре мотор начал терять обороты и заклинил. Уже в моторном цехе мастер мне выговаривал за бестолковость, и явное вредительство. Пришлось бежать в сорок первый магазин и исправлять положение. Водка в Советское время была весьма крепка и позволю себе сделать уточнение, чиста как слеза и полезна для здоровья. Так вот я загладил своё ротозейство и сделал вывод. Не садись за руль незнакомой машины, не ознакомившись с её техническим состоянием, и не опробовав приёмы вождения за рулём. Это был мой первый автомобиль, на котором вышел из строя ДВС. Муки совести меня одолевали, я откровенно переживал это событие. Старшие товарищи меня успокаивали и утверждали, что при таких запчастях мотор долго выдержит. Но мне всё равно было жаль запоротый коленчатый вал, испорченные шатуны и повреждённый блок цилиндров. Работа на автомобиле Газ – 51 не прошла даром, я набрался опыта вождения, поднаторел техническом отношении. Теперь я мог свободно отрегулировать трамблёр и выставить зазор между контактами. По отметкам на шкивах привода ремня генератора найти верхнюю мёртвую точку и отрегулировать клапана. Снять генератор и найти мелкую неисправность, и даже отрегулировать реле Р - 24. Всё это я делал не теоретически я с навыками, пришедшими во время работы. Смотришь, как автоэлектрик Иван Михайлович работает с электрооборудованием, и учишься, не надоедая человеку. Моторист Штапов регулирует клапана или устанавливает зажигание тоже хороший урок, хотя не с первого раза, но со временем запоминаешь. Колесо спустило, катишь его в шиномонтажный цех, там тоже смотришь, как старшие товарищи махают кувалдой, отбивая прикипевшую покрышку к диску 220 / 508 из качественной Советской стали. Со лба бежит пот, но ты всё равно бьёшь кувалдой по уголку 45 на 45 мм, отбивая по кругу резину от металла. Покрышка отошла от диска, тут в дело идёт монтировка, которой надо поддеть стопорное кольцо и вывести его из паза в диске колеса. Наконец при помощи определённых физических усилий покрышка снята. Мелом отмечаешь место соска и вытаскиваешь камеру. Если сразу заметил, что колесо спустило, то можно отделаться небольшим порезом, ну а если проехал приличное расстояние, камеру прорежет засевший в покрышку гвоздь и разрежет её так, потом её не один вулканизатор не восстановит. Расход личной энергии на этом не заканчивается. Надо установить колесо на место и крепко его закрепить сначала футорками, потом гайками. Тут работа предстоит тяжёлая с элементами сообразительности и определёнными навыками при монтаже колёс. Надо не забыть смазывать резьбы нигролом, чтобы при следующем ремонте отвернуть с наименьшими усилиями не прибегая к автогену. А главное так прикрутить, чтобы не потерять колёса и не разбить посадочные гнёзда в диске колеса.

Подошло время первомайских праздников. Ранним утром все водители, одетые в лучшие свои одежды собирались на демонстрацию. Приезжали пораньше, чтобы успеть до закрытия дорог и остановки общественного транспорта. Обычно водители набивались в кабинеты к начальникам автоколонн. Бухгалтера в бухгалтерию тут и Лариса Николаевна и Татьяна Михайловна в праздничных нарядах. Ремонтная мастерская у себя тоже отдельно вместе с Коровниковым Михаилом Митрофановичем. Отдел снабжения с начальником Григорием Михайловичем Гольдшмидтом и его работниками Любовью Юрьевной Капустиной с водителем Костяевым и другими. И в кабинете начальника славной Автоколонны № 1231 руководство партийное и профсоюзное во главе с Калининым Михаилом Егоровичем. Транспортники города Новосибирска были под флагами Министерства транспорта и управления ЗСТТУ. На борту каждого автомобиля гордо сияла эмблема работников автомобильного транспорта. На ней было название транспортного предприятия, управления и нашего министерства.

А на дворе замерли автомобили блестящие, краской и металлом. Прекрасные машины - своими формами и крепкими кузовами, кабинами и колёсами. Сильные и незаменимые помощники таких же сильных и крепких людей строителей новой жизни. Им люди предоставили отдых на время праздников, и они это понимая, подмигивают им своим фарами и габаритными фонарями, когда солнце переводит свои лучи на автомашины.