Во все времена в России власть боялась не то, что против царя поднимется чернь («бессмысленного и беспощадного» народного недовольства избежать было сложно), а то, что от «руки дающей» отвернутся привилегированные слои общества, к которым, в частности, относилась и армия. Дворцовые перевороты XVIII века и тайные общества начала XIX века в итоге сделали свое «черное дело» - постоянный страх за свою собственную жизнь вынуждал правителей изобретать различные способы обещаний неизменности подданных в своей лояльности и повиновении.
Мало было принести присягу на верность новому монарху при его восшествии на престол (где уже в принципе было . При производстве в офицерский чин нижних чинов также следовало, как следует «расспросить» о благонадежности и проверить на благомыслие и основательность.
Потенциальный кандидат был обязан подписаться в том, что он «не знает» и «не состоит», а также, что не участвовал в «подговорах» и даже «не слышал».
Так, командир Гренадерского саперного батальона полковник Е.П. Томиловский 20-го сентября 1914 года подал Командиру Гренадерского корпуса генералу от артиллерии И.И. Мрозовскому №412, в котором ходатайствовал о производстве в прапорщики инженерных войск двух унтер-офицеров вверенного ему батальона: роты Его Величества Андрея Иванова и 3-й саперной роты Михаила Никифорова.
Каждый из этих кандидатов был обязан дать специальную подписку о «непринадлежности к каким-либо тайным обществам». Вот ее текст –
«… Я, нижеподписавшийся, дал сию подписку в том, что ни к каким тайным обществам, думам, управам и прочим, под каким они названием не существовали, я не принадлежал и впредь принадлежать не буду. И что не только членам оных обществ, по обязательству через клятву или честное слово, не был, да и не посещал и даже не знал о них, и чрез подговоры, как об обществах, так и о членах, тоже ничего не знал и обязательств никаких без форм и клятв не давал…».
НЕ СЛУЖИЛ, НЕ СОСТОЯЛ, НЕ ИМЕЮ
5 марта 20235 мар 2023
96
1 мин
4