Найти тему

ВОЕННОПЛЕННЫЕ. НЕКОМБАТАНТЫ

В 1758 году швейцарский юрист, состоящий на службе у саксонского курфюрста Эммер де Ватель, издал своё знаменитое произведение «Право народов» (Le Droit de Gens) . В нём была обозначена важнейшую норму, которая действует и по сей день. А именно, что монархи должны были вести войны только с помощью солдат, а гражданское население ни в коем случае не должно было вмешиваться.
Военные должны были сражаться друг с другом в специальных мундирах, подчиняясь приказам командиров, открыто носить оружие и соблюдать законы. Мирные жители не вмешивались в войну под страхом наказания, даже если лишалось собственности и жизни. В случае поражения одной из сторон крестьяне должны были продолжать свои обычные занятия и платить налоги победившей стороне. Но только в этом случае победитель мог гарантировать их неприкосновенность.

Эмер де Ватте́ль (1714 - 1767) — швейцарский юрист
Эмер де Ватте́ль (1714 - 1767) — швейцарский юрист

Эти положения легли в основу юридического определения комбатантов, данному в 1907 году на 2-й Гаагской конференции в «Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны».
Выражение некомбатант в международном гуманитарном праве обозначает несколько категорий людей:
- гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в боевых действиях;
- военных медиков и капелланов, которые входят в состав воюющих сторон, но пользуются защитой в силу своих специфических функций;
- комбатантов, выведенных из строя;
- нейтральных лиц (например, миротворцев), не принимающих участия в операциях одной из воюющих сторон.
Этот особый статус был впервые признан в рамках первой Женевской конвенции 1864 года.

****

На протяжении приблизительно трёх тысяч лет вооружённый конфликт мог принимать одну из двух форм – либо полевые сражения, либо осада городов. Это разделение оставалось в силе независимо от того, какового было самое тяжёлое оружие того или иного времени – копья, метательные орудия или пушки.
Полевые сражения представляли собой своеобразный «турнир» между армиями. Как правило, если битва происходила в открытом поле, некомбатантов взять было негде.
И совсем другую картину представляла собой осада городов. По словам Ксенофонта, «жизнь и собственность побеждённых принадлежат победителям».

В библейской книге Второзакония предписывалось, что сыны Израиля. Одержав победу в войне, могут войти к любой понравившийся женщине и взять её в жены. Однако они должны были дать своим прекрасным пленницам месяц времени, чтобы те могли оплакать своих погибших родственников. Женщины, которые не нравились своим захватчикам, надлежало отпустить.

Троянский конь
Троянский конь

Похожая участь ждала и женщин Трои, только в этом случае не было такого Пятикнижия, которое предписывало бы подождать некоторое время до вступления в половую связь. Мужское население Трои было убито на месте. Детей, как сына Гектора Астинакса, либо убивали на месте, либо брали в плен. Пленниц сажали на «чёрные корабли» и «волокли в цепях» в Ахею. Те, кто был пригоден для домашней работы, должны были выполнять её в доме хозяина, деля с ним ложе по его желанию.
Идея морального долга защищать определенные категории населения от последствий войны появляется у святого Августина Аврелия в труде «О граде Божьем» (De Civitate Dei contra paganos). Однако епископа Гиппонского больше интересовало права комбатантов на войне – что им разрешено или запрещено делать.
Августин придерживался мнения о порочности войны как таковой и о необходимости достижения мира между всеми христианскими народами ради совместного сопротивления иноверцам . «Священная война» концептуально отделялась от обычной и считалась изначально справедливой.
Армии Древнего мира и Средних веков встречались с некомбатантами (фр. non-combattants – «не воюющие») исключительно на марше во время фуражировки – операций по добыче у населения провианта для армии. Отношение к ним варьировалось от случая к случаю. На дружественной или нейтральной территории солдаты могли получить приказ расплачиваться за то, что они забирали у населения. Иногда, очень редко, так поступали и на вражеской территории. Богатых с виду горожан брали в заложники или пытали, чтобы те открыли местонахождение своих сокровищ.
Отношение победоносных полководцев к перспективе разграбления какого-либо города было неоднозначным. Это событие могло подорвать их репутацию в городе, особенно если место, о котором шла речь, было священным или чем-то знаменитым. К тому же разграбление влекло за собой временную утрату контроля над армией и означало, что большая часть ценностей будет уничтожена. Поэтому многие полководцы старались этого не допускать, иногда успешно, а иногда нет.
В Европе Начала нового времени полководцы платили своим солдатам т.н. «штурмовые деньги» взамен дозволения беспорядочного грабежа, дабы поддержать порядок в войсках и одновременно сделать грабёж более организованным.
С исторической точки зрения разграничение пострадавших от войны на некомбатантов и комбатантов началось с формулировки Кодекса Либера. Немецкий иммигрант в США юрист и философ
Франц Либер (1800 – 1872) по поручению Президента А. Линкольна составил собой свод инструкций для командования армий Соединенных Штатов во время Гражданской войны 1861 – 1865 г.г. Кодекс был введен в действие 24-го апреля 1863 г. приказом № 100 президента А. Линкольна и диктовал, как солдаты должны вести себя в военное время.

Франц Либер
Франц Либер

Так, в частности, документ отвергал всякую жестокость и недобросовестность во время сражений (ст. 11) и допускал «военную необходимость» лишь как уничтожение жизни вооружённых врагов, что было неизбежно во время сражений (ст. 14). В то же время приказ не допускал жестокости, т.е. причинения страданий, ради мести, калечения, пыток или ранений, иначе, как в бою (ст. 16). Командованию предписывалось удалять женщин и детей из осаждённых мест до начала обстрелов (ст. 19)
В 1874 году по инициативе российского Императора Александра II в Брюсселе была созвана международная конференция, основной целью которой являлось «определить точнее, чем до сих пор, законы и обычаи, согласные с состоянием войны, для того, чтобы ограничить её последствия и уменьшить её бедствия, насколько это возможно и желательно». Участникам был предложен проект, предусматривающий установление ряда обязательных правил ведения войны. Автором его был российский юрист
Фёдор Мартенс, тогда ещё мало известный в своей стране и за её пределами. Однако делегаты в большинстве отказались подписывать проект, в принципе возражая против ограничения войны международными правилами. В результате предложенный документ был принят лишь в виде декларации, не имеющей обязательной силы.
Во время Второй мировой войны из-за частоты бомбардировок и воздушных налётов на города мирное население пострадало больше, чем в предыдущих войнах. Источники утверждают, что в ходе войны погибло более 45 миллионов гражданских и некомбатантов. Также говорится, что более 18 миллионов человек были убиты во время Холокоста и в результате других нацистских преследований, однако точное число, вероятно, никогда не будет определено.
Однако трудно оценить потери в таких событиях, как резня в Нанкине, хотя, по разным оценкам, было убито от 200 до 300 тысяч гражданских лиц и военнопленных.
Война во Вьетнаме — это одна из войн середины 20-го века, в которой было установлено, что многие мирные жители были убиты. Многие гражданские лица не были конкретно идентифицированы как некомбатанты или обычные гражданские лица, которые могли прямо или косвенно убить сотни и тысячи вьетнамских мирных жителей.

Американские вертолеты прикрывают продвижение южновьетнамских наземных войск 1 марта 1965 года
Американские вертолеты прикрывают продвижение южновьетнамских наземных войск 1 марта 1965 года

****

Правила войны в том виде, в котором они существуют сегодня, далеки от совершенства и ежедневно нарушаются. И всё же они не дают автоматически победителям права на жизнь и собственность побеждённых, не говоря уже о женской половине населения. Из документов генерального консультанта Армии США, сделанных во время Второй мировой войны, видно, что за изнасилование казнили больше военнослужащих, чем за какое-либо другое преступление. Особенно, если солдат был чернокожим, а его жертва была не только изнасилована, но и убита.
---------------------------------