В 1758 году швейцарский юрист, состоящий на службе у саксонского курфюрста Эммер де Ватель, издал своё знаменитое произведение «Право народов» (Le Droit de Gens) . В нём была обозначена важнейшую норму, которая действует и по сей день. А именно, что монархи должны были вести войны только с помощью солдат, а гражданское население ни в коем случае не должно было вмешиваться.
Военные должны были сражаться друг с другом в специальных мундирах, подчиняясь приказам командиров, открыто носить оружие и соблюдать законы. Мирные жители не вмешивались в войну под страхом наказания, даже если лишалось собственности и жизни. В случае поражения одной из сторон крестьяне должны были продолжать свои обычные занятия и платить налоги победившей стороне. Но только в этом случае победитель мог гарантировать их неприкосновенность.
Эти положения легли в основу юридического определения комбатантов, данному в 1907 году на 2-й Гаагской конференции в «Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны».
Выражение некомбатант в международном гуманитарном праве обозначает несколько категорий людей:
- гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в боевых действиях;
- военных медиков и капелланов, которые входят в состав воюющих сторон, но пользуются защитой в силу своих специфических функций;
- комбатантов, выведенных из строя;
- нейтральных лиц (например, миротворцев), не принимающих участия в операциях одной из воюющих сторон.
Этот особый статус был впервые признан в рамках первой Женевской конвенции 1864 года.
****
На протяжении приблизительно трёх тысяч лет вооружённый конфликт мог принимать одну из двух форм – либо полевые сражения, либо осада городов. Это разделение оставалось в силе независимо от того, какового было самое тяжёлое оружие того или иного времени – копья, метательные орудия или пушки.
Полевые сражения представляли собой своеобразный «турнир» между армиями. Как правило, если битва происходила в открытом поле, некомбатантов взять было негде.
И совсем другую картину представляла собой осада городов. По словам Ксенофонта, «жизнь и собственность побеждённых принадлежат победителям».
В библейской книге Второзакония предписывалось, что сыны Израиля. Одержав победу в войне, могут войти к любой понравившийся женщине и взять её в жены. Однако они должны были дать своим прекрасным пленницам месяц времени, чтобы те могли оплакать своих погибших родственников. Женщины, которые не нравились своим захватчикам, надлежало отпустить.
Похожая участь ждала и женщин Трои, только в этом случае не было такого Пятикнижия, которое предписывало бы подождать некоторое время до вступления в половую связь. Мужское население Трои было убито на месте. Детей, как сына Гектора Астинакса, либо убивали на месте, либо брали в плен. Пленниц сажали на «чёрные корабли» и «волокли в цепях» в Ахею. Те, кто был пригоден для домашней работы, должны были выполнять её в доме хозяина, деля с ним ложе по его желанию.
Идея морального долга защищать определенные категории населения от последствий войны появляется у святого Августина Аврелия в труде «О граде Божьем» (De Civitate Dei contra paganos). Однако епископа Гиппонского больше интересовало права комбатантов на войне – что им разрешено или запрещено делать.
Августин придерживался мнения о порочности войны как таковой и о необходимости достижения мира между всеми христианскими народами ради совместного сопротивления иноверцам . «Священная война» концептуально отделялась от обычной и считалась изначально справедливой.
Армии Древнего мира и Средних веков встречались с некомбатантами (фр. non-combattants – «не воюющие») исключительно на марше во время фуражировки – операций по добыче у населения провианта для армии. Отношение к ним варьировалось от случая к случаю. На дружественной или нейтральной территории солдаты могли получить приказ расплачиваться за то, что они забирали у населения. Иногда, очень редко, так поступали и на вражеской территории. Богатых с виду горожан брали в заложники или пытали, чтобы те открыли местонахождение своих сокровищ.
Отношение победоносных полководцев к перспективе разграбления какого-либо города было неоднозначным. Это событие могло подорвать их репутацию в городе, особенно если место, о котором шла речь, было священным или чем-то знаменитым. К тому же разграбление влекло за собой временную утрату контроля над армией и означало, что большая часть ценностей будет уничтожена. Поэтому многие полководцы старались этого не допускать, иногда успешно, а иногда нет.
В Европе Начала нового времени полководцы платили своим солдатам т.н. «штурмовые деньги» взамен дозволения беспорядочного грабежа, дабы поддержать порядок в войсках и одновременно сделать грабёж более организованным.
С исторической точки зрения разграничение пострадавших от войны на некомбатантов и комбатантов началось с формулировки Кодекса Либера. Немецкий иммигрант в США юрист и философ Франц Либер (1800 – 1872) по поручению Президента А. Линкольна составил собой свод инструкций для командования армий Соединенных Штатов во время Гражданской войны 1861 – 1865 г.г. Кодекс был введен в действие 24-го апреля 1863 г. приказом № 100 президента А. Линкольна и диктовал, как солдаты должны вести себя в военное время.
Так, в частности, документ отвергал всякую жестокость и недобросовестность во время сражений (ст. 11) и допускал «военную необходимость» лишь как уничтожение жизни вооружённых врагов, что было неизбежно во время сражений (ст. 14). В то же время приказ не допускал жестокости, т.е. причинения страданий, ради мести, калечения, пыток или ранений, иначе, как в бою (ст. 16). Командованию предписывалось удалять женщин и детей из осаждённых мест до начала обстрелов (ст. 19)
В 1874 году по инициативе российского Императора Александра II в Брюсселе была созвана международная конференция, основной целью которой являлось «определить точнее, чем до сих пор, законы и обычаи, согласные с состоянием войны, для того, чтобы ограничить её последствия и уменьшить её бедствия, насколько это возможно и желательно». Участникам был предложен проект, предусматривающий установление ряда обязательных правил ведения войны. Автором его был российский юрист Фёдор Мартенс, тогда ещё мало известный в своей стране и за её пределами. Однако делегаты в большинстве отказались подписывать проект, в принципе возражая против ограничения войны международными правилами. В результате предложенный документ был принят лишь в виде декларации, не имеющей обязательной силы.
Во время Второй мировой войны из-за частоты бомбардировок и воздушных налётов на города мирное население пострадало больше, чем в предыдущих войнах. Источники утверждают, что в ходе войны погибло более 45 миллионов гражданских и некомбатантов. Также говорится, что более 18 миллионов человек были убиты во время Холокоста и в результате других нацистских преследований, однако точное число, вероятно, никогда не будет определено.
Однако трудно оценить потери в таких событиях, как резня в Нанкине, хотя, по разным оценкам, было убито от 200 до 300 тысяч гражданских лиц и военнопленных.
Война во Вьетнаме — это одна из войн середины 20-го века, в которой было установлено, что многие мирные жители были убиты. Многие гражданские лица не были конкретно идентифицированы как некомбатанты или обычные гражданские лица, которые могли прямо или косвенно убить сотни и тысячи вьетнамских мирных жителей.
****
Правила войны в том виде, в котором они существуют сегодня, далеки от совершенства и ежедневно нарушаются. И всё же они не дают автоматически победителям права на жизнь и собственность побеждённых, не говоря уже о женской половине населения. Из документов генерального консультанта Армии США, сделанных во время Второй мировой войны, видно, что за изнасилование казнили больше военнослужащих, чем за какое-либо другое преступление. Особенно, если солдат был чернокожим, а его жертва была не только изнасилована, но и убита.
---------------------------------