Найти в Дзене
Небесные истории

Как часто пилот бывает дома? | Авиаликбез

Не так давно я получил сразу несколько вопросов от парнишки, раздумывающего о том, чтобы связать свою жизнь с гражданской авиацией. Так как подобными вопросами романтически настроенная молодежь задается часто, решил я продолжить старую добрую традицию отвечать в виде открытого рассуждения. Итак, вопрос первый: "Мне нравится профессия пилота, но меня очень волнует одно: как часто пилот отсутствует дома? Просто для меня семья очень важна, и мне совсем не хочется проводить огромное количество времени на работе, а семью видеть редко, для меня она выше всего". Прекрасно! Семья - аргумент весомый. И это один из наиболее часто задаваемых вопросов. Довольно распространено мнение, что пилоты живут в самолетах, а домой их отпускают редко и очень неохотно, и только если вели себя хорошо - то есть не «привезли» злющему комэске плохую расшифровку. Дети растут без отца, семьи распадаются и все такое прочее. Миф это или правда? Как говорят в недружественных странах, it depends. То есть бывает по-разн
Оглавление

Не так давно я получил сразу несколько вопросов от парнишки, раздумывающего о том, чтобы связать свою жизнь с гражданской авиацией. Так как подобными вопросами романтически настроенная молодежь задается часто, решил я продолжить старую добрую традицию отвечать в виде открытого рассуждения.

Итак, вопрос первый:

"Мне нравится профессия пилота, но меня очень волнует одно: как часто пилот отсутствует дома? Просто для меня семья очень важна, и мне совсем не хочется проводить огромное количество времени на работе, а семью видеть редко, для меня она выше всего".

Прекрасно!

Семья - аргумент весомый. И это один из наиболее часто задаваемых вопросов. Довольно распространено мнение, что пилоты живут в самолетах, а домой их отпускают редко и очень неохотно, и только если вели себя хорошо - то есть не «привезли» злющему комэске плохую расшифровку. Дети растут без отца, семьи распадаются и все такое прочее.

Миф это или правда?

Как говорят в недружественных странах, it depends. То есть бывает по-разному.

Прежде чем начать разглагольствовать, позвольте мне зайти с другой стороны. Молодежь, еще не познавшая прелести семейного быта, не задумывается о том, что рутина ежедневного присутствия в жизни друг друга является угрозой любовной лодке не меньшей, чем периодические расставания и встречи. Да-да, мой дорогой юный друг: встречи по утрам и вечерам, субботам и воскресеньям, из недели в неделю... из года в год... две недели отпуска на турецком берегу... - все это довольно быстро из яркого и праздничного превращается в серое будничное. Возбуждение, страсть и эмоции, притягивающие вас, еще не успевших друг другу приесться, постепенно угасают, и - увы! - часто замещаются другими, совсем не позитивными.

Однообразие - известный враг для отношений, особенно в пучине бытовых проблем и при отсутствии гибкости в уважения слабостей друг друга.

Если углубиться в исследование этой темы, то в итоге мы придем к удивительному выводу: периодические расставания, позволяющие ощутить, как вы друг без друга скучаете, заканчивающиеся радостью встречи - весьма хорошо работающий инструмент для укрепления отношений. Уточню: работающий хорошо, но не являющийся панацеей. Все как всегда зависит от вас двоих.

Так что, мой друг, раз семья для вас на первом месте, попробуйте взглянуть на проблему под этим углом зрения.

Безусловно, должен быть баланс "встреч и расставаний", и вот об этом я и хочу порассуждать.

Авиакомпаний много, самолетов разных тоже хватает: региональные, среднемагистральные, "дальнобойные". Пассажирские, грузовые. Даже на одном и том же самолете в одной и той же авиакомпании специфика работы пилота, его график, могут быть разными в разных регионах. Например, у авиакомпании S7 Airlines несколько региональных баз, и если пилот Боинга 737 московского филиала частит рейсами "Москва-Казань-Рязань" (образное выражение), утром вылетел - вечером вернулся, то его новосибирский коллега может несколько раз в месяц прокатиться в Бангкок и Анталью, останавливаясь на день-два-три в этих городах, прежде чем вернуться обратно.

А в другой авиакомпании, эксплуатирующей такой же тип воздушного судна, пилоты могут неделями базироваться в Сочи, выполняя оттуда рейсы в города нашей необъятной страны. Или в Калининграде. И даже в Анталье. Главное - они неделями не бывают дома, при том, что, повторюсь, самолет во всех случаях один и тот же - Боинг 737.

К слову, никто не запрещает вам взять семью в одну из таких командировок. За ваш счет, разумеется. Уточню: иногда авиакомпания ничего не имеет против проживания вашей супруги в номере, авиакомпанией оплаченном.


Замечу, что и люди (в данном случае, пилоты) - тоже разные. Кому-то по душе оседлый образ жизни - слетал в Казань туда-сюда и счастлив. Кому-то (как правило, молодым и дерзким) хочется почаще летать - набивать руку на взлетах и посадках, да и налет на пенсию надо зарабатывать, а другим (повзрослевшим и потяжелевшим) - хочется летать пореже и подальше. Есть и такие, для кого разъездной характер работ идеален, а семья (если она вообще есть) - не является фактором по той или иной причине.

Для меня, например, идеальная работа - это когда большая часть рейсов "туда-сюда", то есть разворотные, после которых ты возвращаешься на базу. Пару раз в месяц - командировка, то есть эстафетный рейс, либо путешествие в другой город с целью прохождения того или иного вида тренажерной подготовки. И конечно, важны нюансы в виде чередования ночных и дневных рейсов, длинных и коротких. А то можно летать "туда-сюда", но по ночам, и при этом детей не видеть, так как ты спишь тогда, когда они бодрствуют.

-2

Неплохой баланс был в "Глобусе", одной из двух авиакомпания, составлявших S7 Airlines до 2019 года (потом "Сибирь" и "Глобус" воссоединились). В правилах планирования мы определили ограничение: две эстафеты в месяц, да и само расписание помогало миксовать длинные и короткие рейсы, внутренние и международные, при этом при месячном налете в 85 часов получалось по 10-12 свободных от планирования дней иметь. И несмотря на то, что правила позволяли планировать два ночных рейса подряд, старались этого не делать.

И все равно потоком шли жалобы на несчастную пилотскую судьбинушку.
-3

Здесь, на Ближнем Востоке, где я работаю в настоящее время, баланс рейсов и выходных тоже неплох, но правила позволяют планировать аж четыре ночи подряд! Хотя так стараются не делать - обычно не более двух, что тоже, к слову, непросто. Опять же, что такое ночной рейс? Если рейс начался днем, а возвращение за полночь, то для организма это очень даже ночной рейс (в кровать ложишься в 2-3 ночи), а для планирования - вполне себе дневной. И когда за таким вот рейсом следуют две (и редко - три) настоящие ночные смены, вспоминаешь жалобщиков из "Глобуса" с ностальгией.

С другой стороны, частые ночные рейсы компенсируются хорошей, как правило, погодой и минимум рабочего стресса. Никто тебе не компостирует мозги за неправильно поставленную запятую в полетном задании (образно), явки в офис сведены к необходимому минимуму. Пришел - отработал - ушел. Все работают плюс-минус одинаково, без сюрпризов, без беготни и спешки, бумаг куда меньше, чем было в России. На земле все бытовые вопросы (размещение, транспорт и т.п.) - не на летном экипаже, а на старшем бортпроводнике. Не просто так, поработав первые полгода, я охарактеризовал происходящее как "рай для командиров 737".

Простите, что-то меня в сторону от темы потянуло.

-4

Так вт. В недавние старые добрые времена бывало такое, что у пилота была возможность выбирать: авиакомпаниям требовались кадры, и можно было практически на любой тип самолета переучиться по собственному желанию. Хочешь - иди на Боинг-737, не хочешь - на А-320... Да чего я об этой мелочи пишу - даже у курсантов была возможность пристроиться на огроменные Боинги 747 и 777 по окончании учебного заведения (что, конечно, верх глупости - идти мимо романтики профессии сразу на дальнобой, где, к слову, было бы неплохо иметь определенный опыт за плечами).

Следует добавить дегтя. Сейчас, в 2023 году, такого выбора нет. На Л-410 выпускнику устроиться - уже великое счастье. Но не будем о грустном - хороший пилот всегда сохраняет оптимизм. В нашей профессии это важно!


Окей, мы поговорили о разной специфике. Теперь поговорим о рутинных буднях.

Согласно существующим в России нормам, после шести отработанных рабочих смен (читай, дней), пилоту должен предоставляться отдых продолжительностью не менее 42 часов, включающих в себя две локальные ночи. Для простоты, примем, что это сутки.

Итак, в самом худшем случае, график работы пилота будет выглядеть как шесть дне на работе, один дома. Замечу, что под работой подразумеваются не только рейсы, но и тренировки на земле, явки в офис и резервы (последние могут быть в домашних условиях). Кроме того, полеты могут быть ночными, то есть фактически, два дня (световых) пилот может быть дома. Явка в офис может быть такой, что ты утром ушел, а к обеду уже дома, с семьей.

-5

Да, бывает и так что пилот из месяца в месяц так и работает: 6/1... 6/1... 6/1... и имеет не более 5 "настоящих" выходных в месяц. Но так не всегда и не везде. Если углубиться в нудные рассуждения о нормах планирования, то выяснится, что авиакомпания, планирующая пилотов 6/1... 6/1 - нарушает трудовое законодательство, так как при таком планировании пилот как правило превышает положенную месячную рабочую норму. Которая состоит не только из часов, проведенных в самолете, и рассчитывается пропорционально дням, в которые сотрудник доступен для работы (дни отпуска, например, снижают эту норму).

Не важно. Главное, что 6/1 - это норма, но не обязательная практика. Бывает, что у пилота, вырабатывающего положенную месячную норму часов, случаются 8 выходных (или, в общем случае, дней, свободных от наряда, по факту проведенных дома) и даже больше. Даже 15 бывает.

При этом, повторюсь, благодаря специфике летной работы, даже в рабочие дни пилот может целый день, либо значительную часть светового дня, быть дома. Что, согласитесь, отличает пилота от стандартного офисного служащего, проводящего 5 дней в неделю вне дома, уходящего от детей в 7 утра и возвращающегося в 18 вечера. А то и позже.

И снова не могу не заметить, честности ради, что может быть и такая специфика работы у пилота, что он неделями будет жить вне дома, и так из месяц в месяц. Такая работа в прошлом была характерна на пассажирских и (особенно) грузовых "дальнобоях" Боинг 747 и 777.

Почему я написал "в прошлом"? Увы, но крупнейшая грузовая авиакомпания ABC (Air Bridge Cargo) после известных событий перестала эксплуатировать эти самолеты, оставив огромное количество пилотов не удел. Зато дома, с семьей.
Грустный сарказм. Простите.


Пилоту в России положены 70 дней отпуска в году, при условии, если он сколько-то часов в год налетал (по-моему, 250). Не всегда эта норма соблюдается, замечу, но это вопрос к нерадивым работодателям, нарушающим требования. Но если норма соблюдается, то это, очевидно, является значимым преимущество для ответственного человека, ставящего на первый план семейные ценности.

Стоит добавить, что жадные коммерсанты всячески стараются изменить норму положенного отпуска в сторону уменьшения.

| Зеркало в кабине, трясучка пилотов и другие тайны

Подытожим

  • Расставания - сближают!
  • Вариаций летной работы много. Пилот может как неделями дома отсутствовать, так и изо дня в день надоедать домочадцам своим видом.
  • Специфика летной работы позволяет пилоту даже в рабочий день быть дома.
  • Длинный отпуск является значимым преимуществом.

Выбор, как всегда, за вами!

Продолжение

Летайте безопасно!

| "НЕБЕСНЫЕ ИСТОРИИ" - о полетах и пилотах, о романтике рабочих будней и изнанке летной работы:

Электронные и аудио книги на ЛитРес
Печатные книги на Читай-Город
Печатные и электронные книги на Ридеро