В каждом конкретном человеке заложены наиболее благоприятные для него типовые социальные роли.
Проявляются эти «векторные архетипы» на генетическом, биохимическом, физиологическом и психологическом уровнях.
Причем, в большинстве случаев, совершенно неосознанно для самого носителя предназначенной для него функции!
Именно вектор определяет способы адаптации нас к окружающей среде, а также сценарии проживания жизни как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности.
Что же такое системно-векторный психоанализ?
— Интересно, что «дедушкой» системно-векторного психоанализа считается Зигмунд Фрейд, но при этом в работах самого Фрейда нет такого понятия. Когда же оно появилось?
Об этом рассказывает преемница петербургского ученого Виктора Константиновича Толкачева – Екатерина Томашевская.
— Как таковой системно-векторный психоанализ при жизни Зигмунда Фрейда, конечно, еще не сложился. Разумеется, не было и понятия «вектор» в контексте нашей школы. Дело было так. Вышла скандальнейшая статья, подписанная Зигмундом Фрейдом, – «Характер и анальная эротика». В ней было подмечено, что определенные черты характера обусловлены некоторыми врожденными особенностями. По сути, статья должна была бы называться «Темперамент и анальная эротика»…
Тут сразу следует уточнить, что такое темперамент, а что – характер. Темперамент – набор психологических характеристик, в генезе которых участвует внутреннее пространство капсулы живого вещества. Это те врожденные функциональные подпрограммы, с которыми человек родился. Далее эти черты претерпевают ряд трансформаций, обусловленных уже внешними условиями.
Характер – социализированный темперамент. Поэтому речь и шла о том, как врожденные черты выстраиваются в черты характера.
Кстати, у Фрейда в конце статьи есть одно историческое замечание. После того как он провел аналогию таких черт характера как аккуратность и бережливость именно с анальной эрогенной зоной, то указал, что существуют противоположные: небрежность и беспечность.
То есть характер, абсолютно не терпящий порядка. Здесь уже был намек. Если есть такой, то существует и абсолютно иной.
Фрейд отметил, что, вероятно, стоит подумать о некой закономерности, определенной связи и с другими эрогенными зонами.
Последний абзац статьи Фрейда о наличии связей черт характера с эрогенной зоной уже послужил основой жизненного сценария основателя системно-векторного психоанализа Виктора Константиновича Толкачева. Это уже непосредственно мой учитель. Прочитав эту статью, он начал искать и, подняв все труды учеников Фрейда и многих других психологов, выделил семь психотипов, проследив выявленную связь.
Далее по настоянию своего учителя Владимира Александровича Ганзена Толкачев начал искать восьмой тип. В результате, был открыт мышечный тип (умбиликальный). Эрогенной зоной здесь является пупок или «умбиликус». Эта зона очень активна у человека в течение внутриутробного периода.
Кроме того, в свое время Толкачеву удалось увидеть фильм ВВС о законах жизни в стае обезьян. Точнее, о функциональном распределении в этой системе. И аналогии были настолько мощными, что в голове Виктора Константиновича слились три волны: эрогенная зона, черты характера, функция в стае приматов. Это и стало истоком основной посылки учения.
Через все эколого-географические испытания, выпавшие на долю планеты Земля, человечество прошло и выжило не в одиночку, а в системе под названием стая, где каждый прирожденно выполняет определенную функцию, необходимую для выживания всей стаи.
То есть, если я родился таскать тяжелое и убивать мамонта, то у меня такие-то мышцы, кости, печень, сердце. Если я родился наблюдать, не бежит ли за нами леопард, то весь мой организм устроен по-другому. Получается, что раз внутренние характеристики диктуются физиологическими особенностями, то они же диктуют и поведение.
Если у меня мышцы получают радость от поднятия тяжелого, я буду это делать, так как капсула живого вещества существует по принципу удовольствия, и все полезное ему и стае подкреплено положительной эмоциональностью. А все, что не полезно, тут же получает ответную отрицательную эмоциональную реакцию.
Поэтому если он получает радость, и у него мышцы поют, это один разговор, а если петь нечему, да и мышц-то там почти нет, то и радости соответственно не будет. В результате функция будет выполнена плохо.
— А как же сублимация, которой Фрейд отводил большую роль в творческом процессе?
— Сублимация это одно из понятий, пришедших от Зигмунда Фрейда. Здесь стоит поговорить и о других источниках, потому что далеко не все учение Фрейда перешло в системно-векторный психоанализ в чистом виде.
Связь с природным функционалом внесла некоторые коррективы и в основные понятия Фрейда.
👀Поскольку мы говорим о том, что у меня существует прирожденная обреченность к выполнению той или иной функции, то получается, что если я ее не выполняю, то я болею, страдаю, мучаюсь и мучаю других.👀
🌹 Если я выполняю свое природное предназначение, иду по своей колее, то мне сопутствуют успех, счастье, здоровье и всем со мной хорошо🌹
Как у Высоцкого в песне «Чужая колея»:
Эй вы, задние, делай, как я!
Это значит – не надо за мной,
Колея эта только моя,
Вы езжайте своей колеей!
Если человек попал в свою колею, то все в у него в порядке, и складывается замечательно. Поменять эту «колею» на «чужую» невозможно, но можно при этом переключиться в другую, но тоже «свою».
Ведь фокус в том, что наши хвостатые предки были просты, как правда. Чаще всего одна особь (обезьяна) – это одна прирожденная, нужная стае, функция.
У нас сложнее. У приматов максимум две, а у нас бывает и четыре… и пять… шесть… и семь… и все восемь функций! Особь одна, а функций много.
Соответственно, и конституция рассчитана частично на одну функцию, частично на другую. Отсюда в человеке такая противоречивость души, тела, разума и духа. ✔✔✔
Хорошо, если у меня есть несколько функций, и я своевременно переключаюсь с одной на другую. Если же я одну свою бедную несчастную функцию задвину куда подальше, она не просто там лежит, а напоминает о себе болезнями, так как я ее не выполняю.
Переключаться в нужный момент на отдельно взятую обезьяну – пожалуйста. Но каждую из них нужно и эксплуатировать, и «кормить».
Поэтому, когда мы говорим о том, что я здесь такой-то, а там такой-то, и у меня и то и другое есть – замечательно! Значит все хорошо организовано. А если вдруг я вместо той своей функции, которая у меня является врожденной, и под которую выстроена вся конституция, вдруг начинаю выполнять ту, под которую ничего не предусмотрено, речь уже не о сублимации, а о патологии. Так-то мы себя и калечим.
Ну давайте посадим на экскаватор балерину Мариинского театра… Лишимся и экскаватора, и балерины. 👀👀👀👀
— Семья – это-мини стая. Существуют семьи, которые формируют династии врачей, учителей, дрессировщиков, но при этом из этого стройного ряда бывают выпадения. Это, так сказать, природа отдыхает на детях гениев?
— Вот в чем фокус. В нашем генном наборе обусловлено то, какими мы будем, мы получаем от родителей те черты, которые у них были, конституциональные, национальные. Но есть еще такая хитрость – «ген функциональности». Но это работает кардинально по другому принципу.
✔✔✔ Стая нарождает то, что не хватает ей до полного функционала. ✌Приматы проще – они жили в стае. Мы сложнее. У нас получилось, что два-три человека – уже стая. Особи мы многофункциональные.
И, естественно, в детях проявляется слабее всего, то, что хорошо выражено в родителях. И наоборот.
Соответственно, если не было никаких нарушений, дети дополнят набор родительской стаи.
Беседовала Гаянэ Кечек