Найти тему
Витуша

Легкое поведение - это так по-американски!

Бывает, пересматриваешь понравившийся фильм спустя некоторое время и прямо новый смысл открывается: вдруг замечаешь то, чему не придавал значение, очарованный интересным сюжетом и прекрасной игрой актеров. Или вдруг меняешь свое отношение к полюбившемуся герою, отмечая в нем неприятные черты характера, скрытые при первом просмотре.

То ли мы со временем меняемся, и наши взгляды и принципы диктуют уже другое восприятие ситуации. То ли зная сюжет наперед, мы уже внимательнее к деталям и делаем совсем иные выводы, чем раньше. Включаем голову и пытаемся реально оценить сюжет, замечая, что благостная картинка рассыпается на глазах.

У меня так получилось на третьем просмотре фильма "Легкое поведение" (2008). Фильм мне сразу понравился, я любила его пересматривать, он такой легкий и атмосферный, смешной и грустный одновременно.

Всегда оставалось приятное легкое настроение после его просмотра. Тем более антураж какой! Сельские пейзажи, средневековый дом-замок, викторианские семейные традиции, изысканные наряды и прически начала ХХ века, любовная интрига, да не одна...

Сюжет перессказывать не буду, если вкратце - это фильм про борьбу двух женщин за одного мужчину. Между матерью (классической английской леди) и его свежеиспеченной женой (раскованной эмансипированной американкой) разворачивается нешуточная война. Знакомая ситуация во многих семьях.

Кадр из фильма "Легкое поведение".
Кадр из фильма "Легкое поведение".

В Англии, где свято чтут вековые традиции и ценят хорошее воспитание, борьба эта идет с ослепительными улыбками и "невинными" колкостями, болезненно задевающими самолюбие. Хотя в финале доходит уже до грязных оскорблений и битья фамильных реликвий. Люди они всюду люди... и ничто человеческое им не чуждо.

Главная героиня - американка Ларита, типичная эмансипэ начала века. Даже увлечения у нее под стать (гонщица из Детройта). В то же время она тонка, умна, очень красива и опытна в любовных делах (уже вдова, получившая наследство от первого мужа). Она старше и искушеннее своего молодого английского мужа, тертый калач, одним словом.

Американка не хочет притворяться, подстраиваться под изжившие себя викторианские стандарты. 20-ые годы нового столетия как-никак! Мир быстро меняется: техническая, культурная и сексуальная революция. А тут живут, понимаешь ли, законсервированные столетними обычаями, охота тут у них, сельские праздники с фонариками, этикет за столом и в головах родовая честь...

Я, как и многие, прежде восхищалась Ларитой. Она как свежий ветер ворвалась в эту семью. Переворошила это сонное родовое гнездо, даже в "отжившем" отце семейства зажгла искру жизни и желание измениться.

Кроме того она красива, сексуальна, раскована в проявлении своих чувств.

Но теперь мои симпатии неожиданно оказались на стороне матери молодого англичанина, этой чопорной засушенной "воблы". Вероника Уитэкер стала главой семейства при живом муже, которого сломала жизнь (после первой мировой он не смог прийти в себя, слонялся по парижским борделям, и гордой Веронике пришлось его оттуда силой вытаскивать и возвращать в семью, где росли трое детей в знатном, но обедневшем семействе).

Знаете, такая женщина заслуживает уважения. Она одна тянет на себе семью, решая многочисленные финансовые проблемы, пока ее муж придается воспоминаниям о "свободной" жизни в Европе и занимается тем, чем хочет (хобби у него - мастерить, читать и жену подкалывать).

Вероника души не чает в своем сыне Джоне, он единственный наследник и опора в ее жизни. Его брак с состоятельной девушкой из соседнего поместья может спасти семью от разорения. И вдруг такой сюрприз - сын женился во время учебы на взрослой женщине "легкого" поведения.

Представьте состояние матери. Она ведь очень сильно привязана к сыну и интуитивно чувствует его. Она видит, что Ларита ему не пара во всем: и по возрасту, и по воспитанию, и по образу жизни. Она видит, что ее мальчик просто потерял голову, влюбился, а американская "хищница" вряд ли влюблена так же. Она вышла замуж за молодого Джона Уитэкера не от большой любви - просто увлеклась молодым неиспорченным юношей, пытаясь убежать от отчаяния и боли (и от судебного процесса) после смерти первого мужа. А может разнообразия захотелось после брака со стариком, причем неизличимо больным.

Так будет ли с ней счастлив ее сын?

Все это мать видит и понимает. И борется за будущее своего сына, за будущее своей семьи. Всеми доступными аристократическими средствами.

А Джон, оказавшись во время медового месяца дома, погрузившись в свою привычную среду, тоже уже подспудно понимает, что сделал не тот выбор. Он с радостью вовлекается в домашние хлопоты, исполняет все семейные ритуалы, они его не тяготят как Лариту. Он встречается с бывшей невестой и опять между ними симпатия, она ведь из его круга, она такая же аристократка, как и он. Из одного теста слеплены, и между ними общего больше, чем с американкой. А это очень важно для крепкой семейной жизни!

Мать борется изо всех сил и побеждает, на мой взгляд. Конец закономерен, но необычен. И я не буду раскрывать интригу до конца, кто не смотрел фильм, тот получит настоящее удовольствие от него.

Ларита ворвалась в жизнь этой семьи вначале как свежий ветерок, а превратилась в ураган, который способен разрушить все на своем пути. Чувства и эмоции других Ларита не берет в расчет. Она, как истинная американка, дитя свободы и демократии, с удовольствием навязывает свои порядки и свои ценности, забывая о том, что она гостья в этом доме. Ей скучно, она развлекается "по-американски", шокируя всех. Поистине, легкое поведение.

А у англичан принцип: "Мой дом - мои правила!" А ей плевать на чужие правила. Покой и упорядоченность жизни не для нее. Вот только кто ей дал право все перестраивать на свой лад, не считаясь с другими? Или у американцев это такая национальная черта, от которой и сегодня всех колбасит в мире?

Может это сегодняшняя политическая обстановка так повлияла на мое восприятие главной героини? Или может я просто чисто по-матерински вдруг почувствовала, как несчастна Вероника, и как она отчаянно борется против молодого наглого напора, стремясь уберечь свой привычный мир от разрушения.

А на чьей стороне ваши симпатии в этом фильме?