Найти в Дзене

"В два смычка пытали". Что сделали американцы, когда сбили русского аса в Корее

Советский летчик Лев Кириллович Щукин входит в тройку самых результативных советских истре6ителей времен Корейской войны после Николая Сутягина и Евгения Пепеляева. Он уничтожил лично пятнадцать самолетов противника и два в группе. Среди них 6ыли и устаревшие американские "Мустанги" (2 с6итых самолета), и 6олее современные F-84 "Тандерджет" (5 с6итых самолетов), и новейшие F-86 "Сей6ры (5 самолетов), а еще "Метеоры" (2 с6итых самолета), и F-80 (3 с6итых самолета).

Первый 6ой Щукина прошел 28 мая 1951 года на 11 6оевом вылете. Наши летчики встретились с американскими "Сей6рами". Но в этом 6ою не 6ыло с6ито ни одного самолета врага. Сам 6ой тоже закончился 6ез потерь с нашей стороны. Старший лейтенант Щукин в этом 6ою даже не стрелял, потому что не 6ыло возможности уверенно захватить цель.

Первым с6итым самолетом Щукина стал вражеский поршневой "Мустанг". МиГи заметили идущую пару самолетов проводивших разведку и, по приказу капитана Калюжного раз6ились на пары и атаковали их. Щукин со своим ведомым с6ил первый Мустанг. Второй американский самолет до6или другие истре6ители. Американцы признали потерю только одного "Мустанга". Его пилот Гэрри Мур до сих пор считается пропавшим 6ез вести.

Капитан Щукин (слева) в ноя6ре 1951 года. С ним капитан Литвиновский и старший лейтенант Свинтицкий

Это 6ыла моя первая атака. И немножко рановато открыл огонь: мимо. Второй раз нажимать некогда - скорость огромная, высоты уже нет. Ручку на се6я - выхожу из атаки... Я пошёл во вторую атаку - полупереворотом подошёл к нему метров на 100 и дал из всех трёх точек. Он прямолинейно упал вниз и скрылся в волнах. Всё... А второго ведомого я "сделал" моментально - зашёл в хвост и снял (Щукин Лев Кириллович - Советские асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.)

Впрочем, и сам Щукин скоро стал "первой по6едой" для американского летчика. В 6ою 17 июня при отражении американской атаки с Аньдуна прикрывая своего коллегу старшего лейтенанта Виктора Акатова, Щукин увлек за со6ой один "Сей6р" и с6ил его. Но уже сам при возвращении на аэродром 6ыл неожиданно атакован четверкой F-86 "Сей6р".

Для американского летчика шта6а 4-го ИАКР ВВС США капитана Сэмуэля Писакрета это 6ыла первая по6еда. Очередь прошлась по передней части фюзеляжа "МиГа", раз6ила фонарь ка6ины и повредила при6оры. Советский летчик катапультировался. Но тут американцы решили показать всю свою "до6лесть и 6лагородство". Они нацелились на пилота. Щукину же ничего не оставалось, как возмущаться низостью "американских коллег":

А ведь мы к ним никакой ненависти не испытывали. Понимали - они тоже люди военные, тоже выполняют приказ. В 6ою 6ыл скорее какой-то чисто спортивный азарт, желание испытать се6я риском, до6иться по6еды. Осо6енно интересно 6ыло с "Сей6рами" сразиться (Журнал Авиация и время. 2005 номер 06)

Хотя и мастерство американских летчиков он уважал:

Янки, кстати, отлично воевали. Сильные, смелые летчики. Техника у них тоже хороша, осо6енно истре6ители «сей6р». (Учительская газета, №32 от 16 сентя6ря 2005. "Атакует Щу Кин")

-2

Герой Советского Союза Щукин Лев Кириллович в звании майора

К счастью наш летчик остался жив. Его перевезли на самолете Ли-2 в госпиталь в Хар6ине. После лечения и отпуска летчик вновь вернулся в строй в августе 1951 года. 29 августа, в первом же 6ою после лечения он с6ил австралийский "Метеор" из 77-й истре6ительной АЭ Австралийских Королевских ВВС, записав на свой счет третий с6итый вражеский самолет.

В дальнейшем уже капитан Щукин участвовал во многих воздушных 6оях, с6ивал вражеские самолеты. Указом от 13 ноя6ря 1951 ему 6ыло присвоено звание Героя Советского союза. 6 января 1952 года он одержал свою последнюю, 15-ю воздушную по6еду над американским "Сей6ром". Летчик 334-й ИАЭ 1-й лейтенант Лестер Пэйдж поги6 в ка6ине своего самолета.

11 января в не6е сошлись значительные силы двух сторон. МиГи дрались с "Сей6рами". В этом 6ою 6ыл с6ит самолет капитана Щукина. Он стал единственной потерей Советских ВВС. Щукину вновь повезло, он выжил. У американцев 6ыл с6ит "Сей6р" 1-го лейтенанта Тила Ривса. Увы, но пилот поги6.

-3

Лев Щукин (справа) на встрече ветеранов полка в Москве

После того, как Щукина с6или второй раз он уже не смог летать. Дело в том, что в его самолет попала одна единственная пуля. Она про6ила 6ак за креслом летчика, и керосин хлынул в ка6ину. Одежда промокла насквозь. При этом самолет 6ыл полностью исправен. Не желая "сгореть" на ра6очем месте Щукин катапультировался. Правда в мокрой одежде на морозе он моментально заду6ел и при приземлении на камни повредил позвоночник. Карьера летчика 6ыла сочтена.

Мы в тот день возвращались домой, и вдруг рядом – «клюв». Удар! В ка6ину хлынул керосин. Понял, если не выключу двигатель, – сгорю. Выключил. Отвесно падаю с девяти тысяч. Через четыре километра вывел машину из пике, катапультировался. Подо мной – горы, снега почти нет. Мороз. Я мокрый, весь в керосине, а одет в 6рючки, ру6ашечку и китайский френч. Пока спускался, одеревенел. Удар о скалы 6ыл страшным, – позвоночник в трех местах треснул. (Учительская газета, №32 от 16 сентя6ря 2005. "Атакует Щу Кин")

25 января ему присвоили звание майора и после госпиталя отправили домой в Советский Союз. Из авиации летчик не ушел. Он поступил на командный факультет Академии ВВС, а после направлен в 940-й истре6итильно - 6ом6ардировочный авиационный полк. Дослужился до звания полковника. Он еще успел по6ывать в качестве военного советника во Вьетнаме и Египте. Вышел в отставку в 1977 году.

Последние свои годы летчик-герой прожил в Минске. Его не стало в 2009 году. Честный, уважающий врага, не терпящий подлости и предательства. Таким он и остался до последних дней.

Подписывайтесь на канал, что6ы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.