Приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр предусматривает применение прогнозного индекса инфляции при осуществлении расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта на выполнение большинства работ в сфере строительства, в том числе при закупках непосредственно нового строительства, реконструкции и капитального ремонта, если срок выполнения таких работ превышает один календарный год. При этом автор полагает, что методика обоснования начальной (максимальной) цены контракта не лишена серьезного недостатка, который наиболее ярко проявляется при крупных закупках, измеряемых миллиардами рублей. Именно его описанию посвящена настоящая статья.
Напомним, что согласно методике, утвержденной приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр, на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений, срок проведения которых переходит на второй и (или) последующие годы строительства, определяется по нижеприведенной формуле (с учетом сроков, установленных контрактом):
Цп = С x Кинфл
где
Цп - НМЦК;
С - сметная стоимость подрядных работ, подлежащих выполнению подрядчиком;
Кинфл = Д1 x К1 + Д2 x К2 + ... + Дi x Кi, где
Д1, Д2, Дi - доля сметной стоимости работ, подлежащих выполнению подрядчиком соответственно в 1-й, 2-й, 3-й, i-ый годы строительства объекта;
i - год завершения строительства объекта;
К1 - индекс прогнозной инфляции за первый год строительства объекта;
К2 - индекс прогнозной инфляции, учитывающий инфляцию за первый и второй годы строительства объекта.;
Кi - индекс прогнозной инфляции, учитывающий инфляцию за весь период строительства объекта.
Обратите внимание на значение индекса К1. Согласно методике, оно определяется как среднее арифметическое между индексом прогнозной инфляции на дату начала строительства объекта и индексом прогнозной инфляции на декабрь первого года строительства объекта. На первый взгляд, все логично. Прогнозный индекс инфляции рассчитывается исходя из сроков работ, установленных контрактом, в том числе по дате их начала. Вместе с тем, от расчета начальной (максимальной) цены контракта до непосредственно даты начала строительства проходит определенное время. В среднем это около 2 месяцев. В этот период заказчик проводит процедуру закупки и заключает контракт. Дополнительное время может потребоваться на случай подачи участниками закупки жалоб на действие заказчика, что приводит к затягиванию временного промежутка проведения процедуры, а также на подготовительную работу в рамках уже заключенного контракта (передачу земельного участка, исполнительной документации подрядчику).
Для примера возьмем реальный кейс для рассмотрения: закупку, объявленную в ЕИС одним из заказчиков в конце 2022 года, которая предусматривала срок выполнения строительных работ в течение нескольких лет. Если применять строго формулу, указанную в приказе, то расчет цены должен был выглядеть примерно следующим образом:
Однако, заказчик, справедливо полагая, что в течение 2 месяцев, в течение которых будет проводиться сама закупка и заключаться контракт, инфляция «не стоит на месте», посчитал прогнозный индекс инфляции не от начала производства строительных работ, а от даты определения начальной (максимальной) цены контракта. Иными словами, прибавил эти 2 месяца в расчет прогнозного индекса инфляции. В итоге индекс прогнозной инфляции увеличился, а сам размер начальной (максимальной) цены контракта изменился. Разница составила «всего» 46 756 576,02 руб.
Сказать, что заказчик поступил неправильно, формально можно. Да, такой расчет не соответствует буквально утвержденной методике. Однако, заказчик прав по сути. При этом, к сожалению, это не исключает применение к должностному лицу заказчика негативных последствий, связанных с завышением начальной цены. Выбор того, как поступать конкретному заказчику в подобных случаях в дальнейшем, лежит на его должностных лицах. Автор же полагает, что следует исключить данную неточность в методике, утвержденной приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр.
Автор статьи: Александр Евсташенков, руководитель Экспертного центра Института госзакупок
Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 3 (103), март 2023 г.)
Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок:
И на Рутуб: https://rutube.ru/video/7e7d0bc352c5f2870250fad19ddcf298/