Электронная приемка стала обязательной с 1 января 2022 года и в соответствии с ч. 13 ст. 94 Закона № 44-ФЗ должна, по общему правилу, осуществляться при исполнении всех контрактов, заключенных по результатам проведения любых электронных процедур: как открытых, так и закрытых.
При этом, разумеется, предусмотрены и некоторые исключения, к которым отнесены закрытые электронные процедуры, проводимые:
· федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности РФ, в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, а также подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями;
· заказчиками, в отношении которых иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан РФ или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которых введены меры ограничительного характера. Перечень таких заказчиков отдельно утверждается Правительством РФ (в настоящее время – Распоряжение Правительства РФ от 30.10.2021 № 3095-р).
Также важно помнить, что электронная приемка является обязательной не только в случаях проведения конкурентных электронных процедур, но при осуществлении отдельных закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно, по контрактам, заключаемым:
· в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (то есть при закупках товаров на сумму, не превышающую 3 млн. рублей посредством электронных площадок («электронный магазин» или «закупка с полки»);
· по результатам несостоявшихся электронных конкурентных процедур (пункты 24 и 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
· по решению Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частями 1 и 2 ст. 15 Закона № 46-ФЗ;
· на основании п. 5.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок медицинских изделий и расходных материалов в электронной форме у единственного на территории России или территориях иностранных государств, не вводивших в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера, производителя.
Автор обращает внимание читателя на то, что с 1 июля 2024 года перечень контрактов с единственным поставщиком, в которых предусматривается электронная приемка в случае, если такие контракты будут заключены в электронной форме, может существенно расшириться. Так, электронное актирование должно будет появиться по контрактам, заключаемым по пунктам 1, 2 (за исключением случаев, если в предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ указе или распоряжении Президента РФ, постановлении или распоряжении Правительства РФ будет установлено условие о заключении контракта без использования ЕИС), 6, 10, 11, 12, 13 - 21, 26, 28, 28.1, 30, 33, 35 - 37, 40, 41, 46 (кроме контрактов, заключаемых с физическими лицами), 47, 48, 52, 54, 55, 56 и 60 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (данное нововведение предусматривается п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 04.11.2022 № 420-ФЗ).
Рассматривая вопрос обязательности электронного актирования, следует упомянуть еще пару важных нюансов.
Так, по-прежнему действует норма, допускающая возможность формирования документа о приемке в письменной форме на бумажном носителе в случае, если у заказчика организована коллегиальная приемка (создана приемочная комиссия), но только при условии, что в состав такой комиссии включены лица, не являющиеся работниками заказчика (п. 5 ч. 13 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).
И еще одна особенность – это правило о том, что в некоторых случаях электронная приемка является обязательной, документы оформляются и подписываются посредством ЕИС, однако не размещаются на официальном сайте (т.е. не отображаются в открытой части и не видны «сторонним пользователям») (ч. 15 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).
Сам же порядок электронной приемки регулируется положениями ч. 13 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, которой, кроме прочего, предусмотрено, что заказчик в срок, установленный контрактом, но не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления от поставщика документа о приемке с использованием ЕИС, должен совершить одно из следующих действий: либо подписать усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и разместить в ЕИС документ о приемке; либо, в случае отказа от приемки, сформировать с использованием ЕИС, подписать усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и разместить в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа (п. 4 ч. 13 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).
При этом прямой нормы, предусматривающей ответственность за нарушение порядка электронной приемки, действующее законодательство не содержит, в связи с чем в конце прошлого года Федеральное Казначейство выпустило письмо от 05.12.2022 № 20-01-03/30540, в котором выразило свою позицию касательно вопроса квалификации таких нарушений.
Так, нарушение порядка электронной приемки, по мнению ведомства, будет образовывать состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ: будет расцениваться как несоставление документов о приемке. В качестве наказания за данное нарушение предусмотрен административный штраф на ответственных должностных лиц в размере 20 тыс. рублей.
Кроме того, поскольку документы о приемке подлежат размещению в реестре контрактов, а в ЕИС реализован блокирующий контроль на создание вручную сведений об исполнении контракта с приложением скан-образа документа о приемке по контрактам, для которых предусмотрено обязательное электронное актирование, то подписание документа о приемке по таким контрактам на бумажном носителе повлечет невозможность формирования сведений о его исполнении вручную. Такое действие приведет к нарушению, ответственность за совершение которого, в свою очередь, установлена ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ и предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц также в размере 20 тыс. рублей.
Автор статьи: Снежана Постовалова, старший юрист Экспертного центра Института госзакупок
Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 3 (103), март 2023 г.)
Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок:
И на Рутуб: https://rutube.ru/video/12fb7102ba37fa374bb3e5d207141834/