Найти тему
Сказы Истории

Советская власть в Рязанской губернии Голод 1922 года. Часть 2

1922 год унес десятки тысяч детей, которые вымерли от голода и пострадали от людоедства.

Страшные события подтверждаются рядом публикаций в газете «Рабочий клич» за 1922год. В мартовском номере статья «В стране смерти» рассказывает о том, как люди потеряли человеческий облик: едят трупы умерших, крадут детей, убивают и питаются ими, дети-подростки убивают взрослых.

Приводятся выдержки из протоколов судебного следования. Вот один из них – выдержка из показаний крестьянки Чугуновой (Самарской губернии, Ефимовской волости):

«Я вдова. У меня 4 детей, старшей девочке 15, младшей 7 лет. Последняя была сильно больна. У меня с сиротами не было никаких продуктов. Старшая девочка натолкнула меня на мысль зарезать меньшую больную. Я решилась на это и зарезала ее ночью, когда она спала. Сонная и слабая она под ножом не кричала и не сопротивлялась. Старшая девочка начала убирать убитую: выкладывать внутренности и разрезать на куски» Газета «Рабочий клич №29 от17 марта 1922года.

«Голод, цынга, сыпной тиф преждевременно уносят людей в могилу. В каждом селе сотни трупов. Люди не могут ходить и ползут. Маленькие дети, брошенные родителями, сотнями замерзают в степи» (там же).

поэт Алексей Кручёных в стихотворении «Голод» 1922 года писал:

Дети глотали с голодухи,
Да видят — в котле плавают человечьи руки,
А в углу ворочаются порванные кишонки. —
У‑оx!.. — завопили, да оравой в дверь
И ещё пуще ахнули:
Там маменька висела —
Шея посиневшая
Обмотана намыленной паклей!

Максимилиан Волошин в 1923 году тоже написал стихотворение«Голод»:

Глодали псы оторванные руки
И головы. На рынке торговали
Дешёвым студнем, тошной колбасой.
Баранина была в продаже — триста,
А человечина — по сорока.
Душа была давно дешевле мяса.

Параллельно газетные полосы гласят: - «Церковные ценности на помощь голодающим»!

Это была война против Православной Церкви. Разорение и закрытие храмов, аресты и казни священнослужителей, искусственно созданный голод 1922 года — позволяли властям надеяться на немедленный результат — изменить образ жизни миллионов граждан советской республики.

И не важно, что при этом гибли миллионы этих самых граждан и самыми беззащитными оказались дети.

-2

Начинают вносить свой вклад запущенные революцией идеологические механизмы. Одна из идей, популярных среди революционеров, - идея свободной любви и освобождения женщины, семья воспринимается ими как рудимент буржуазного общества, а традиционные семейные отношения устаревшими.

Женщина освобождается от семьи, от брака, от детей, сдав их в детский сад, и становится работницей. Однако, в условиях НЭПа возникает женская безработица и, как следствие, проституция. Ее причины нищета и голод.

По инициативе Губженотдела в Рязани организуется столовая для безработных женщин, беременных девушек, которая пропускает ежедневно до 60 человек. Но главная задач женотделов – борьба с детской беспризорностью, преступностью и смертностью. С 15-го по 22 мая 1923года в Рязани проводится «Неделя помощи больному и беспризорному ребенку» под лозунгом – «Женщина! Будь матерью не только своих детей, но и тех детей, которые потеряли мать».

Накануне, 13 мая, в газете «Рабочий клич» статья «Задачи женотделов в борьбе с детской беспризоностью» обязывает женотделы создать фонд, проводя широкую агитацию за спасение беспризорных детей, - «чтобы каждая женщина, каждая мать внесла свою помощь деньгами, натурой и, где можно, необходимым трудом».

Завершается статья стихотворением С.Лопатиной «На вокзале».

«Морозная, глухая ночь! Спят улицы и люди засыпают,

Но почему же здесь не спят? О, сколько тут детей!...

Иззябли бедные, дрожат. Куда ж их прогоняют.

«Здесь не ночлежка, а вокзал» Мне грубо отвечают…

«Но где ж они приют найдут?» «Найдут! Вагоны на путях в ремонте всяку ночь

Кишма кишат детьми… Там все сожмутся в кучку и заснут».

Газета «Рабочий клич» №104 от 13 мая 1923года

Доля этих детей суровая и тяжкая доля. Главные занятия, при помощи которых они ведут борьбу за свое существование – воровство, спекуляция и часто детская проституция с ее спутником сифилисом. Главные гнезда этих детей – рынок, станция, трактиры и другие места скопления.

-3

К ним еще можно добавить тех детей, которых безработные родители отправляют на улицу за куском хлеба, а также и тех детей, родители которых, уходя на фабрики и заводы, оставляют на произвол судьбы, бросая их в объятия уличного воспитания. Для всех этих детей нужен призор, нужно воспитание, питание, обучение.

Государство под лозунгом – «Спасите детей от вымирания» выпускает «Золотой заем».

Ребенок – будущность… Он золотой заем,

Что предъявляет Жизнь к немедленной уплате…

Ты слышишь: дав обед голодному дитяти,

Творишь ты будущность не тьмой а ясным днем…

От «сборщика» не прячься за углом.

Берите акции на золотой заем…

Призывает автор стихотворения «Наш золотой заем» М.Андр. в газете «Рабочий клич» №106 от 15 мая 1923года.

Однако, это тоже не стало выходом из положения. Губернию захлестнула волна безработицы, которая в среднем росла на 2% в месяц и поразила 13 уездов. В тяжелой ситуации оказались уезды: Зарайский, Касимовский, Раненбургский, Шацкий, Скопинский, Данковский.

Спрос на рабочую силу уменьшился на 12%. Причины безработицы: свертывание промышленности ввиду финансового кризиса, наплыв крестьян из уездов губернии за дополнительным заработком.

Заканчивая рассмотрение данного периода, отметим следующее.

В первые годы советской власти в стране была предпринята попытка выработать новые моральные нормы и ценности, взамен прежних, «буржуазных». На смену христианской евангельской морали пришла коммунистическая мораль. Богоискательство было заменено богоборчеством.

Идеология советского государства была направлена на воспитание молодых поколений в свете решения социально значимых и общественно полезных задач. Ценности семьи и семейные интересы при этом не были приоритетными и порой вообще не учитывались. Супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя. Большевики нанесли сокрушительный удар по институту семьи подорвав, тем самым, основы государственности.

Таким образом, общественное воспитание на практике оказалось не более чем утопией. Коммунистическая идеология воспитания и образования нового советского человека шла вразрез с многовековым христианским укладом русского народа, насаждалась насильственно и существенно затормозила развитие государства