1922 год унес десятки тысяч детей, которые вымерли от голода и пострадали от людоедства.
Страшные события подтверждаются рядом публикаций в газете «Рабочий клич» за 1922год. В мартовском номере статья «В стране смерти» рассказывает о том, как люди потеряли человеческий облик: едят трупы умерших, крадут детей, убивают и питаются ими, дети-подростки убивают взрослых.
Приводятся выдержки из протоколов судебного следования. Вот один из них – выдержка из показаний крестьянки Чугуновой (Самарской губернии, Ефимовской волости):
«Я вдова. У меня 4 детей, старшей девочке 15, младшей 7 лет. Последняя была сильно больна. У меня с сиротами не было никаких продуктов. Старшая девочка натолкнула меня на мысль зарезать меньшую больную. Я решилась на это и зарезала ее ночью, когда она спала. Сонная и слабая она под ножом не кричала и не сопротивлялась. Старшая девочка начала убирать убитую: выкладывать внутренности и разрезать на куски» Газета «Рабочий клич №29 от17 марта 1922года.
«Голод, цынга, сыпной тиф преждевременно уносят людей в могилу. В каждом селе сотни трупов. Люди не могут ходить и ползут. Маленькие дети, брошенные родителями, сотнями замерзают в степи» (там же).
поэт Алексей Кручёных в стихотворении «Голод» 1922 года писал:
Дети глотали с голодухи,
Да видят — в котле плавают человечьи руки,
А в углу ворочаются порванные кишонки. —
У‑оx!.. — завопили, да оравой в дверь
И ещё пуще ахнули:
Там маменька висела —
Шея посиневшая
Обмотана намыленной паклей!
Максимилиан Волошин в 1923 году тоже написал стихотворение«Голод»:
Глодали псы оторванные руки
И головы. На рынке торговали
Дешёвым студнем, тошной колбасой.
Баранина была в продаже — триста,
А человечина — по сорока.
Душа была давно дешевле мяса.
Параллельно газетные полосы гласят: - «Церковные ценности на помощь голодающим»!
Это была война против Православной Церкви. Разорение и закрытие храмов, аресты и казни священнослужителей, искусственно созданный голод 1922 года — позволяли властям надеяться на немедленный результат — изменить образ жизни миллионов граждан советской республики.
И не важно, что при этом гибли миллионы этих самых граждан и самыми беззащитными оказались дети.
Начинают вносить свой вклад запущенные революцией идеологические механизмы. Одна из идей, популярных среди революционеров, - идея свободной любви и освобождения женщины, семья воспринимается ими как рудимент буржуазного общества, а традиционные семейные отношения устаревшими.
Женщина освобождается от семьи, от брака, от детей, сдав их в детский сад, и становится работницей. Однако, в условиях НЭПа возникает женская безработица и, как следствие, проституция. Ее причины нищета и голод.
По инициативе Губженотдела в Рязани организуется столовая для безработных женщин, беременных девушек, которая пропускает ежедневно до 60 человек. Но главная задач женотделов – борьба с детской беспризорностью, преступностью и смертностью. С 15-го по 22 мая 1923года в Рязани проводится «Неделя помощи больному и беспризорному ребенку» под лозунгом – «Женщина! Будь матерью не только своих детей, но и тех детей, которые потеряли мать».
Накануне, 13 мая, в газете «Рабочий клич» статья «Задачи женотделов в борьбе с детской беспризоностью» обязывает женотделы создать фонд, проводя широкую агитацию за спасение беспризорных детей, - «чтобы каждая женщина, каждая мать внесла свою помощь деньгами, натурой и, где можно, необходимым трудом».
Завершается статья стихотворением С.Лопатиной «На вокзале».
«Морозная, глухая ночь! Спят улицы и люди засыпают,
Но почему же здесь не спят? О, сколько тут детей!...
Иззябли бедные, дрожат. Куда ж их прогоняют.
«Здесь не ночлежка, а вокзал» Мне грубо отвечают…
«Но где ж они приют найдут?» «Найдут! Вагоны на путях в ремонте всяку ночь
Кишма кишат детьми… Там все сожмутся в кучку и заснут».
Газета «Рабочий клич» №104 от 13 мая 1923года
Доля этих детей суровая и тяжкая доля. Главные занятия, при помощи которых они ведут борьбу за свое существование – воровство, спекуляция и часто детская проституция с ее спутником сифилисом. Главные гнезда этих детей – рынок, станция, трактиры и другие места скопления.
К ним еще можно добавить тех детей, которых безработные родители отправляют на улицу за куском хлеба, а также и тех детей, родители которых, уходя на фабрики и заводы, оставляют на произвол судьбы, бросая их в объятия уличного воспитания. Для всех этих детей нужен призор, нужно воспитание, питание, обучение.
Государство под лозунгом – «Спасите детей от вымирания» выпускает «Золотой заем».
Ребенок – будущность… Он золотой заем,
Что предъявляет Жизнь к немедленной уплате…
Ты слышишь: дав обед голодному дитяти,
Творишь ты будущность не тьмой а ясным днем…
От «сборщика» не прячься за углом.
Берите акции на золотой заем…
Призывает автор стихотворения «Наш золотой заем» М.Андр. в газете «Рабочий клич» №106 от 15 мая 1923года.
Однако, это тоже не стало выходом из положения. Губернию захлестнула волна безработицы, которая в среднем росла на 2% в месяц и поразила 13 уездов. В тяжелой ситуации оказались уезды: Зарайский, Касимовский, Раненбургский, Шацкий, Скопинский, Данковский.
Спрос на рабочую силу уменьшился на 12%. Причины безработицы: свертывание промышленности ввиду финансового кризиса, наплыв крестьян из уездов губернии за дополнительным заработком.
Заканчивая рассмотрение данного периода, отметим следующее.
В первые годы советской власти в стране была предпринята попытка выработать новые моральные нормы и ценности, взамен прежних, «буржуазных». На смену христианской евангельской морали пришла коммунистическая мораль. Богоискательство было заменено богоборчеством.
Идеология советского государства была направлена на воспитание молодых поколений в свете решения социально значимых и общественно полезных задач. Ценности семьи и семейные интересы при этом не были приоритетными и порой вообще не учитывались. Супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя. Большевики нанесли сокрушительный удар по институту семьи подорвав, тем самым, основы государственности.
Таким образом, общественное воспитание на практике оказалось не более чем утопией. Коммунистическая идеология воспитания и образования нового советского человека шла вразрез с многовековым христианским укладом русского народа, насаждалась насильственно и существенно затормозила развитие государства