“Он ничего не хочет. Просто лежит на диване и в игры играет”, - психолог слышит подобные фразы от каждого второго родителя и даже чаще.
Ваш тоже ничего не хочет? Отказывается помогать вам? Не хочет учить уроки и ходить в школу?
Если да, то для вас это огромная проблема. И мы вас понимаем и искренне сочувствуем. Но, обратите внимание, - проблема это для вас, не для вашего ребенка! В его понимании он делает как раз то, что ему интересно. Лежит.
И подумайте - действительно ли ему совсем ничего не интересно? Или он хочет играть в компьютер, слушать музыку, играть на гитаре? Он действительно ничего не хочет или хочет есть, спать, переписываться с друзьями? Может быть, дело в том, что ваше представление о полезных делах и его взгляд на мир не совпадают?
Родители обычно хотят, чтобы их подросток
• учился,
• работал,
• ходил на курсы и к репетиторам,
• помогал по дому,
• и даже больше общался с родителями.
А чего из этого списка хочет он сам? Или здесь совсем нет его желаний?
Давайте посмотрим, каково ему.
Прямо сейчас ваш подросток в эпицентре шторма, вокруг него рушится привычный мир. Его тело трансформируется. Он испытывает чувства и эмоции, с которыми раньше не был знаком, которые он не может понять. И он один на один с этой стихией взросления и гормональных перемен. Понять его могут только те, кто как и он, сейчас в таком же шторме.
Он отдаляется от родителей и сближается со сверстниками, ищет с ними точки соприкосновения. Он обращается к кино, литературе, играм, этими путями вдумчиво познает себя. Иногда просто лежит и размышляет. О себе, о мире, о своем месте в нем.
Так мы выявили первую причину. Почему подросток может терять интерес ко всему привычному?
1.Изменяется его эмоциональный фон, ребенок погружается в подобие депрессии, в философские размышления и тоску.
Иногда этот период нужно просто пережить, а иногда - обратиться к специалисту.
2.Он вырвался из-под гиперопеки
С 3 лет его водили по кружкам, исполняли любую его прихоть, “я куплю, конечно, как скажешь”, “у тебя английский, потом танцы, потом бассейн, отдыхать некогда”...такое перенасыщенное детство часто приводит к тому, что подросток теряет интерес ко всему, впадает в апатию. Эта апатия становится формой подросткового протеста: если вы все решаете за меня, я ничего не буду делать.
То же происходит и в ситуации “я записала тебя к репетиторам, пора готовиться к экзаменам”. Ни к каким экзаменам он не подготовится, если не захочет этого сам.
3.Он видит перед собой значимого взрослого, который ничего не делает, после рабочего дня выбирает не общение с семьей, а телевизор и компьютерные игры.
4.Он устал
Гормональная перестройка - это серьезная нагрузка на организм в физиологическом плане. Некоторым детям нужно давать время на восстановление ресурса.
5.Он не видит смысла что-то менять в жизни
У него и так все есть! Родители для него трудятся, обеспечивают всем самым дорогим, хочешь игрушку - держи, приставку - пожалуйста. Хотеть нечего! Все желания исполняются родителями. У него нет опыта внутренней работы с собственными желаниями. Он не знает, как по-настоящему чего-то хотеть и как это исполнять самому.
Что же делать родителям?
Установить контакт с ребенком, восстановить ту связь с ним, которая, на самом деле, была всегда. Мы уже писали о том, что дежурные фразы вроде “Как дела в школе?” надо заменить на искренний интерес, вопросы об отношениях с друзьями и фильмах, которые он недавно посмотрел.
Интересуйтесь жизнью ребенка, а не только учебой.
Расставить приоритеты. Не ставить ребенка на первое место везде. В начале удовлетворять свои интересы и потребности, а потом его. Не выполнять его желания по первому требованию. Еще не поздно воспитать в нем интерес и мотивацию к действию.
Не настаивать. Если вы хотите, чтобы ребенок вышел прогуляться или убрался в комнате, не стоит давить на него. Если вы что-то говорите ему, он воспринимает это как ваше желание, а не его собственное. И тем более не будет этого делать, в знак протеста!
Составлять договоры, планы и правила. Правила жизни в семье: “я мою посуду, а ты выбрасываешь мусор”. План дня: “сегодня нужно обязательно прогуляться, потому что свежий воздух полезен для здоровья”.
Разрешать ему делать то, что он действительно хочет, но при этом контролировать время. Он еще не взрослый и часть его жизни вам все еще нужно контролировать!
И пусть он смотрит телек, играет в игру, валяется на диване. В эти моменты он узнает что-то важное о себе. Не о героях игр и телепередач, а о себе.
Дайте подростку быть подростком! И чаще его обнимайте.