Сказки, как и литература в целом, играют огромную роль в развитии речи. Слушая, читая и пересказывая сказки, ребёнок учится строить свою речь логично, то есть последовательно, непротиворечиво и аргументированно. Логика речи напрямую связана с логикой мышления. Это значит, что слушая связную, чёткую речь, ребёнок учится мыслить так же.
Кроме этого, благодаря художественным произведениям, дети узнают много новых слов, образных выражений, их речь обогащается эмоциональной, поэтической лексикой. Именно поэтому, так важно читать и слушать сказки.
В предыдущей статье мы затрагивали тему слуховой и зрительной памяти. Полезно, когда человек может воспринимать и на слух, и зрительно одинаково хорошо. Поэтому, надо чередовать чтение и слушание произведений, если, конечно, ваш ребёнок уже читает. Если же он ещё маленький – читайте ему вы.
Если вам тяжело много читать своему ребёнку, ставьте ему аудио сказки. Это отличный выход из ситуации. Только потом обязательно попросите, чтобы ребёнок вам пересказал то, что он прослушал. Можно сказать ему, что вы очень хотите узнать эту историю, но вам некогда, надо выполнять домашние дела, поэтому пересказ вас очень порадует.
Когда ребёнок много читает и слушает, он сам начинает сочинять. Поощряйте его художественные фантазии. Провоцируйте на сочинительство. Поддерживайте темы, которые ему интересны. И обязательно следите за логичностью изложения рассказа.
Попросите ребёнка придумать историю. Большая вероятность, что он начнёт её со слов «жили-были». Это неспроста – большинство народных сказок начинается именно так (и не только народных, некоторые авторы предпочитают использовать это известное начало для своих историй).
Жили-были – это не только волшебные слова, открывающие двери в таинственный мир неизведанного и чудесного. Это устойчивое выражение имеет глубокие корни и хранит лингвистическую тайну, о которой мало кто знает.
На самом деле «жили-были» даже не выражение, а одно слово, которое происходит от глагола «жить». Только стоит он в давно утраченной форме, которая, кстати, есть во многих европейских языках. Это плюсквамперфект – давнопрошедшее, предпрошедшее время. Образовался он при помощи глагола-связки «быть», который не имеет своего лексического значения и играет здесь вспомогательную роль.
Из живой речи плюсквамперфект давно исчез, оставшись только в выражениях типа: «он было начал говорить, но его прервали», «я было пошёл, но меня остановили», и в начале сказок – «жили-были».
Согласитесь, это устаревшая форма речи придаёт особый колорит истории, настраивает на необычность и привлекает внимание.
Придумайте с ребёнком совместную сказку, которая будет начинаться старинной русской формой «жили-были»…