Можно ли вернуть товар без чека? Можно ли вернуть качественный товар? В какой срок можно вернуть товар (надлежащего качества)? Какие товары нельзя вернуть?
Следует знать, что возврат товара (возврат товара надлежащего качества) возможен не только в случае наличия претензий по качеству товара.
По закону допустим возврат товара надлежащего качества без объяснения причин, при соблюдении определенных требований.
Требование о возврате товара допустимо если:
- товар является непродовольственным;
- он не подошел по размеру, габаритам, фасону, расцветке, размеру, комплектации;
- необходимо сохранить товарный вид самого товара, его пломбы (при наличии), фабричные ярлыки, а также кассовый чек;
- сохраняется возможность последующей реализации данного товара другим продавцом;
- упаковка сохранена (пусть даже и в поврежденном виде, ярлыки и пломбы не относятся к упаковке);
- данные правила не совсем возврат :)
Дело в том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона "О защите прав потребителей" (Далее - ЗПП) покупатель (потребитель) может обменять такой товар.
Когда речь идет о возврате подразумевается возврат товара на денежные средства, но по общему правилу, закон предусматривает именно обмен.
На практике, продавцы могут возвращать товар (при заявленном в законе обмене). ТАк, согласно пункту 2 той же статьи ЗПП, в случае отсутствия у продавца аналогичного товара, потребитель вправе отказаться от договора и потребовать возврата денежных средств.
Продавцы часто идут на встречу покупателю и даже в случае наличия аналогичных товаров, возвращают деньги.
В какой срок можно вернуть товар?
Срок, в течение которого потребитель может заявить требование об обмене товара составляет 14 календарных дней.
Как вернуть товар без чека?
Как уже было отмечено выше, возврат товара с сохранением пломб, ярлыков, товарного вида и чека. Что делать, если нет чека?
Отсутствие чека не лишает возможности покупателя ссылаться на свидетельские показания приобретения данным потребителем товара у данного продавца (изготовителя). Это правило установлено в ст. 25 ЗПП, а также соотносится с последствиями несоблюдения простой письменной формы сделки по ст. 162 ГК РФ.
Учтите, свидетельские показания не так эффективны и распространены на практике (особенно по досудебному урегулированию) в части потребительских споров, чем чек. Рекомендуется сохранять документы, свидетельствующие об оплате товара у данного продавца.
Ассортимент товара должен быть сохранен при возврате. Лишение товара покупательской способности, возврат товара с утратой товарного вида позволяет продавцу мотивированно отказать в удовлетворении требований потребителя.
Какие товары нельзя вернуть?
Ранее действовавший Перечень непродовольственных товаров, не подлежащих возврату или обмену... (Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55) утратил силу.
Сейчас и до 01.01.2027 действует новый перечень. В него входят:
- медицинские товары (профилактика лечений, гигиенические товары, лекарственные препараты и пр. (подробнее см. перечень));
- парфюмерно-косметические товары;
- швейный и трикотажные изделия, текстиль;
- товары бытовой химии;
- мебельные гарнитуры бытового назначения;
- ювелирные изделия;
- технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийный сроки не менее 1 года;
- автомобили и пр. техника;
- животные и растения;
- непериодические издания;
- гражданское оружие и сопутствующие.
Категории в данном перечне (по сравнению с нормативным) приведены не полностью, даже сжато для ясности восприятия.
Что нужно тут понимать: если в этих товарах нет недостатков по качеству и Вы их уже приняли, вернуть из по несоответствию цвету, фасону, размеру и пр. не получится.
Вернуть товар купленный в интернете:
Дистанционный способ продажи товара - это продажа через после ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора способами. Фактически, если на сайте есть каталог (фото) товара - и есть возможность приобрести товар (без явки в офис), продажа считается дистанционной.
Что нужно помнить:
1. Есть возможность отказаться от договора и вернуть денежные средства в любой момент до его исполнения (до передачи товара). Причины могут быть любыми, мотивировать их не требуется.
2. Если в обычном случае возврат возможен в течение 14 дней, то при дистанционной покупке - 7 дней. Учтите, срок начинает течь на следующий день после получения товара (ст. 191 ГК РФ).
3. Общие требования по сохранению товарного вида (товар не должен быть подвергнут эксплуатации), сохранение упаковки + ярлыков/пломб - сохраняются.
4. Перечень невозвращаемых товаров, указанных выше, не применяется, в случае приобретения товара дистанционно. Если Вы купили в маркет-плейсе или интернет-магазине мебельный гарнитур, его можно вернуть. Исключение - товар, сделанный под заказ. Его вернуть не получится.
Учтите также, что продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. При несоблюдении этого условия - покупатель может отказаться от договора и требовать возврат денег.
Для этого может потребоваться нотариальный осмотр доказательств - сайта с предложением (нотариус фиксирует и выдает протокол осмотра, услуга платная (простые скриншоты сайта не являются надлежащим доказательством)). Также если информация доводилась письменно и какая-то часть отсутствует - копия или экземпляр соответствующего документа (инструкции, каталога).
Что такое качество товара / возврат товара надлежащего качества / критерии качества товара / какой товар качественный
1. Товар (работа, услуга) может признавать качественным(ой) в случае пригодности для использования в конкретных целях, о которых потребитель сообщал продавцу. По общему правилу потребитель должен сообщить продавцу о целях, для которых он приобретает товар (работу, услугу). Если продавцу о таких целях ничего не известно, то передача в целом качественного товара, но не соответствующего конкретной цели потребителя, должна признаваться надлежащей (надлежащим исполнением обязанности продавца) (см. также абз.2 п.2 ст.469 ГК РФ).
2. Товар признается качественным в случае соответствия образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) описанию (см. также п.3 ст.469 ГК РФ) при условии, что товар покупался в розницу посредством сравнения с эталоном (образцом) на выставке.
3. Товар признается качественным, если соответствует требованиям закона к качеству (установлены для ряда результатов трудовой деятельности). По соглашению сторон потребителю может быть передан товар отвечающий повышенным требованиям по сравнению с установленными законом (п.4 ст.469 ГК РФ).
Получите комплексную письменную юридическую консультацию на Ваш вопрос
Стоимость: 1 000 рублей.
Срок: 1 рабочий день с момента оплаты.
Как получить: пишите вопрос в телеграмм t.me/Aleksey_Help
ЧТО ВЫ ПОЛУЧИТЕ:
- Подробное письменное разъяснение по Вашему вопросу;
- Отсылки к нормам права;
- Отсылки к судебной практике (при наличии и целесообразности);
- Формы документов (образцы заявлений, ходатайств, исков, соглашений/договоров, пр. по необходимости);
- Вся переписка сохраняется в Вашем Telegram-чате с персональным юристом, готовым рассматривать и иные Ваши обращения как от уже действующего клиента;
- Фиксация всех шагов (этапов) решения проблемы: алгоритмизация решения Вашей ситуации;
- Ответы на 10+ дополнительных смежных с основным вопросов (устно или в чате);
- Скидки для пакетных (комплексных, сложных) задач и вопросов;
- Все советы реальны к претворению, не дается не существующих перспектив (реальная оценка положения дел, честь с клиентом);
- Вы получаете персональное знакомство с исполнителем, Вам не отвечает бот или студент юр.фака, юрист в декрете;
- Доступ в правовым системам;
- Шифрование данных (работа в мессенджере «Telegram»);
- Если ответ не будет мотивированным и квалифицированным – возврат денежных средств.
С Уважением, t.me/Aleksey_Help
Подписывайтесь на канал! 👍
Обращайтесь с Вашими юридическими вопросами: t.me/Aleksey_Help
Требуется помощь с составлением договора? А может - претензий, жалоб, исков, апелляционных жалоб, ходатайств, иных процессуальных документов? Напишите: t.me/Aleksey_Help
Успехов!