В нашей хаотичной современности одно божество всё более вытесняет все прочие божества, всё настойчивее навязывает себя в качестве единого бога, всё безпощаднее истязает своих почитателей. Это божество — дух времени.
Перед ним денно и нощно падают на колени измученные жители Европы, принося ему в жертву свою совесть, свою душу, свою жизнь и свое сердце. Оно имеет своих жрецов, жрецов фанатичных, сделавших нашу несчастную Европу жертвенником, на котором непрестанно приносится в жертву её тело. Однако их страстный фанатизм пронизывает и все остальные континенты, пытаясь и их превратить в жертвенники своего бога. Но прежде чем им удастся сплавить души всех континентов в бурное «Осанна» их богу, мы поставим их бога на испытание и проверим его.
Их бог — дух времени — слишком сложен, выстроен из самых разнородных элементов. Он содержит в себе все противоречия современной жизни: культуру и цивилизацию, философию и науку, католицизм и протестантизм. Объемлет он в себе весь трагизм и весь комизм такой жизни, какова она есть. И, живя в духе времени, человек скитается по пропастям всех этих непримиримых противоречий. Но самое страшное в этом то, что налицо систематически организованное восстание против человеческой личности.
Дух времени связывает личность своей авторитарной тиранией, механизирует её: ты — винтик в жуткой системе машин современности, а потому и живи, как винтик; ты — клавиша расстроенного пианино наших дней, потрясаемого духом времени, а потому и живи, как клавиша. Детерминизм, выливающийся в фатализм, — вот самое главное средство, которым дух времени властвует как бог: всё зависит от среды, от окружения, но только не от личных подвигов. Всё, что ты делаешь, делаешь не ты, а среда через твое посредство; если совершишь преступление, то виновен не ты, а окружение, в котором ты находишься. — Но всё ЭТО, переведенное на язык славянской искренности, гласит, всё позволено, т. е. разрешены все пороки, все злодеяния, все преступления, все грехи, потому что всё происходящее случается в силу непреложных законов необходимости.
Наша планета немилосердна, испокон веков она была гробницей и для богов, и для людей. Многих богов внесла она в свой помянник, но ещё не было столь безсмысленного бога, как дух нашего времени: ведь в нем Европа обоготворила все свои болезни, все свои грехи, все свои пороки и преступления. А то, что это и в самом деле так, Европа удостоверила людоедской войной дня вчерашнего, доказывает она это и не менее людоедским миром дня сегодняшнего. Это может видеть даже каждое насекомое, не зараженное духом нашего времени, и это способен лицезреть любой человек, проникающий Христовым оком в хаос нашей современности...
Тайна добра и зла
Тайна зла не меньше тайны добра. Таинственность первой зачастую более привлекательна, чем таинственность второй. А человек любит таинственность в любом выражении. Нет такой вещи в Mipe, которую человек может объяснить всю без остатка и сказать: вот вещь, в которой не содержится тайна и вокруг которой отсутствует таинственность. Из каждого явления в Mipe, из каждой вещи во вселенной всегда остается нечто такое, чего человек не может заключить в клетку своего разума. Нет такой ни химической, ни алхимической лаборатории, в которой Mipможно было бы настолько перекипятить, что из него испарилась бы вся таинственность. Под этим тяжелым голубым колоколом, называемым небом и покрывающим землю — нет ничего простого, ничего нетаинственного. С какой бы позиции мы ни рассматривали Mip, он свивается в знак вопроса.
Тайна зла и тайна добра состязаются в этом Mipe, и причем через посредство человека. Если бы не человеколюбивый Господь, поддерживающий равновесие, Mip давно сорвался бы в хаос. Тайна зла искусно соблазнительна, она очаровывает человека до влюбленности в неё, до героического рвения, так что человек с энтузиазмом приносит себя в жертву всесожжения своей великой и страшной любви. Тайна добра смиренна и кротка, она поругана и оплевана на земле, и потому меньше тех, кто влюблен в тайну добра, а больше пристрастившихся к тайне зла. И давно бы тайна добра была погребена в могиле, если бы Господь Иисус Христос не воскрес и не явил в Своей воскресшей Личности всю Свою умилительную благость и несказанную красоту...
*Преподобный Иустин Попович святой Сербской Православной церкви. Родился 25 марта 1894 году в городе Вране, доктор богословия, архимандрит. Канонизирован в 2010 году в лике преподобного. Я не знаю ни одного православного человека, кто не читал бы его трудов. Во всяком случае, в моем окружении их нет. Хочу, чтобы и подписчики канала "Вход в будущее" знакомились с его работами, так нам будет легче понимать друг друга.
Преподобный Иустин писал о духе своего времени, но сейчас, разве что-то изменилось? Не изменилось ничего. Просто зло сняло свои таинственные покровы и открыто стало показывать свое нутро.