Найти тему
Цифровая Армения

Армянский Орден мхитаристов в Венеции

Официальной датой создания католического монашеского Ордена мхитарианцев считается 8 сентября 1700 года. Основав своё братство в Константинополе, Мхитар Себастаци в кратчайшие сроки сформулировал программу его деятельности, девизом которой стало «Сохранение нации и сохранение армянства». Вскоре Мхитар вынужден был покинуть Константинополь и обосноваться в Греции, а через несколько лет – в Венеции. В 1717 г. с разрешения Сената Венецианской республики он вместе со своими братьями-монахами окончательно поселился на острове Св. Лазаря. Здесь по собственным чертежам Мхитару удается построить монастырь, церковь, хранилище древних рукописей (Матенадаран), Духовную семинарию. С этого времени остров Св. Лазаря "становится Арменией в той же степени, как сама Армения, землей, подобной земле армянской, душой, подобной национальной душе". И, действительно, вот уже три века осуществляется плодотворная деятельность Мхитарианцев, направленная на поиск, сохранение, исследование и развитие богатейшей армянской национальной культуры. Мхитар и его последователи были убеждены в том, что лишь таким путем можно пробудить и развить национальное самосознание лишенного национальной государственности и рассеянного по всему миру армянского народ.

Расположенный на острове Св. Лазаря Мхитарианский монастырь стал уникальным местом, мировым центром армянской культуры, привлекавшим внимание как всего армянства, так и многих иностранцев, в первую очередь, итальянцев. Одних восхищала деятельность мхитарианцев по сохранению древних и созданию новых духовно-нравственных и интеллектуальных ценностей армянской нации. Другие, наоборот, ставили препятствия для развития этой деятельности, стремясь тем самым разрушить Дом Мхитара.

Но сплотившиеся вокруг Мхитара монахи-армяне оставались верны идеалу последнего, с неутомимой стойкостью первопроходца реализовавшего свою программу, в основе которой лежали три фундаментальные идеи:

1. Переустройство армянской монашеской жизни на основе принципов святости и глубокой учености. Основанный Мхитаром Орден был в своем роде первым в армянской действительности.

2. Духовно-нравственное и интеллектуальное пробуждение («Զարթոնք») армянского народа, программа которого включала следующие разделы:

• Языковая политика (обновление классического армянского языка, формирование и развитие новоармянского языка – ашхарабара);

• Развитие историографии (главным образом армянской) и археологии;

• Создание и комментарии религиозно-обрядовых, патристических и этических трудов;

• Издание трудов древнеармянских авторов;

• Перевод и издание трудов классических (греко-латинских) авторов;

• Перевод и издание трудов европейских авторов;

• Рождение армянской драматургии и армянского театра;

• Развитие армянской картографии;

• Издание художественной литературы;

• Развитие национального просвещения (образования и воспитания);

• Основание на острове Св. Лазаря Армянской Духовной семинарии (Академии).

3. Обоснование и защита идеи Вселенской церкви, воплощающей завещанное духовными владыками нации (Григор Лусаворич (Просветитель), Саак Партэв, Месроп Маштоц, Григор Нарекаци, Нерсес Шнорали (Благодатный) и др.) истинное понимание веры Христовой. Исходящее из этой идеи восприятие армянского и национального начал стало тем фундаментом, опираясь на который Мхитар и его сподвижники защищали Армянскую Апостольскую церковь и религиозно-обрядовые традиции, имена, деяния и учение армянских духовных владык, армянскую национальную идеологию.

Особое место в программе общенационального возрождения Мхитара Себастаци занимает вопрос обновления древнеармянского письменного языка (грабара).

Первым шагом в этом направлении стала «Грамматика письменного языка армянского народа» Мхитара Себастаци (Венеция, 1830г.). Благодаря усилиям Мхитара и его учеников – грабар достигает высокой степени эстетичности, пластичности и возвышенности.

Величайшим памятником национальной культуры этой эпохи принято считать составленный Мхитаром Себастаци «Айказян бараран» (1749–1769гг.) – толковый словарь древнеармянского языка, вобравший в себя все содержащиеся в сохранившихся на тот период древнеармянских рукописях слова. Мхитар утверждал идею необходимости и закономерности сохранения и обновления грабара, а также формирования и развития новоармянского письменного языка – ашхарабара. Мхитар и его последователи рассматривали грабар и ашхарабар как две исторически сформированные формы армянского языка.

Мощным толчком для национального возрождения в XVIII в. стало формирование западноармянского письменного языка (ашхарабара), начало которому было положено изданием составленной самим Мхитаром первой грамматики этого языка («Введение в грамматику новоармянского языка», Венеция, 1727г.). Написанная на турецком языке, эта книга была адресована тем армянам, которые владели лишь турецким языком и желали изучить новоармянский письменный язык. Этот шаг Мхитара воистину можно квалифицировать как настоящую политическую программу.