Найти тему
Милена Миллинткевич

Рецензия на "Мышку-норушку" - роман-антиутопию.

Вот такая рецензия на роман-антиутопию "Мышка-норушка. Прыжок в неизвестность" прилетел мне в Литературном объединении "Щеглы" в ВК.

Подробный. Вдумчивый. Эмоциональный.

КОВЧЕГ
Читая первые абзацы романа Милены Миллинткевич «Мышка-норушка», я ловила себя на странном ощущении дежавю. Как будто то, о чём рассказывает автор, уже происходило со мной. Совсем недавно. И постепенно в памяти возникли картинки недавнего прошлого – 2020-й, карантин, самоизоляция, блок-посты, пропуска, запреты на выход из дома, комендантский час, маски, дистанция, машины с громкоговорителями на улицах… Так вот же оно – наша недавняя реальность, жизнь, внезапно поставленная на паузу, лишение большинства привычных свобод. Нам это казалось невозможным абсурдом. И никто не гарантирует, что это безумие не вернётся, не станет ещё страшнее и не примет уродливые дикие формы, как в романе Милены. Конечно, читатель с первых строк понимает, что перед ним антиутопия и постапокалиптика. Не скажу, что это мой любимый жанр, но я знаю Милену, её перо мне знакомо по «Крыльям каарганов», поэтому новый роман я не могла не прочитать. И не пожалела.

Глава за главой перед нами разворачивается картина последствий масштабной катастрофы, произошедшей в недалёком будущем, которое наступит буквально через 30 лет. Мы попадаем в небольшой южный городок Чернореченск, вернее, в ту его часть, что расположена на отдельном острове, жизнь которого вращается вокруг главного промышленного объекта – крупного химического комбината. Фабула романа держится на том, что в начале XXI века в мире на смену привычным гидро- тепло- и атомным электростанциям пришла программа альтернативной энергии, которая вышла из строя сразу после того, как в результате глобального политического конфликта была уничтожена мировая система обеспечения энергоресурсами. Почти везде пропала связь, миллионы людей погибли от голода, холода, болезней, пожаров и наводнений. Мир разделился на агломерации со своими законами и порядками. Обыденностью стали технологический терроризм, погромы сеператистов, набеги мародёров и потоки беженцев. Чернореченск и остров обнесли колючей проволокой, ввели жёсткие ограничения и контроль за жителями.


Автор проводит нас через три этапа жизни главной героини на протяжении одного года – молодой девушки Риты, в недавнем прошлом школьного профориентолога, лишившейся работы. Сначала мы вместе с ней живём в семейном доме, построенном руками прадеда и деда. Отец героини трудится инженером на химкомбинате, мать – медик в госпитале. А поскольку школа на острове недавно закрылась, то Рита оказалась безработной. И по этой причине – «обнулённой». А это значит, что ей не положен ежедневный пищевой паёк, который получают все работающие жители городка. Остаться без пайка – это умереть голодной смертью через несколько дней. Почему? Потому что в городе нет продуктовых магазинов и точек общественного питания, они упразднены. А поскольку по утверждению властей, воздух и вода отравлены, то и заниматься сельским хозяйством или животноводством – а попросту кормиться со своего огорода или курятника-свинарника, а также ловить рыбу – запрещено. Продукты население получает в пайкоматах в соответствии со своим кредитом лояльности. С помощью вживлённого в кожу запястья браслета власти контролируют не только передвижение граждан, но и их физическое состояние. В домах установлены биопропускные шлюзы. Выйти из дома можно только в специальном защитном костюме и маске, поскольку экология уничтожена, а воздух не пригоден для дыхания. Если ты «обнулён», а твой рейтинг гражданского доверия отрицательный, то и жизнеобеспечение жилища также отключается извне – человек остаётся без света, тепла и воды. Выйти из дома он тоже не может. В городе введено военное положение, он напичкан видеокамерами, за порядком следят дроны, улицы кишат патрулями, расстреливающими гражданских за малейшее неповиновение. Гаджеты (телефоны, планшеты) запрещены и объявлены опасными. А в каждом доме в стену встроена телевизионная панель, которая включается, как только вы просыпаетесь, и выключается, когда вы засыпаете. Ни выключить, ни убавить громкость экрана невозможно. С утра до вечера он транслирует новости, нагнетая тревогу и страх, сообщая о бесконечных происшествиях и напоминая об ограничениях.

Ещё одной страшной реальностью этого мира стала система образования, подразумевающая разделение школьников и студентов на касты. Есть общие классы для детей из простых семей, есть профильные – для элиты. Понятно, что будущее у этих детей разное, поскольку первых обучает искусственный интеллект по ограниченным программам, а вторых – живой учитель с расширенным количеством дисциплин и углублённым изучением необходимых предметов. Дополнительные материалы – справочники, энциклопедии, сборники запрещены, художественная литература изымается, её чтение приравнивается к инакомыслию.

И вот тут ты снова ловишь себя на мысли – а ведь это то самое мироустройство, к которому стремятся нынешние глобалисты, мир, в который нас обманом и принуждением постепенно загоняет «элита», мечтающая избавиться от большей части населения планеты, как от лишнего балласта, ненужных едоков, потребляющих ресурсы.
Милена разворачивает перед читателем масштабную картину социальной катастрофы, приближение которой в реальности национальные правительства сегодня ускоряют с помощью цифровизации, вакцинации, внедрения неестественных продуктов питания вроде белка из насекомых, призывов отказаться от наличных денег, планов ввести дистанционное обучение, идей о чипизации человека и соединения его с искусственным интеллектом.

А дальше автор «Мышки-норушки» показывает нам неотвратимые последствия этих преобразований и раскрывает их тайный смысл, в основе которого лежат древнейшие человеческие страсти – жажда власти и денег. Горе и смерть миллионов людей становятся неизбежными там, где кто-то вдруг решает, что он заслуживает большего, чем остальные. Истоки хаоса и катастрофы таятся в убеждённости отдельных подонков и мразей в своём исключительном праве управлять чужими жизнями.

Роман разделён на три части – сеттингом и хронологически. И если первую часть книги Рита Вардина проводит, в основном, дома, занимаясь хозяйством, пытаясь экономить скудный паёк работающих родителей, скрупулёзно пополняя запасы, ведя «амбарную книгу», заведённую ещё её бабушкой, читая книги в огромной домашней библиотеке, которую собрал её дед – инженер и изобретатель, и разгадывая его загадки, оставленные ей в наследство, то во второй части повествования мы вместе с девушкой перемещаемся в недра химкомбината, где она неожиданно получает необычную работу. А до этого ей предстоит пройти через тяжёлые испытания, смириться с горькими потерями, принять на себя ответственность за свою жизнь и побороться за само существование в сложившихся условиях. И поможет ей в этом любовь её родных, сумевших позаботиться о её будущем и превративших обыкновенный семейный дом в настоящий ковчег, в предвидении грядущей катастрофы. Именно родовое гнездо неожиданно становится ещё одним главным персонажем книги. И о том, чем наполнена эта крепость, как она устроена и функционирует, каким образом её удалось преобразовать почти в цитадель, читать особенно интересно. Милена очень дотошна и скрупулёзна, очень точна в мелочах и подробностях. Это просто энциклопедия для выживальщиков.

Очень хороши «флешбэки» – контраст прошлого и настоящего усиливается за счёт ярких картинок почти беззаботного детства героини и её друзей, когда на улицу можно было выходить свободно и без всякой защиты, рвать с деревьев спелые яблоки и алычу, беспрепятственно ездить из города на остров и обратно через мост. Кстати, мост в романе – это символ. Соединяющий и разъединяющий два мира: прошлое и настоящее, свободную жизнь и социальную тюрьму, понятную жизнь в концлагере за колючей проволокой и неизвестность за границами агломерации.

Во второй части романа мы наблюдаем взросление героини, которая до сих пор оставалась наивной инфантильной девушкой. У неё постепенно открываются глаза на то, что происходит вокруг. Признаюсь честно – хотя я и сопереживала Рите, но полюбить её так и не смогла. Меня до самого финала многое в ней раздражало. Нерешительность, привычка полагаться на кого-то, какая-то бесхарактерность и слабоволие. При том, что у неё обострённое чувство справедливости. Мне показалось странным, что до самого конца она называет своего избранника Ромкой, хотя, встречая его после долгой разлуки, видит перед собой много повидавшего боевого офицера, заместителя начальника службы безопасности промышленного объекта. Перед нами вполне самодостаточный взрослый мужчина, опытный боец, и «Ромка» как-то не вяжется с его обликом, звуча постоянным диссонансом. Несмотря на некоторые шероховатости подобного рода, Милене удалось показать читателю несколько разноплановых персонажей с точными, образными характеристиками, начиная от замечательных, очень живых деда Матвея и бабушки Елены и заканчивая вонючим мерзавцем Хариным – начальником химкомбината. Яна и Юрий – родители Риты – даны автором более схематично, хотя им посвящено достаточно много времени. Зато Рэм (Ромка), братья Виктор и Герман Болтарёвы, охранник Захар, полковник Анохин - полноценные герои романа, в мотивации и решениях которых не сомневаешься ни минуты.


А вот подростки и дети Кирилл, Женя, Лера и Лёша – в них я путалась почти до самого конца из-за схожести имён и образов. В каждом из них мне немного не хватило индивидуальности.

Благодаря прочитанным книгам из дедовой библиотеки, его заметкам и чертежам, Рита начинает задаваться вопросами, которые раньше не приходили ей в голову. И как только героиня начинает сопротивляться системе – сначала в мелочах, а затем всё больше расширяя границы дозволенного – всё меняется. Человек, по праву рождения наделённый свободой выбора, перестаёт подчиняться расчеловечивающим установкам и правилам, превращающим его в безвольного раба. Привычные представления об окружающем мире рушатся, и перед героиней во весь рост встаёт чудовищная правда её положения и возложенной на неё задачи. Она осознаёт свою роль в том, что происходит в недрах химкомбината, проникая в суть и цели тоталитарной системы, установленной в Чернореченске. Ведь её работа напрямую связана с результатами функционирования огромного многоэтажного бункера с разветвлённой системой уровней и тоннелей, спрятанного под землёй. И это своего рода «антиковчег» для большинства тех, кто туда попадает.

Поэтому третья часть романа становится своеобразным «роуд муви» с элементами экшна. Рита спасается сама и пытается спасти своих подопечных. Тяжёлый и долгий путь, наполненный опасностями, короткая благословенная передышка в самом защищённом месте на земле, очередные приключения и испытания в новой локации, устроенной не менее интересно, чем предыдущие, и долгожданный закономерный финал с клиффхэнгером, предполагающим продолжение захватывающей истории.


«Мышка-норушка» Милены Миллинткевич – это весьма своевременная книга, очень актуальная. Это пророческий слепок с нашего потенциального будущего, которое уже на пороге, возможность заглянуть в завтра, грозящее стать для большинства из нас сначала тюрьмой, а потом могилой. Это роман-предостережение, от которого, несмотря на мурашки, вы получите настоящее удовольствие благодаря безграничной фантазии автора, сочному и одновременно лаконичному языку повествования и знанию человеческой психологии.


Вот такая рецензия.
Если заинтересовались, книгу можно найти
здесь.

#рецензия #роман #что читать #отзыв на книгу #книга