Найти в Дзене
Аргументы и факты – aif.ru

Скелет из шкафа «биг фармы». Компания 40 лет скрывала опасности лекарства

Оглавление
   Скелет из шкафа «биг фармы». Компания 40 лет скрывала опасности лекарства
Скелет из шкафа «биг фармы». Компания 40 лет скрывала опасности лекарства

Суперпопулярное лекарство ранитидин, используемое для лечения язвенной болезни и желудка в течение 40 лет, по данным СМИ, оказалось канцерогеном. Самое жуткое, что его производитель все эти годы, по сути, скрывал информацию о возможности такого действия.

История началась в 1983 г., когда в США для лечения язвенной болезни был официально зарегистрирован Зантак. Препарат, содержащий ранитидин, озолотил не очень большую английскую фармкомпанию Glaxo.

Тайна длиною в четыре десятилетия

Агентство Bloomberg публикует большое расследование этого прецедента и отмечает, что с самого начала в Glaxo знали о последствиях применения препарата: «Компанию предупреждали о потенциальной опасности и собственные ученые, и независимые исследователи». Руководители бизнеса утверждают, что не считали эти проблемы серьезными. Но несмотря на предупреждения, в компании всю информацию о возможной канцерогенности препарата тщательно скрывали от чужих глаз. Отчет об этом за 40 лет существования препарата содержится в сотнях документов, включающих тысячи страниц. Многие из них никогда не публиковались.

В определенной степени претензии можно предъявлять и FDA (Управление по пищевым продуктам и лекарствам США). При регистрации ранитидина всплывал вопрос о его возможной канцерогенности. Но производитель умело обошел эту проблему, а чиновники поверили ему.

От маленькой фирмы до «большой фармы»

Частично правду пришлось вскрыть только в 2019 г. из-за судебного иска Джеймса Гетца, принимавшего Зантак 17 лет и заболевшего раком мочевого пузыря. С 2017 он мужественно борется с болезнью, но из здорового спортивного мужчины превратился в тяжелого инвалида, которому в ближайшем будущем придется жить на «искусственной почке». Гетц будет первым из тысяч других жертв препарата, кто выступит в суде против компании GSK — GlaxoSmithKline. Она одна из самых крупных в «большой фарме» и выросла из небольшой фирмы Glaxo путем слияний и поглощений.

Главную роль в таком чудесном превращении в фармгиганта, стоимость которого оценивают в 73 млрд долларов, сыграл препарат Зантак. Многие годы он был самым продаваемым в мире лекарством, отпускаемым по рецепту.

Сейчас фирме предстоят тысячи судебных процессов и миллиардные убытки. Но в GSK продолжают утверждать, что препарат не вызывает опухоли, и не соглашаются с несколькими исследованиями, в которых продемонстрирован рост некоторых видов рака при лечении Зантаком и другими препаратами с ранитидином. В первую очередь это рак мочевого пузыря, а также опухоли печени и молочной железы.

Дефект оказался неустранимым, он был в самом лекарстве

Почему лекарство оказалось с канцерогенным действием? Тут сразу несколько аспектов, но все они связаны с нитрозодиметиламином (НДМА). Это вещество относится к нитрозаминам — сильным канцерогенам. Есть два способа превращения ранитидина в НДМА. Первый в желудке, когда пациент принимает лекарство. Второй — в упаковке, в которой оно хранится: активное вещество достаточно быстро распадается с образованием канцерогена. И второй путь, как теперь считают, более опасен. Повторимся: в компании все это считали несущественным и скрывали.

В 2020 г. большое исследование подтвердило, что в упаковках ранитидина есть большие количества НДМА. Одна таблетка при первоначальном тестировании содержала 357 нг НДМА — это почти в четыре раза больше, чем разрешено для любых препаратов. А через пять месяцев доза канцерогена почти утраивается, достигая 931 нг. Это говорит о быстром распаде ранитидина, и значит, это вещество не может быть лекарством.

После этого сразу запретили не только Зантак, выпускаемый компанией GSK, но и все его дженерики (препараты-копии, содержащие ранитидин — прим. aif.ru). Их производителями были, среди прочих, и другие представители «большой фармы» — компании «Пфайзер» и «Санофи». К ним тоже предъявлены судебные иски.

С этого времени препарат стали запрещать по всему миру, в том числе и в России. У нас он тоже был весьма популярен с 1990-х гг. — как и везде. Это решение оправдано. НДМА обладает мощным действием, его даже используют в экспериментах, чтобы вызвать рак у лабораторных крыс.

Сегодня это самое громкое и большое дело о сознательном сокрытии важной информации об опасности лекарств. Но думается, это не последний скелет из шкафов фармацевтических компаний.