Главный приз короткометражной программы Берлинале достался фильму режиссерок Мишель и Ноэль Кесервани
В столице Германии состоялась 73-я церемония награждения победителей Берлинского кинофестиваля. Это первый после пандемии Берлинале, который прошел в офлайн-режиме, без каких-либо санитарных ограничений.
Победителем короткометражной программы стал 29-минутный французский фильм «Гусеницы» («Les chenilles») режиссерок ливанского происхождения сестер Мишель и Ноэль Кесервани (Michelle Keserwany, Noel Keserwany). Драма повествует о двух девушках, работающих в ресторане в городе Лион во Франции. Они обе родом из Леванта (общее название территорий стран восточной части Средиземного моря. — Прим. ред.). Им обеим тяжело привыкнуть к новой жизни, их обеих тяготит память о доме, который пришлось покинуть. Сначала девушки относятся друг к другу настороженно, но постепенно обнаруживают, что их связывает общая нить, восходящая к тому времени, когда Шелковый путь соединил Лион с их родными странами. Фильм об эксплуатации — тогда и сейчас — и о женской солидарности, дружбе и утешении друг в друге в условиях вынужденной миграции.
— Благодаря выверенному изображению и звуку этот сложный чувственный фильм превращает средства угнетения женщин в средства их освобождения. Гусеницы тутового шелкопряда превращаются в куколок, чьи коконы служат не производству шелка, а их собственному выживанию. Непосредственная дружба связывает двух женщин, на телах которых запечатлены последствия колонизации. Магия их связи продолжит существовать в нашем восприятии, — отметили члены жюри, вручая «Золотого медведя» Мишель и Ноэль Кесервани. Признание Берлинского кинофестиваля стало первым и в списке фестивальных побед «Гусениц».
«Серебряного медведя» за лучшее короткометражное кино получил 25-минутный австралийский фильм «Погруженный в черное» (Dipped in Black) Мэттью Торна и Дерека Линча (Matthew Thorne, Derik Lynch). Эта драма также исследует состояние человека, оторванного от родных мест. Фильм рассказывает о поездке одного из двух постановщиков фильма — музыканта Дерека Линча — на свою малую родину, в Апутулу (самый удаленный от моря населенный пункт Австралии. — Прим. ред.). Он отправился в страну своего детства для духовного исцеления, которое потребовалось после нескольких лет городской жизни в Аделаиде, и для выступления на священной земле. Именно через традиционный ритуал с использованием визуальных, вербальных и физических средств память предков передавалась в этих местах из поколения в поколение на протяжении более 60 тысяч лет.
— Этот фильм сплетает воедино несколько жизней в разных мирах — ваших собственных, полных потерь и любви, и мирах, которые вам навязывают, часто насильственно и безжалостно. «Погруженный в черное» красиво и красноречиво управляет уверенным ощущением себя в теле и языке, исследуя вопросы о том, что происходит, когда вы покидаете свою родину, и когда возвращаетесь. Это фильм об исцелении, о местах, которые существуют между восходом и закатом, сумерками и рассветом, — говорится в заявлении жюри.
Главный приз Берлинале-2023 — «Золотого медведя» за лучший фильм — получил режиссер Николя Филибер (Nicolas Philibert) за документальную картину «На Адаманте» (Sur l'Adamant). Фильм, снятый в копродукции Франции и Японии, рассказывает об уникальной парижской клинике — центре для людей с психическими расстройствами, расположенном в плавучем здании прямо на Сене. «На Адаманте» был единственным документальным фильмом в конкурсной программе — он соревновался за победу с двумя анимационными и 16-ю игровыми картинами.
Большой приз жюри «Серебряный медведь» достался «Красному небу» (Roter Himmel) Кристиана Петцольда (Christian Petzold). Приз за лучшую актерскую работу получила 9-летняя София Отеро (Sofia Otero), сыгравшая в испанской картине «20 000 разновидностей пчел» (20.000 Especies de Abejas). Она стала самой юной лауреаткой за всю историю Берлинале.