Найти тему
ЮРДКОМ

Встречи с «небожителями».

1960-й год. Академический Центральный Детский театр- оплот возрождения Советского театра, после продолжительной депрессии. Лицо театра- один из выдающихся режиссёров Советского времени Анатолий Васильевич Эфрос. Прекрасные артисты. Переполненные зрительные залы. Я имел честь быть приглашённым артистом, работать в этом высокопрофессиональном коллективе.

После очередного премьерного спектакля, ко мне в гримёрную комнату заходит Анатолий Васильевич Эфрос, пропуская вперёд двух посетителей. Ими оказались - Любовь Орлова и Григорий Александров! Я, только что окончивший институт, совсем «зелёный» артист, не ожидал такой чести. Мы общались около получаса. Конкретно не помню о чём беседовали, но я был польщён их комплиментами и доброжелательным вниманием. Они анализировали мою роль и давали мудрые советы. От этой встречи у меня остались лучезарные воспоминания! Меня поразила одна деталь: Анатолий Васильевич Эфрос, присутствуя при встрече, не произнёс ни слова, а молча стоял, в знак уважения к посетителям, всё время, не входя в гримёрную, в дверном проёме…

Спустя несколько дней, ко мне в гримёрную заходит администратор театра и сообщает, что меня ожидают на служебном входе. Спустившись, я увидел стройного молодого офицера, который попросил меня выйти с ним на улицу. Рядом с служебным входом в театр стоял чёрный лимузин. Молодой человек оказался адъютантом. Он открыл переднюю дверь авто и пригласил присесть. На заднем сиденьи я увидел солидного человека в военной маршальской форме. Первым впечатлением были его большие усы, и я подумал, что это Семён Михайлович Будённый. Немного не угадал. Это был герой Великой Отечественной войны маршал Павел Алексеевич Ротмистров! Полководец, командовавший танковым сражением на Курской дуге и выигравший это сражение. Человек, который, в последствии, предлагал Сталину идти до Ла-Манша и сбросить всю «нечесть» в Ла-Манш.

Рядом с ним сидела очень юная миловидная девушка, как потом выяснилось, его внучка, в которой он души не чаял.

После знакомства и уймы приятных слов о спектакле, мои новые «знакомые» предложили подвести меня до дома. Тогда я жил на Нижней Масловке, куда и был благополучно доставлен. Они стали постоянными посетителями спектаклей, в которых я принимал участие. Это продолжалось до тех пор, пока я не перешёл в другой театр… Подобные встречи и эпизоды в те годы были довольно частыми, так как те времена были «урожайными» на «небожителей».

Не могу пройти мимо ещё одной встречи. В театре «Ромэн» шёл спектакль «Кармен». Кармен играла моя жена Марика Балан. После спектакля в театре «Современник», я заехал за ней, что бы вместе поехать домой. За кулисами театра я застал участников спектакля ( а это почти вся труппа), а, так же, Сергея Владимировича Образцова, который , посмотрев спектакль, делился своими впечатлениями. Случайно речь зашла о гусарском романсе. Сергей Владимирович, взяв гитару, спел один из них. Я знал большое количество романсов такого содержания и коллекционировал их. Не удержался, попросил гитару и спел очередной гусарский романс. Гитара снова перешла в руки Сергея Владимировича и он продолжил этот цикл. Так, в течение часа, мы перепели с ним все гусарские романсы. Нашей аудиторией были артисты театра «Ромэн», которые восторженно принимали каждый романс и одобрительно хлопали (конечно не исполнению, а нашим увлечениям и памяти).

Сергей Владимирович Образцов пригласил нас с Марикой посетить свой театр. Я пересмотрел у него весь репертуар с огромным удовольствием и сделал для себя открытие и вывод, что спектакли кукольного театра имени С. В. Образцова не уступают в серьёзности проблематики и художественности, спектаклям театра «Современник», а , возможно, в чём то, и превосходят. Подобные воспоминания вызывают ностальгические настроения и наводят на печальные мысли… Да, были люди в наше время!