Драма Тодда Филда "Тар" – безусловный фаворит гонки если не за "Оскаром" Лучшему фильму, то за персональной наградой для исполнительницы главной роли Кейт Бланшетт. Эта актриса вряд ли нуждается в каких-то дополнительных регалиях (ваших золотых истуканов у нее и без этого уже два), но мне было бы приятно увидеть Кейт среди победителей именно за профессионализм, талант и невероятную самоотдачу – никто из актеров в прошлом году не выложился в кадре настолько мощно. Неудивительно, что персонаж, сыгранный Бланшетт, получился наиболее ярким и противоречивым. Вот и сегодня предлагаю не рецензировать фильм, а изучить Лидию Тар – бездушную злодейку и одновременно жертву "культуры отмены".
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
За свою тонкую и многогранную игру Бланшетт уже получила "Золотой глобус" и стала основной претенденткой на "Оскар". У зрителей картины нет никаких поводов считать, что признание достижений актрисы не обосновано – почти трехчасовая лента показывает нам непростой путь заглавной героини от первой женщины, возглавившей Берлинский филармонический оркестр, до всеобщего изгоя, потерявшего всё. В каждой ипостаси, на всем этом протяженном пути, включающем множество локаций, диалогов, событий, конфликтов, Бланшетт в роли Лидии Тар убедительна, искренна, жива. Такая работа актрисы позволяет нам глубже погрузиться в тему, поднятую сценаристом и режиссером Тоддом Филдом.
А тему Филд поднял интересную. "Тар" исследует феномен движения #MeToo под ракурсом, но который режиссеры прежде не решались. Конечно, Голливуд сейчас много картин посвящает проблеме насилия над женщинами – только в прошлом году вышла основанная на деле Харви Вайнштейна драма "Ее правда" – но так или иначе любое высказывание в этой связи получается субъективным и эмоционально окрашенным. Филд же публику перехитрил. Намеренно скрыв за кадром подробности отношений Лидии с погибшей девушкой по имени Криста он превратил свой фильм в своеобразный Тест Роршарха – в нем каждый видит проблему не сквозь навязанную автором картинку, а через призму своего опыта.
Гениальная игра Бланшетт не позволяет однозначно определить в этом персонаже положительную или отрицательную героиню, степень ее вины в гибели Кристы невозможно установить однозначно. Мы знаем, что молодая исполнительница была не первой возлюбленной экспрессивной дирижерки (и не последней, как выясняется). Нам известно, что Лидия не особенно деликатна ни со своими коллегами по оркестру, ни с руководством филармоний, ни тем более с учениками. Но мы видим и то, что ее действия и слава тоже могут быть подвергнуты манипулятивному редактированию, цензуре, банальному выносу за пределы контекста.
Тар подвергается атаке со стороны активистов, и это напоминает известные нам кейсы того же Вайнштейна, Кевина Спейси или Брайана Сингера – шумиха, адвокаты, попытки всё отрицать и спрятаться от реальности. Из реального опыта таких обвинений можно смело делать вывод, что далеко не всегда обвинения имеют почву, а тем более доказательную базу. Тут Тар можно считать несправедливо оболганной, пока не доказано обратное. Однако Филд делает акцент на попытках Лидии полностью уничтожить всю переписку, которую вела с Кристой она и ее ассистентка Франческа. Что скрывает дирижерка, мы не знаем, но тем занятнее становится история – тут точно всё неоднозначно.
Казалось бы, новая интрижка Лидии с юной виолончелисткой Ольгой должна всё прояснить, но этим этапом отношений режиссер окончательно запутывает зрителя. Ольгу окружающие признают копией Кристы, и мы можем сделать вывод, что Тар ведет себя с двумя девушками одинаково – но контакты Лидии и Ольги выглядят абьюзивными скорее со стороны молодого дарования. Тар не выходит за пределы легкого флирта, наоборот, во время репетиции наедине можно было ожидать от Лидии большего напора, но женщина оказалась словно околдована юной пассией. Напротив, Ольга позволяет себе больше, чем нужно, тайно издеваясь над Лидией в соцсетях. Нет, конечно, это никак не оправдывает заглавную героиню, но и проще для нас историю не делает.
Не имея прямых доказательств того, что Тар – злодейка, мы вынуждены цепляться за мелочи, которые уменьшают блеск ее мирового величия. Да, Лидия крадет лекарства своей спутницы Шерон. Да, она довольно жутко угрожает девочке, обидевшей ее дочь Петру. Да, Тар постоянно идет напролом, пересекает двойные сплошные и нарушает установленные правила – она скрывает от Шерон свою связь с Кристой, а в финале мы узнаем, что даже имя у нее ненастоящее, родители назвали ее Линдой. Что это означает для зрителя? Только то, что с самого начала Лидия ходит по самому краю, не смущаясь лжет и действует только в собственных интересах. Плохо это? Хорошего мало, но на преступление не тянет.
Пожалуй, к финалу картины и автор, и зрители склоняются к тому, что Лидия Тар не достойна безоговорочного восхищения. Но ее поведение не вписывается в рамки "культуры отмены" или в парадигму злодея доктрины #MeToo, она скорее продукт бесконтрольной деградации в результате всеобщего восхищения. Воспевание таланта Лидии с самых юных лет привело к тому, что она постепенно превратилась в монстра, прикрывающегося даром чувствовать музыку и управлять музыкальным коллективом. И ее одержимость Бахом, и ее чудовищное отношение к коллегам, и ее печально обернувшееся отношение к Кристе – всё это одна сторона медали. И именно поэтому монстр Тар заканчивает свой кинематографический путь выступлением с Monster Hunter Orchestra, скрывая истинный облик...
Классическая музыка, Германия, женщина-дирижер, трехчасовой хронометраж – по-хорошему, "Тар" выглядит перебором даже для артхауса. И будь в главной роли друга актриса, лента так и осталась бы "историей для своих". Кейт Бланшетт вывела картину на высший уровень. Именно она превратила скучнейший диалог о классике в урок актерской экспрессии, а этюд с застенчивым учеником в мастер-класс по взаимодействию с аудиторией. Актриса берет зрителя за руку и вводит в удивительный мир неоднозначных персонажей и сложных характеров.
Сперва ее Лидия симпатична, хотя и претенциозна. По мере раскрытия истории начинает показываться темная сторона личности Тар. Бланшетт не играет откровенную злодейку, у нее всё на грани очарования и холодности – так мы понимаем, каким образом она привлекает молодые таланты, но при этом может легко ранить их. При этом Тар остается непроницаемой, гордой, самовлюбленной – сложнейшая задача разрешена актрисой блистательно. Смотреть фильм дискомфортно, неудобно, порой неприятно – масштабы проступков Лидии растут, подбираясь к болезненному взрыву. Но никогда еще за дирижерами не было так интересно следить – и это увлекательное исследование устроила для нас Кейт Бланшетт, главная претендентка на "Оскар" за Лучшую женскую роль.
Этот материал входит в коллекцию статей о фильмах, ставших претендентами на премию "Оскар" в ведущих категориях – для продолжения изучения темы добро пожаловать в подборку. Она будет пополняться, поэтому не забывайте заглядывать на канал – здесь и в телеграме – непременно будет интересно. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, слушайте классику, и...
Увидимся в кино!