Дисклеймер: Употребление наркотиков решительно порицается автором, т.к. наносит непоправимый урон организму и ведет к прискорбнейшим последствиям.
ВНИМАНИЕ! ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ!
Давеча посмотрел два эпизода сериала «Король и Шут». Если вкратце, мне понравилось. Если подробнее, то:
Впервые с творчеством «Король и Шут» я познакомился еще в школе. Один одноклассник съездил в детский лагерь и привез оттуда кучу положительных впечатлений, одним из которых являлось знакомство с новой, на тот момент, для нас группой. И тут, как в том анекдоте:
- Слышал я «Beatles», не понравилось. Гнусавят, фальшивят…
- А где ты их слышал?
- Да мне Колька напел.
В исполнении одноклассника «Лесник» «КиШа» мне не показался заслуживающим внимания произведением. Зато, когда в руки попала уже кассета с песнями группы, та магия, которой пропитано их творчество, та энергия, с которой музыканты исполняют свои песни, то звучание, что волшебным образом приводит тело в движение, сливаясь в конвульсивном танце (никогда не отличался умелой хореографией) с мелодичными запилами, звучными рифами и ритмичными ударными, определило «Король и Шут» в верные спутники жизни. Не скажу, что был их оголтелым фанатом. Скорее ценителем. Бывал на концертах, покупал альбомы, разучивал песни, словом, наслаждался. Не брезговал и разного рода информацией, что попадала в информационное поле – слушал и читал интервью, с любопытством наблюдал за закулисной жизнью (из архивов самих музыкантов). Но за это, скорее, спасибо алгоритмам поисковых систем, которые то и дело подкидывали мне материал, косвенно или напрямую, связанный с моими запросами.
В «Король и Шут» мне нравилось практически все:
Музыка. Учитывая, что они были не профессиональными музыкантами, окончившими консерваторию, тот уровень мастерства, которого они достигли, заслуживает уважения. Если прослушать их альбомы в хронологическом порядке, то четко прослеживается преображение никому не известной «Конторы» из подворотней до кумира миллионов, собирающих стадионы.
Сами участники. Простые ребята без нарочитого пафоса. Идейные, увлеченные, свои в доску, каждый – индивидуальность со своим стилем. И добряк-весельчак, оплот здравомыслия Князь, и таинственный, скрывающий лицо за длинными волосами, Балу, и мастера-гитаристы Яша с Ренегатом, и Поручик в своем килте, и очаровашка-скрипачка Маша Нефедова, которой посвящали песни другие группы. И, конечно, неподражаемый Горшок.
Их философия. Ребята придумали целый мир из песен, объединенных общей концепцией, стилистикой. Ни одна песня (не считая сольника Горшка и панк-оперы «Тодд») не нарушает целостность вселенной «Король и Шут», в которой охотник Себастьян, лесник, колдун, безымянный странник органично сосуществуют с бандами разбойников, мертвыми вурдалаками, пиратами, лешим, водяным и прочими демонами с селянами. Но больше всего мне импонирует позиция музыкантов (и главным образом Горшка) насчет их творческой самобытности. «Король и Шут» никогда ни у кого не выступали на разогреве и никогда не соглашались быть в тени кого-либо.
Когда прошла информация о съемках сериала, я с настороженностью отнесся к этой идее. Даже, если не брать в расчет опасность жажды создателей до наживы на громком имени, то всегда остается скользкая тропинка небрежного отношения к фактам и первоисточнику. Однако, положительные отзывы участвующих в создании сериала Андрея Князева и Алексея Горшенева, как людей причастных к жизни группы, немного успокаивали.
И вот, посмотрев два первых эпизода, могу сказать, что, на мой скромный взгляд, фильм удался. Осталось четкое ощущение, что он сделан фанатами для фанатов. С огромным уважением к истории, участникам, поклонникам, творчеству.
Возможно, для человека, слабо знакомого с историей и творчеством группы «Король и Шут», повествование сериала покажется несколько рваным. Регулярные скачки во времени и пространстве от восьмидесятых годов к двухтысячным, от реальности к сказочному миру, сотканному из песен группы, могут сбивать с толку неподготовленного зрителя. Но, если Вы старый добрый приятель, хороший знакомый группы, видевший ее в разных ситуациях и прошедший с ней через года, то Вас определенно порадует тот Горшок, которого воплотил на экране Константин Плотников. Крайне удачное попадание в образ. Актеру отлично удалось передать манеру разговора, интонацию, да даже лексикон и движения Горшка. Те, кто видел хоть одно интервью с Михаилом Горшеневым, не дадут соврать. К игре других актеров также нет претензий. Живая мимика, естественные, узнаваемые персонажи – все работает на погружение в атмосферу. Сериал рассказывает историю Легенды в довольно легкой, жизнеутверждающей манере. Несмотря на имевшие место в реальной истории (скажем так) сложности, как, например, внутренние демоны Михаила Горшенева, живописно изображенные в фильме в виде дьявольского клоуна, и его пагубное пристрастие к веществам, порой непростые отношения между музыкантами внутри коллектива, в фильме они изображены без нарочитого акцента. Это просто часть истории группы. Как знакомство Горшка и Князя в реставрационном училище. Как дурачества ребят «в не рабочее время» и поиск названия для группы. Как случай на концерте (когда Горшок со сцены объявляет, что сейчас они запишут концерт, а при выходе всем раздадут по кассете, а Князь ловко отшучивается, что кассет всего три), любовно перенесенный на экран. Да даже общая атмосфера начала третьего тысячелетия: люди, выкрикивающие «Мусора – позор России», братки в малиновых пиджаках и отбитые бритоголовые неонацисты для очевидцев тех событий – словно путешествие в машине времени на двадцать лет назад. В ленте также нашли отражение малоизвестные не фанатам, а потому не очевидные, отсылки к интересным фактам. Таким, например, как любвеобильность Яши Цвиркунова и заботу парней о спокойствии и сохранности своей скрипачки Маши Нефедовой, а также необычайному единению поклонников и музыкантов группы.
Стоит еще отметить изобретательность создателей сериала. В повествовании присутствуют вставки, в которых главные герои попадают в мир собственных произведений. Мало того, что сам по себе этот мир очень колоритный, наполненный антуражем и персонажами песен группы, так еще с его помощью авторы рассказывают непростую историю отношений фронтменов «Король и Шут». Взаимодействие Горшка и Князя во время их приключений внутри сказки – это аллюзия на дружбу Михаила и Андрея, лишенную мрачности реального быта. А потому воспринимаемую значительно легче, чем это было бы при повествовании с документальной точностью.
В целом два первых эпизода сериала оставили приятное послевкусие с нотками ностальгии, пряным ароматом добротной истории, упакованной в нетривиальное повествование с изысканными смелыми решениями, в аккомпанементе излюбленной чудесной музыки. И, если выхода сериала в прокат я не особо-то и ждал, то, после личного знакомства, выхода новых эпизодов буду ждать с нетерпением.