Найти тему
МИР (Море История Россия)

Очень скромный флот Болгарии (Часть 2). Вторая Мировая.

Состав Болгарского флота во время Второй Мировой, (в 1943 году).
Состав Болгарского флота во время Второй Мировой, (в 1943 году).

По мирному договору в составе военно-морского флота Болгарии были оставлены четыре миноносца и шесть катеров, лишённых торпедного вооружения; остальные корабли должны были быть переданы странам Антанты либо уничтожены; подводная лодка была уничтожена. Иметь крупные корабли и подводные лодки Болгарии запрещалось.

Потом все изменилось.

24 апреля 1941 года министр иностранных дел Болгарии Иван Попов и немецкий дипломат Карл Клодиус подписали секретное соглашение между Германией и Болгарией («договор Клодиус — Попов»), в соответствии с которым Болгария обязалась взять на себя расходы по содержанию немецких войск в Болгарии."

Основу Болгарского ВМФ, по-прежнему, составляли 97-тонные старые миноносцы французской постройки. Корабли находились в приличном состоянии, но всерьез воспринимать их было уже... (несерьезно).

Вроде бы как, В 1934-1937 годах 4 миноносцы прошли модернизацию: артиллерия заменена на 2 полуавтоматических 3,7 cm SKC/ 30 Rheinmetall а пулеметы были заменены на немецкие, но, в 1943 году на них стоят 47-мм 3-фунтовые пушки Гочкиса, а в качестве средств ПВО на них был установлен MG-34.

Их оставалось четверо: Дерзкий, Храбрый, Смелый, Строгий. Хотя нет... трое. 15 октября 1942 на «Дерзком» рванул боекомплект (в чем опять попытались обвинить Коминтерн), и корабль затонул в Варне. Его удалось поднять, отремонтировать и вернуть в состав болгарского флота, но в 1944 году его уже переквалифицировали в судно-мишень.

К ним добавились 3 "шнелльбота". Написано, что "Люрсен". Да, он самый.

В 1938 году на немецкой верфи «Fr. Lürssen Jacht-und Bootswerft m.b.H.» в Бремен-Вегезаке были заказаны и в 1939 году — построены и переданы Болгарии два торпедных катера типа «Люрсен» (S-2 «Lürssen»), которые были введены в строй военно-морских сил Болгарии под наименованием «Торпеден катер № 1» и «Торпеден катер № 2».

В 1939 году на немецкой верфи «Fr. Lürssen Jacht-und Bootswerft m.b.H.» в Бремен-Вегезаке был построен торпедный катер № 12740 типа «Люрсен», который 17 августа 1939 года был передан Болгарии. В связи с началом Второй мировой войны, доставка катера из Германии в Болгарию была затруднена, поэтому только в июле 1941 года катер, прибывший в порт Варна был официально введен в строй военно-морских сил Болгарии под наименованием «Торпеден катер № 3».

-2

Катера были почти однотипными. Двигатель Мерседес-Бенц (3шт), скорость 34,5 узла. 2-см автомат, два торпедных аппарата, 4 глубинных бомбы.

Далее идет небольшой ребус. "Вики..." пишет: "После оккупации Голландии в мае 1940 года Германия продала Болгарии шесть недостроенных торпедных катеров, захваченных в районе Роттердама". Кто-то пишет, что их было четыре. Не знаю, и в 1943-м и в 1944-м их числится всего два. И вооружение их совсем не такое, как пишет народ (см таблицу).

-3

Катера относились к серии «ТМ» и строились на голландских верфях по лицензии британской фирмы «British Power Boat». В 1940 г. они были захвачены германскими войсками на стапелях. Катера ТМ-52 и ТМ-53 строились на верфи «Scheepswerf en Machinefabriek Werf Gusto v/h A.F. Smulders». В 1941 г. они были проданы Германией Болгарии и приняты в строй под обозначением №4 и №5. В 1944 г. они были захвачены войсками СССР, где служили под обозначением «ТК-961» и «ТК-962». После войны катера возвращены Болгарии, списаны в 1960 г.

-4

Катера-тральщики новой постройки (МЧК). Серия состояла из 13 единиц, но во время войны ввели только четыре: «Марица», «Вардар», «Места» и «Струма»

-5
-6

Они были построены на верфи в Варне и приняты в состав флота в 1943 г. Проект этого катера-тральщика разработал капитан 1-го ранга военно-морского флота Болгарии, инженер П. Пампулов. Они имели деревянные корпуса и дизельные двигатели. В 1944 г. были переданы Греции. ТТХ катера: водоизмещение полное – 23,5 т.; силовая установка – дизельный двигатель, мощность – 80 л.с.; экипаж – 8 человек. Вооружение: 1х1 – 7,92-мм пулемет.

Помимо этого в составе болгарского флота числится шесть старых катерных тральщиков, оставшихся после Первой Мировой.

Первая пара это бывшие французские охотники за подводными лодками «С-4» и «С-10» были построены в Канаде в 1917 г. Приобретены Болгарией в 1921 г. и приняты в строй под наименованием "Капитан-Лейтенант Миньков" и "Миньор" Изначально, их было 4 шт. но до войны дожили всего два, они стали называться "Вера" и "Балик"

-7

Катера списаны в 1945 г. ТТХ катера: водоизмещение стандартное — 37 т., полное – 46 т.; длина – 23,8 м.: ширина – 3,8 м.; осадка — 1,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 440 л.с.; максимальная скорость – 17 узл.; дальность плавания – 1 тыс. миль; экипаж – 8 человек. Вооружение: 1х1 – 37-мм орудие; 2х1 – 7,92-мм пулемета; 10 глубинных бомб.

Остальные четыре представляли собой тральщики Первой Мировой "Несебр" и "Эмона" были русской постройки, а, остальные два австрийской постройки.

-8

Сторожевые катера "Черноморец" и "Беломорец". Бывшие французские охотники за подводными лодками «С-27» и «С-80» были построены в США на верфи «New York Navy Yard» в 1917 г. Они были приобретены Болгарией в 1921 г. и приняты в строй под наименованием «Беломорец» и «Черноморец». ТТХ катера: водоизмещение стандартное — 77 т., полное – 87 т.; длина – 33,5 м.: ширина – 4,7 м.; осадка — 1,8 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 660 л.с.; максимальная скорость – 17 узл.; дальность плавания – 700 миль; запас топлива – 9,6 т. бензина; экипаж – 20 человек. Вооружение: 1х1 – 37-мм орудие; 1х1- 20-мм зенитный автомат.

После капитуляции Италии, 30 октября 1943 года в распоряжении болгарских войск оказались два сторожевых катера типа «Граничар», ранее принадлежавших итальянским оккупационным силам (бывшие сторожевые катера военно-морского флота Югославии «Стражар» и «Граничар»), которые были включены в состав Охридской морской патрульной группы.

-9
-10

Катера «Стражар» и «Граничар» были построены в 1929 году на верфи в Регенсбурге в Веймарской республике по заказу правительства Югославии. После захвата Югославии в апреле 1941 года потопленные экипажами катера оказались в итальянской зоне оккупации, они были подняты, отремонтированы и переданы в состав итальянских оккупационных войск. После капитуляции Италии, 30 октября 1943 года оба катера перешли в распоряжении болгарских войск. В ходе осмотра трофеев было установлено, что оба катера находятся в небоеспособном состоянии, на них отсутствовало вооружение и часть деталей двигателей. Тем не менее, было принято решение отремонтировать катера и включить их в состав болгарского флота. После зачисления в состав болгарского флота, в 1944 году на «Стражар» были установлены одно одноствольное 20-мм зенитное орудие, два зенитных пулемёта и один тяжёлый станковый пулемёт.

После оккупации Югославии в апреле 1941 года Германия продала Болгарии две трофейные минные баржи, которые вошли в состав болгарского военно-морского флота под наименованием «Свищов» и «Дунав».

А. вот дальше идет детективная история.

В статье про учебное судно "Асен" нет ничего про его происхождение. Просто указывается, что:

" было предложено использовать для подготовки матросов и офицеров флота невооружённое и безмоторное (не имеющее силовой установки) парусное судно. 20 апреля 1931 года в состав флота была зачислена парусная шхуна «Утриш», которая была переклассифицирована в учебный военный корабль и названа «Асен».

Но, откуда же взялась у болгар наша шхуна "Утриш"? Судно захвачено и угнано в Болгарию бандой из восьми человек (в большинстве своем бывших белых офицеров, членов так называемого «Русского национального боевого Союза»). Судно достаточно долго стояло под арестом, но в СССР возвращено не было.

В ходе второй мировой войны, в 1942 году судно вооружили двумя 20-мм зенитными орудиями «эрликон». После присоединения Болгарии к Антигитлеровской коалиции в сентябре 1944 года, судно было включено в состав соединения минно-тральных сил, которые участвовали в разминировании русла реки Дунай и акватории Чёрного моря.