По мирному договору в составе военно-морского флота Болгарии были оставлены четыре миноносца и шесть катеров, лишённых торпедного вооружения; остальные корабли должны были быть переданы странам Антанты либо уничтожены; подводная лодка была уничтожена. Иметь крупные корабли и подводные лодки Болгарии запрещалось.
Потом все изменилось.
24 апреля 1941 года министр иностранных дел Болгарии Иван Попов и немецкий дипломат Карл Клодиус подписали секретное соглашение между Германией и Болгарией («договор Клодиус — Попов»), в соответствии с которым Болгария обязалась взять на себя расходы по содержанию немецких войск в Болгарии."
Основу Болгарского ВМФ, по-прежнему, составляли 97-тонные старые миноносцы французской постройки. Корабли находились в приличном состоянии, но всерьез воспринимать их было уже... (несерьезно).
Вроде бы как, В 1934-1937 годах 4 миноносцы прошли модернизацию: артиллерия заменена на 2 полуавтоматических 3,7 cm SKC/ 30 Rheinmetall а пулеметы были заменены на немецкие, но, в 1943 году на них стоят 47-мм 3-фунтовые пушки Гочкиса, а в качестве средств ПВО на них был установлен MG-34.
Их оставалось четверо: Дерзкий, Храбрый, Смелый, Строгий. Хотя нет... трое. 15 октября 1942 на «Дерзком» рванул боекомплект (в чем опять попытались обвинить Коминтерн), и корабль затонул в Варне. Его удалось поднять, отремонтировать и вернуть в состав болгарского флота, но в 1944 году его уже переквалифицировали в судно-мишень.
К ним добавились 3 "шнелльбота". Написано, что "Люрсен". Да, он самый.
В 1938 году на немецкой верфи «Fr. Lürssen Jacht-und Bootswerft m.b.H.» в Бремен-Вегезаке были заказаны и в 1939 году — построены и переданы Болгарии два торпедных катера типа «Люрсен» (S-2 «Lürssen»), которые были введены в строй военно-морских сил Болгарии под наименованием «Торпеден катер № 1» и «Торпеден катер № 2».
В 1939 году на немецкой верфи «Fr. Lürssen Jacht-und Bootswerft m.b.H.» в Бремен-Вегезаке был построен торпедный катер № 12740 типа «Люрсен», который 17 августа 1939 года был передан Болгарии. В связи с началом Второй мировой войны, доставка катера из Германии в Болгарию была затруднена, поэтому только в июле 1941 года катер, прибывший в порт Варна был официально введен в строй военно-морских сил Болгарии под наименованием «Торпеден катер № 3».
Катера были почти однотипными. Двигатель Мерседес-Бенц (3шт), скорость 34,5 узла. 2-см автомат, два торпедных аппарата, 4 глубинных бомбы.
Далее идет небольшой ребус. "Вики..." пишет: "После оккупации Голландии в мае 1940 года Германия продала Болгарии шесть недостроенных торпедных катеров, захваченных в районе Роттердама". Кто-то пишет, что их было четыре. Не знаю, и в 1943-м и в 1944-м их числится всего два. И вооружение их совсем не такое, как пишет народ (см таблицу).
Катера относились к серии «ТМ» и строились на голландских верфях по лицензии британской фирмы «British Power Boat». В 1940 г. они были захвачены германскими войсками на стапелях. Катера ТМ-52 и ТМ-53 строились на верфи «Scheepswerf en Machinefabriek Werf Gusto v/h A.F. Smulders». В 1941 г. они были проданы Германией Болгарии и приняты в строй под обозначением №4 и №5. В 1944 г. они были захвачены войсками СССР, где служили под обозначением «ТК-961» и «ТК-962». После войны катера возвращены Болгарии, списаны в 1960 г.
Катера-тральщики новой постройки (МЧК). Серия состояла из 13 единиц, но во время войны ввели только четыре: «Марица», «Вардар», «Места» и «Струма»
Они были построены на верфи в Варне и приняты в состав флота в 1943 г. Проект этого катера-тральщика разработал капитан 1-го ранга военно-морского флота Болгарии, инженер П. Пампулов. Они имели деревянные корпуса и дизельные двигатели. В 1944 г. были переданы Греции. ТТХ катера: водоизмещение полное – 23,5 т.; силовая установка – дизельный двигатель, мощность – 80 л.с.; экипаж – 8 человек. Вооружение: 1х1 – 7,92-мм пулемет.
Помимо этого в составе болгарского флота числится шесть старых катерных тральщиков, оставшихся после Первой Мировой.
Первая пара это бывшие французские охотники за подводными лодками «С-4» и «С-10» были построены в Канаде в 1917 г. Приобретены Болгарией в 1921 г. и приняты в строй под наименованием "Капитан-Лейтенант Миньков" и "Миньор" Изначально, их было 4 шт. но до войны дожили всего два, они стали называться "Вера" и "Балик"
Катера списаны в 1945 г. ТТХ катера: водоизмещение стандартное — 37 т., полное – 46 т.; длина – 23,8 м.: ширина – 3,8 м.; осадка — 1,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 440 л.с.; максимальная скорость – 17 узл.; дальность плавания – 1 тыс. миль; экипаж – 8 человек. Вооружение: 1х1 – 37-мм орудие; 2х1 – 7,92-мм пулемета; 10 глубинных бомб.
Остальные четыре представляли собой тральщики Первой Мировой "Несебр" и "Эмона" были русской постройки, а, остальные два австрийской постройки.
Сторожевые катера "Черноморец" и "Беломорец". Бывшие французские охотники за подводными лодками «С-27» и «С-80» были построены в США на верфи «New York Navy Yard» в 1917 г. Они были приобретены Болгарией в 1921 г. и приняты в строй под наименованием «Беломорец» и «Черноморец». ТТХ катера: водоизмещение стандартное — 77 т., полное – 87 т.; длина – 33,5 м.: ширина – 4,7 м.; осадка — 1,8 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 660 л.с.; максимальная скорость – 17 узл.; дальность плавания – 700 миль; запас топлива – 9,6 т. бензина; экипаж – 20 человек. Вооружение: 1х1 – 37-мм орудие; 1х1- 20-мм зенитный автомат.
После капитуляции Италии, 30 октября 1943 года в распоряжении болгарских войск оказались два сторожевых катера типа «Граничар», ранее принадлежавших итальянским оккупационным силам (бывшие сторожевые катера военно-морского флота Югославии «Стражар» и «Граничар»), которые были включены в состав Охридской морской патрульной группы.
Катера «Стражар» и «Граничар» были построены в 1929 году на верфи в Регенсбурге в Веймарской республике по заказу правительства Югославии. После захвата Югославии в апреле 1941 года потопленные экипажами катера оказались в итальянской зоне оккупации, они были подняты, отремонтированы и переданы в состав итальянских оккупационных войск. После капитуляции Италии, 30 октября 1943 года оба катера перешли в распоряжении болгарских войск. В ходе осмотра трофеев было установлено, что оба катера находятся в небоеспособном состоянии, на них отсутствовало вооружение и часть деталей двигателей. Тем не менее, было принято решение отремонтировать катера и включить их в состав болгарского флота. После зачисления в состав болгарского флота, в 1944 году на «Стражар» были установлены одно одноствольное 20-мм зенитное орудие, два зенитных пулемёта и один тяжёлый станковый пулемёт.
После оккупации Югославии в апреле 1941 года Германия продала Болгарии две трофейные минные баржи, которые вошли в состав болгарского военно-морского флота под наименованием «Свищов» и «Дунав».
А. вот дальше идет детективная история.
В статье про учебное судно "Асен" нет ничего про его происхождение. Просто указывается, что:
" было предложено использовать для подготовки матросов и офицеров флота невооружённое и безмоторное (не имеющее силовой установки) парусное судно. 20 апреля 1931 года в состав флота была зачислена парусная шхуна «Утриш», которая была переклассифицирована в учебный военный корабль и названа «Асен».
Но, откуда же взялась у болгар наша шхуна "Утриш"? Судно захвачено и угнано в Болгарию бандой из восьми человек (в большинстве своем бывших белых офицеров, членов так называемого «Русского национального боевого Союза»). Судно достаточно долго стояло под арестом, но в СССР возвращено не было.
В ходе второй мировой войны, в 1942 году судно вооружили двумя 20-мм зенитными орудиями «эрликон». После присоединения Болгарии к Антигитлеровской коалиции в сентябре 1944 года, судно было включено в состав соединения минно-тральных сил, которые участвовали в разминировании русла реки Дунай и акватории Чёрного моря.