Сегодня Президент дал старт Году педагога и наставника. Не в самое подходящее время, а значит, «наверху» поняли, что тема «подгорает».
Быть может, непосредственная вовлечённость Владимира Владимировича в организацию школьного образования заставит, наконец, это колесо крутиться в правильном направлении.
Однако, что-то настораживает. Мне сразу не понятно: педагог и наставник – это одно лицо или разные? Наставник – он для кого? Для учеников или учителей? А школьный учитель – он здесь где?
Неужели и теперь заболтают и открыжат?
Проблемы в школе начались, когда у нас ещё не было президентов. Смена общественного устройства страны лишь обнажила их и обострила. Обнажила, потому что поставила школу на тотальный контроль. А усугубила тем, что добавила новых проблем: слишком далёкими от педагогики, а порой и от здравого смысла, оказывались некоторые управленческие решения пришедших руководителей образования. В лучшем случае решаются вопросы строительства, капитального ремонта и оснащения школ, много внимания конкурсам и фестивалям, но абсолютно ничего – для организации образовательного процесса. Он нуждается в кардинальном изменении. Да, это видно только изнутри школы, и учителя об этом давно кричат. И даже вносят свои предложения. Тщетно. В ответ прилетают лишь обвинения в некомпетентности и обещания повысить чей-то престиж.
Среди предложений учителей часто встречаются призывы к возврату советской школы. Я застал её поздний период и как ученик, и как учитель. Единственный, мне кажется, плюс той школы – характер взаимодействия учеников, учителей и родителей: в любой школе это была одна команда. Немудрено, потому что тогда вся страна была одной командой. В таких условиях с воспитанием не может быть проблем. Другое дело – обучение. Здесь результаты всегда были далеки от идеала. Просто в то время не было ГИА, чтобы беспристрастно их измерить.
Мне говорят: «Советская школа творила чудеса, достижения Страны Советов тому доказательство». Да, это правда. И космос, и мирный атом, и ядерный щит – всё так. Но российская школа сегодня делает то же самое, только её чудесных выпускников стало меньше, и творят они, по большей части, не дома, а по всему миру. Те, кто дома остаются, и рады бы творить чудеса, но стране это до сих пор было не нужно. Страна как единое целое только сейчас начинает возрождаться.
А что «нечудесные» выпускники? Я о тех, кого принято называть «троечниками». С ними как? По моей оценке, в советское время их было примерно половина от всех школьников, сегодня – две трети, если не больше. Почему школа их никогда не делала чудесными? Не может? Или не надо? Или невозможно?
С нашим малочисленным народонаселением и огромной ответственностью за эту планету мы не можем позволить себе иметь «троечников». Считаю решение этого вопроса главным для школьного образования страны и для всей педагогики. И не только в Год педагога и наставника.
#школа #учитель #образование #обучение #мотивация