Найти тему
soullaway soullaway

Невероятный Александр Лаэртский.

Если бы такого человека как Александр Лаэртский не существовало, то его бы стоило выдумать. Он не вписывался в русский рок, не пытался из себя изображать какого-то кумира поколения, да и всякие гимны он тоже не сочинял. Вместо этого он выбрал тот раздел, куда стеснялись заходить Цой и Кинчев. Он решил заигрывать с юмором, но делать это предпочитал с серьёзным лицом. И до сих пор непонятно была ли это шутка или же Лаэртский действительно именно так видел тогда окружающий мир. Я естественно склоняюсь к тому, что, будучи интеллигентным человеком, он так шутил. Относительно же упомянутых кумиров отечественных слушателей отмечу, что Лаэртский хоть и не пересекался с ними, но от того менее значимым не был для нашей культуры. Да и в книге «100 магнитоальбомов советского рока» не забыли его «Пионерскую зорьку». Эта запись к слову датируется 1988 годом. То есть, как мы видим фигура он не такая простая, как может показаться на первый взгляд.

Если начать рыться в его биографии, то можно выявить чудесные вещи. Например, он работал в НИИ наладчиком ЭВМ, что намекает нам на хорошее образование. Работал к слову в 80-х годах. Вряд ли тогда он мог предположить, что его музыка станет популярной. Ну, настолько насколько она вообще могла быть популярной. Как раз тогда же с коллегами он и начал делать свои первые записи.

Пик популярности Александра Алексеевича пришёлся на 90-е годы. И он хоть и стоял особняком, но можно отметить, что например в 90-м году он играл на знаменитом акустическом фестивале в Череповце. Там же выступала, к примеру, Янка Дягилева и Майк Науменко. То есть с русским роком конечно же Лаэртский ассоциаций на первый взгляд не вызывает, но при этом является его неотъемлемой частью. Кто-то тут может сказать, что всё, что он делал, было каким-то баловством, но в таком случае возникает вопрос, как относиться к Петру Мамонову?

-2

Юмора у нас всегда избегали, и классический герой советского рока обязан был принимать какие-то героические позы если не на сцене, то хотя бы в интервью. Лаэртский продемонстрировал своим примером, что это не обязательно. Можно спокойно сочинять песни, которые одновременно вызывают улыбку и при этом становятся культовыми.

«Детства моего чистые глазенки», «Пока жарился хряк», «Аптека» или «Шёл Гагарин по тропинке». Да я с ходу назову десяток вещей, которые навсегда засели в моей памяти. При этом отмечу, что когда впервые услышал его творчество, то отнесся к нему скептически. Оно показалось каким-то поверхностным и непонятным. Примерно такая же история, кстати, была у меня и с группой «АукцЫон». В итоге сейчас спустя несколько десятилетий я не могу не отметить того факта, что для 90-х Лаэртский одна из ключевых фигур в нашей музыке. Понимали это, судя по всему и люди с радио и телевидения в то время.

Дело в том, что выступления Лаэртского показывали в передаче «Программа А», а сам он устроился трудиться на радиостанцию. Надо заметить, что гостями в его передаче были довольно известные люди в то время. Илья Кормильцев, Александр Дугин, Валерий Скородед, Ник Рок-н-ролл да кто только не приходил к нему в гости. Точно не приходили представители поп сцены и это при том, что работал Лаэртский на довольно известных радиостанциях.

-3

Примечательно, что его передача «Монморанси» просуществовала почти десятилетие. Первые эфиры датируются 1992 годом, а завершилось всё это безобразие лишь в 2001 году. Но и далее Лаэртский не выпал из СМИ. Уже в конце 00-х годов он работал на телеканале «Ностальгия». И естественно всё это время он периодически выступал и записывал новые альбомы.

Конечно же, у него никогда не было каких-то гастрольных туров так чтобы проехать от Москвы до Владивостока и дать 30 концертов. Но и работал он в том жанре, который по очевидным причинам не мог быть невероятно популярным. Это собственно андеграунд чистой воды. И уж тем более я не думаю, что маэстро стремился к какой-то невероятной популярности. По-моему он всю свою жизнь просто грамотно развлекался. Правда, делал это с невозмутимым лицом, что всегда добавляло атмосферы. Самое же главное, что сделал Лаэртский, так это показал другой вариант развития, как музыки, так и подхода к работе на радио. Его передачи, находившиеся регулярно за гранью абсурда без сомнений стали почвой для зарисовок того же Вадима Галыгина. А вот в музыке наследников у него не нашлось. Ну, может быть оно и к лучшему. Все-таки сочинять такие вещи как «Детства моего чистые глазёнки» дано не каждому.

-4

Напоследок надо что-то сказать, но сказать тут нечего. Тем более сам Лаэртский в одном из поздних интервью заметил, что вся его прежняя деятельность не имеет никакого значения для него. И такое отношение к своим произведениям мне импонирует. Было и было, жизнь-то идёт дальше.

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.