ПРОДОЛЖЕНИЕ
Командир отдельного отряда Каспийского корпуса генерал С.А.Булгаков не довольствуясь полным рассеиванием многотысячных неприятельских партий 1 октября 1796 г. принял решение полностью разорить владения Казикумухского хана. Он начал с кубинского селения Алпаны, жители которого во главе со своими старейшинами приняли деятельное участие в нападение на передовые подразделения российских войск. Запасы продовольствия и фуража были реквизированы и доставлены в селение Ахты, куда начали поступать аналогичные обозы и из соседних горских аулов. По всем дорогам, ведущих вглубь горных ущелий отправились специальные команды, одновременно с военнослужащими из укрепления Ханжал-Кале и гарнизона крепости Дербент, отправленных комендантом генералом И.Д.Савельевым. Российские войска без малейшего сопротивления занимали встреченные казикумухские селения, что вызвало панические настроения в горских обществах и недовольство своим владетелем, популярность которого достигла критической отметки.
Настолько сильным оказалось потрясение от быстрого разгрома многотысячной партии, что желающих вновь попасть под картечный огонь российской артиллерии и штыковые атаки егерей оказалось не много и еще оставшиеся ополченцы быстро разошлось по своим домам, вслед за получившими ранения. Их начитывалось еще несколько тысяч и редко когда прежде горцы Дагестана получали столь чувствительный удар в самые сжатые сроки. Жители самых отдаленных вольных обществ, испытав на собственном опыте силу противника, также предпочли уйти, посчитав традиционные походы на грузинские земли более безопасным и перспективным занятием. По настоятельному приглашению командующего графа В.А.Зубова в предстоящем походе в горы должны были принять участие со своими воинами и местные феодальные владетели, а именно шамхал Тарковский, уцмий Каракайтагский, майсум Табасаранский и др., что вскоре стало известно и казикумухцам.
Хан Сурхай II Казикумухский потеряв сына, несколько старейшин и уважаемых хаджи, прекрасно понимая, что дальнейшее ведение военных действий не представляется возможным, прибыл в лагерь российских войск с почетной свитой, повинился во всех прегрешениях и поклялся выполнить все предъявленные ему условия, сразу же выдав требуемое число аманатов из знатных горских фамилий. Шейх-Али-хан Дербентский вместе с семьей моментально покинул феодальное владение Южного Дагестана и отправился искать новых союзников, тем самым относительное спокойствие в регионе было установлено.
Российские войска в Алпанском сражении потеряли убитыми 238 нижних чинов, которых на следующий день похоронили прямо на месте гибели по христианскому обряду, а тела 6 погибших офицеров с 20 раненным военнослужащими 2 октября доставили во временный лагерь в Кубинском ханстве. Тем временем персидский шах Ага-Мохаммед, который и не собирался воевать с регулярной армией России громогласно объявил о достигнутой победе и полном разгроме одного из вражеских отрядов. Персиянам стала известна только начальная стадия сражения в Алпанском ущелье, а чтобы ни у кого не возникло не нужных сомнений в правдивости, то в столичном Тегеране провели праздничную иллюминацию, о чем широко известили население. Персидского правителя еще можно понять, когда в отсутствии каких-либо военных успехов необходимо было поддержать боевой настрой своих солдат и подданных. Но не ясно, каким образом в наши дни подобный разгром многотысячной партии у современного азербайджанского села Алпан можно считать стопроцентной победой, при которой горцы Дагестана понесли существенные потери, в числе которых имелись очень известные личности.
Поручик Миронов, чудом уцелевший и избежавший смерти в хорошо организованной горцами засаде, как свидетель трагедии и последующего триумфа был немедленно отправлен с докладом в крепость Шемаху. Командующий граф В.А.Зубов узнав подробности сражения и роль, которую в ней сыграли подданные Кубинского ханства, приказал прекратить все денежные операции с заподозренными в вероломстве. Селения, поддержавшие вооруженное выступление, Шейх-Али-хана Дербентского были обложены реквизициями в виде продовольствия и фуража, что послужило наглядным уроком для колеблющихся. Подобным не хитрым способом относительное спокойствие на растянутых коммуникационных линиях было восстановлено, но главные силы Каспийского корпуса вынуждено потеряли полтора месяца, оставаясь на месте и не продолжили движение вглубь персидских владений. Таким образом бывший правитель Дербентского ханства сумел не просто навредить наступающим подразделениям Каспийского корпуса, но и на время остановил их. В дальнейшем он принесет еще достаточно хлопот российской администрации на Кавказе и всеми забытый в Персии закончит свои дни скрываясь и опасаясь малейшего шороха.
Тем временем, в начале октября с Кавказской линии прибыли давно ожидаемые подкрепления, что позволило начать дальнейшее наступление, уже с территории Северного Азербайджана. Командующий граф В.А.Зубов только 21 октября сумел выделить 3000 отряд под начальством генерала А.М.Римского-Корсакова для поддержки правителя Картли-Кахетинского царства Ираклия II, которому надлежало следовать вверх по реке Кура. Полковнику Сырохневу, находившемуся в Грузии с июня 1795 г. приказали отправиться на соединение к крепости Гяндже, имевшей мощные двойные каменные стены. Ожидалось серьезное сопротивление, т.к. местный правитель принимал непосредственное участие в варварском персидском погроме Тифлиса и его ближайших окрестностей. Однако вопреки всем прогнозам российские войска без малейшего сопротивления вошли в древний город 13 декабря, а владетельный хан Джават Гянджийский попросился в российское подданство, в чем и принес общепринятую присягу со своими приближенными.
Всего по прошествии нескольких лет он доставит серьезные неприятности главнокомандующему генералу князю П.Д.Цицианову, которому придется штурмом брать хорошо укрепленную цитадель и нейтрализовать действия хана Джавата Гянджийского. А пока что местный правитель, видя полное бездействие персидского шаха Ага-Мохаммеда и будучи хорошо осведомленным о разгроме войск Шейх-Али-хана Дербентского и хана Сурхая II Казикумухского, предпочел заключить почетный мир и не вмешиваться в конфликт между двумя державами. Подобное поведение закавказских владетелей достаточно хорошо характеризует сложившуюся военно-политическую обстановку в обширном регионе и дальнейшие перспективы войны для Персии.
Вслед за отрядом генерала А.М.Римского-Корсакова, вскоре выступили и главные силы Каспийского корпуса под личным руководством командующего графа В.А.Зубова, которого персияне прозвали “Кизил-Аяг”, что в переводе означало «генерал с золотой ногой». Он направился по дороге к Старой Шемахе и 21 ноября подошел к месту слияния рек Кура и Аракса, около которых и остановился укрепленным лагерем у урочища Джеват. В этом месте на самом краю обширной Муганской степи предполагалось построить добротную крепость для надежного сообщения с Тифлисом, дав ей название Екатериносерд. Для закрепления присоединенных территорий планировалось оставить сильные гарнизоны в важнейших пунктах на Прикаспийской равнине, а также выстроить новые укрепления в Гусейн-Булаке и Тарках, а также немного достроить уже имеющиеся каменные стены в Баку и морской порт для приема крупных кораблей.
О персидской армии не было ни малейшего слуха, но караульная и дозорная служба были налажены должным образом, т.к. не исключался быстрый прорыв кизилбашской конницы. Вся казачья кавалерия под командованием генерала М.И.Платова была переброшена на противоположную сторону реки и совершала патрулирование вплоть до ближайших окрестностей крепости Гилян. Казаки расспрашивали местных жителей и старшин, встречных путников о возможных маршрутах движения, составляли примерные карты малознакомой местности, но ничего не смогли выяснить о намерениях персидского шаха Ага-Мохаммеда. Их, как позже выяснилось и не существовало, а восточный деспот продолжал сводить застарелые счеты со своими недругами, совершенно не обращая внимания на то, что богатейшие провинции его державы уже находились под контролем армии России. Ничто не предвещало осложнений и дороги на Тавриз и Тегеран были открыты, но вскоре пришло не радостное сообщение, что 6 ноября 1796 г. скончалась императрица Екатерина II Великая и российский престол занял ее сын Павел.
Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.