В рамках XV съезда Российского географического общества Сергей Шойгу выступил с инициативой о возрождении движения юных натуралистов.
На сегодняшний день это пока всего лишь очередная государственная инициатива с неопределённой судьбой. Известно о запуске тематических программ для детских лагерей, где дети будут изучать экосистемы, наблюдать за животными и учиться ориентироваться на местности.
«Еще один важный момент в части образования – воссоздание молодежной фенологической сети РГО. Напомню, что в советское время в нее входили тысячи школ, ученики которых увлеченно собирали информацию о природных явлениях», – сказал Шойгу, передает РИА Новости.
Кружки юннатов помогали советским школьникам лучше понять природу, ощутить и увидеть собственными глазами то, как работают законы естественных наук. Этим оно интересно и полезно до сих пор.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ: ЭКОЛОГИЯ И КОМАНДНАЯ РАБОТА
Примерно с конца 1970-х годов в школах Европы и Северной Америки защита окружающей среды постепенно становится одним из главных вопросов образовательной политики, что сильно влияет и на содержание внеклассной активности.
Школьники средних и старших классов разрабатывают самостоятельные проекты по изучению экосистем, участвуют в ролевых играх и полевых работах. Во многих странах школы тесно связаны с фермами и центрами экологического воспитания; ученики проходят курсы экологической теории в заповедниках и экоцентрах.
Впрочем, не всё обучение на природе как-то связано с экологией. В одних только США есть более 550 открытых программ внеклассного обучения. На природе можно изучать всё что угодно: от истории искусства до компьютерных технологий.
А некоторые проекты в Канаде — делают своей главной задачей то, чтобы дети не проводили всё своё время перед экранами и чаще выбирались на природу.
Значительная часть проектов по внеклассному обучению направлена на развитие социальных навыков, умение работать в команде, преодолевать препятствия, действовать в условиях риска и неопределённости.
Такова, например, основная задача международной ассоциации летних лагерей: подростки и юноши, объединенные в небольшие группы, вместе с инструктором отправляются в экскурсию продолжительностью от 2 недель до 3 месяцев, во время которой они учатся справляться с трудностями жизни на природе, самостоятельно принимать решения и помогать друг другу в повседневных делах.
В нашей стране нет чёткого курса экологического воспитания и наработанного опыта внеклассной активности — но, как всегда, есть свои возможности.
Новых вам открытий и незабываемых эмоций с вашими учениками!
С наступлением весны вас, дорогие коллеги!