Город Ковров, Владимирская область, 2002 год. Татьяна К. поступила в больницу с травмой головы и многочисленными ушибами. Врачи зафиксировали факт надругательства. Физическое состояние потерпевшей было среднетяжелое. Психологическая травма была значительно серьезнее.
«Это слезы, ступор, разрозненность мышления, проблемы с памятью, желание не возвращаться к этой теме», – Николай Козлов, психолог.
Следователь лишь разводил руками, девушка ничего не помнила. Единственной деталью, которая всплыла в ее сознании, были белые перчатки на руках преступника.
Проверка колоний
«Сначала думали, что это судимый, который скрывал наколки, или человек, который скрывает уродство кисти руки. Была сделана выборка по всем медпунктам», – Владимир Пидсадний, начальник милиции.
Рядом с городом находятся несколько колоний. Сыщики сделали запрос по освобожденным в последнее время гражданам, осужденным за нападение на женщин и имеющим характерные приметы на кистях рук. Отрицательный ответ пришел вместе с тревожной вестью – в городе совершено новое нападение. На этот раз жертвой стала школьная учительница.
Маньяк набирает обороты
Из показаний потерпевшей Ольги Т:
«Возвращаясь домой после работы, в подъезде встретила мужчину. Я поднималась по лестнице, он спускался вниз. Было темно, лица не разглядела, но отметила, что руки были в чем-то белом. Он напал на меня, дальше я ничего не помню»
Следователи объединили нападение на Татьяну и Ольгу в одно уголовное дело. Девушки не видели лица преступника, но они помнили одну характерную деталь – белые перчатки. Оперативники и предположить не могли, что эти два эпизода – начало громкого уголовного расследования, прозванного в народе «делом бело перчаточника».
В 2005 году было уже более 25 заявлений о надругательствах над горожанами. И это только те эпизоды, которые следствию удалось выявить и зафиксировать. Не секрет, что подобные преступления часто остаются нераскрытыми. Жертвы, опасаясь огласки и позора, не сообщают в милицию о случившемся. Но главное, что следственная группа не имела ни одной зацепки.
Ни одной улики за два года
По Коврову поползли слухи, пенсионерки рассказывали леденящие слухи о маньяке в белых перчатках. Все местные СМИ только и говорили о «белоперчаточнике». Город охватила паника. Вечером на улицах невозможно было встретить одиноких женщин, если только рядом с мужчинами. Прогуливаться без сопровождения могли только пенсионерки. Они полагали, что им точно ничего не грозит.
Вскоре преступления стали более изощренными и дерзкими. Маньяк начал нападать на женщин днем, когда они гуляли в скверах и парках города. Некоторым жертвам было далеко за 50.
«С весны 2005 года серийность преступлений обострилась. Они стали совершаться каждую неделю», – оперативник.
Люди негодовали. Преступник более двух лет держит в страхе город, а милиция не задержала его. Но у сыщиков, несмотря на масштабы деятельности маньяка, было не так много зацепок, которые вывели бы на него.
«Были показания, что он смуглый, тогда под подозрение попадали кавказцы. Еще он использовал удушающий захват рукой, и тогда в поле зрения попадали спортсмены», – говорил Владимир Пидсадний.
Рискованный шаг оперативников
Следственная группа приступила к отработке версии спортсменов. В ее пользу говорил тот факт, что преступник в очень хорошей физической форме. Многие потерпевшие отмечали, нападавший был одет в спортивный костюм и стоптанные кроссовки.
«Он скрывался под видом бегуна, который делает пробежки в лесных массивах. Преступник оценивал местность и подбирал места для совершения нападений», – со слов сотрудника милиции.
Было решено применить самый опасный способ криминальной практики – ловлю на живца. В парках и скверах города стали прогуливаться эффектные дамы.
Нападение на сотрудницу милиции
Из рапорта сержанта милиции Екатерины:
«Мне заранее объяснили, что я должна находиться в поле зрения коллег. И, прогуливаясь в парке, не отклоняться от обозначенного маршрута. Я сидела на скамейке, когда ко мне подсел высокий молодой человек и представился Павлом. Он предложил продолжить знакомство у него дома. Я отказалась, тогда он встал и потянул меня за руку»
Сотрудник милиции справилась с настойчивым ухажером самостоятельно. Подоспели коллеги, им оставалось только надеть на мужчину наручники и доставить его в отделение милиции.
«Он вел себя очень нервно. В ходе изучения его личности мы склонялись к его причастности. В результате обыска изъяли большое количество эротической продукции. Соседи и родственники говорили, что у него есть склонности к совершению таких преступлений», – Владимир Иванов, оперативник.
«Белоперчаточника» поймали, весть быстро облетела город. В его деле была поставлена точка. Все больше улик указывало на то, что в парке был задержан именно он.
«Он проживал в районе, где совершались данные преступления. Одежда быта похожа на одеяние преступника. Не было перчаток, но они продавались в любом магазине», – сыщик.
Преступник оставлял неоспоримые улики. На телах жертв были обнаружены его биологические следы. Генетическая экспертиза могла легко доказать причастность к преступлениям. Вероятность ошибки была одна сотая процента.
Неожиданное заключение экспертов
Через двое суток молодого человека отпустили. Невиновен – такой вердикт вынесли криминалисты после проведения экспертизы. Сыщики вновь приступили к активным розыскным действиям. Оперативники были уверены, что преступник живет недалеко. Он очень хорошо ориентировался на местности, прекрасно знал пути отходов. Мало того, он любезно подсказывал своим жертвам путь домой.
«Помогал одеваться, показывал дорогу домой. Был случай, когда он помогал женщине найти туфлю», – сотрудник милиции.
Поведение преступника было необъяснимо. Было неуместно проявлять заботу к жертве с его стороны. Психологу предоставили все материалы дела и показания пострадавших женщин. Внимательно изучив особенности совершения этих преступлений, специалист вынес свой вердикт.
Из заключения психолога-криминалиста:
«Преступник – мужчина средних лет, без заметных физических изъянов, сдержанный и немногословный. У него есть постоянная работа и стабильный заработок. Возможно, женат. Есть ребенок. Отсюда желание проявлять заботу о своих жертвах»
Психологическое давление на жертв
Очередное преступление в городском парке произошло среди дня.
Из показаний потерпевшей Тамары:
«Я гуляла с собакой. Неожиданно на меня напали со спины. Я упала на землю, сверху навалился человек и зажал мне рот рукой в белой перчатке. Я слышала голоса, недалеко была детская площадка. Но я не могла пошевелиться и побоялась звать на помощь»
Преступник обладал не только хорошей физической силой, но и умел психологически подавить жертву. Никто из женщин не оказал преступнику активного сопротивления, не пытался звать на помощь. Хотя, как выяснилось позже, недалеко находились милицейские патрули.
«Этот человек – психолог. Он ни разу не ошибся и не осекся. Преступник парализовал их волю и добивался своего», – сотрудник милиции.
Чем больше зацепок появлялось в ходе расследования, тем больше становилось загадок. Вскоре список улик, собранных по делу «белоперчаточника» был продолжен.
Новые подробности оказались самыми значимыми. Оперативникам удалось прояснить это запутанное дело.