В ночь на 1 декабря 2020 года в подмосковном посёлке Икша на улице Водников сгорела часть уникального архитектурного ансамбля канала «Москва-Волга» - здание Дома Культуры, неработавшего с 2005 года.
Репортаж о пожаре делало местное телевидение. Огонь полностью уничтожил второй этаж здания, который был из дерева, уцелела только нижняя каменная часть. Здание не имело охранного статуса объекта культурного наследия... и в этом году его планируют снести (на портале "Добродел" появилось соответствующее голосование о том, чтобы жители хотели бы видеть на месте данного объекта. Среди озвученных вариантов, новый дом культуры, жилой дом или торговый центр).
Давайте же изучим историю этого здания и попытаемся понять что привело к столь плачевному финалу...
Икша — довольно большой посёлок в Московской области. У его границы проходят параллельно друг другу Дмитровское шоссе, железная дорога и канал имени Москвы. Посёлок возник ещё до революции, но с тех пор практически ничего не сохранилось. А вот дома времён строительства канала ещё можно увидеть: улицы Инженерная и Водников состоят, в основном, из построек 1930-х годов.
Традиционно сооружение икшинского клуба датируется 1934 годом, но его стилистические особенности говорят о чуть более позднем времени постройки – после 1936 г., когда в советской архитектуре уже безраздельно воцарился «сталинский ампир». Имя автора его проекта неизвестно. По-видимому, это был кто-то из большой команды архитекторов «МоскваВолгостроя». Как и все остальные сооружения Канала Москва-Волга, клуб был построен руками заключенных Дмитлага.
Когда-то клуб образовывал ансамбль с расположенной рядом школой – такой же торжественной, «ампирной», украшенной массивным четырехколонным портиком. Школа, открывшаяся в 1937 г., сгорела в 1977-м. Сейчас на её месте построено новое здание, куда из бывшего клуба переехал Икшанский отдел полиции.
В начале войны, когда Икша оказалась в прифронтовой полосе, клуб посёлка работников канала Москва-Волга был превращён в эвакогоспиталь № 2893, в котором, в том числе, трудилась будущая партизанка, награждённая в последствии орденом Отечественной войны I степени, Лира Никольская (в её честь названа одна из центральных улиц города Дмитрова). В прилежащем к ДК скверике расположена братская могила с памятником лётчику.
Вернувшись к мирной жизни, клуб ещё долго выполнял свои прямые функции: киносеансы, концерты, танцы... Работала в клубе библиотека, театральный кружок, фото и авиамодельный кружки. Была комната народной дружины. Дети и взрослые были «при деле».
К 90-м годам он обветшал, и культурная жизнь в нём прекратилась. Некоторое время там располагался отдел милиции, а потом здание опустело. Впрочем, хорошо видимый с Дмитровского шоссе и с железной дороги «канальский клуб» служил украшением крутого берега, возвышающегося над руслом канала, и его время от времени подкрашивали снаружи.
Здание-призрак – по неофициальной информации, все-таки находившееся на балансе ФГБУ «Канал им. Москвы» – в последние годы привлекало внимание любителей квестов и экстремальных фотосессий. В 2019 году Гарик Сукачев, работая над фильмом «Дом Солнца», снимал здесь сцену первого выступления «Машины времени». Остатки стилизованных «под СССР» декораций потихоньку растаскивали следующие посетители «заброшки».
Ну а после пожара 2020-го и планов на 2023 год о сносе остатков строения мы окончательно утратим еще один архитектурный памятник эпохи сталинского классицизма. Хотя ещё в 2016 году Рабочая группа Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека обращала внимание Министерства культуры РФ на уникальную культурную и историческую ценность всего 128-километрового ансамбля Канала им. Москвы, причем не только его эффектных шлюзов, но и подобных икшинскому клубу сопутствующих зданий, когда-то формировавших единую архитектурную среду Канала. Сооружения Канала, говорилось в письме на имя министра, представляют собой и памятник архитектуры, и памятник инженерной мысли, и исторический памятник, связанный с одной из самых трагических страниц истории страны, а все вместе это придает им значение, достойное Всемирного наследия.
Министерство тогда отделалось вежливой отпиской. Прошло несколько лет, и триумфальное открытие отреставрированного Северного речного вокзала в Москве – памятника регионального значения, словно прожектором высветило трагическое состояние всего остального «канальского» ансамбля. Ни шлюзы, ни плотины, ни малые ГЭС, ни изящные павильоны заградворот, ни маяки, ни тоннели, ни пристани, не говоря уже о жилых и административных зданиях, по-прежнему не признаны в качестве культурного наследия!
Капля за каплей мы теряем то, чем могли бы гордиться и чем могли бы с гордостью делиться со всем человечеством!