Итак, год она тысяча девятьсот тридцать девятый. Непростой год. Для всего прочего мира - канун войны. Для нас - год пока ещё предвоенный, но уже мало кто сомневается в том, что она, эта самая война, будет.
... Будет, конечно будет, но мы же обязательно победим. Разобьём, уничтожим врага, причём точно на его территории. Никогда враг не ступит на нашу землю. А если ступит, то "кто на нашу землю с мечом придёт, тот от меча и погибнет". Это наш предок сказал, князь древнерусский, и его слова с киноэкрана тому порукой. Смотрят кино и рабочие, и колхозники, и трудовая советская интеллигенция, смотрят все - и стар, и млад.
И не только кино, это важнейшее из искусств, вселяет в нас надежду на светлое будущее. Вот показали мы в Парижи творение Веры Мухиной. Поохали-поахали буржуи, поцокали языками, и что? Вернулись Рабочий и Колхозница в нашу столицу, и встали навечно на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Да что искусство, всё творчество наших мастеров принадлежит народу!
Да, сложное и напряжённое время нам досталось, но наш жизненный путь задан точно, однозначно и навсегда. Уже много лет на первом плане у нас человек труда, нет никаких сословий и разных там классов. Впрочем, это не совсем так, появился новый класс, класс куда более привилегированный, чем все предыдущие, и ему отведено особое место как классу, ведущему нас в наше будущее. Этот класс - дети. Им - всё самое лучшее. И создают это самое лучшее самые лучшие умы земли советской: учёные, писатели, поэты ...
Именно в этом году композиторы братья Покрасс, Даниил и Дмитрий, написали песню на стихи Евгения Долматовского. Детская, но героическая песня. Она была очень популярна в то время. И если взрослые пели песню о трёх танкистах, написанную теми же композиторами, то дети, пожалуй, больше любили эту:
Коричневая пуговка лежала на дороге
Никто не замечал ее в коричневой пыли.
Но мимо по дороге прошли босые ноги
Босые, загорелые протопали, прошли.
Ребята шли гурьбою из дальнего поселка,
Последним шел Алешка и больше всех пылил
Случайно иль нарочно, того не знаю точно,
На пуговку, на пуговку Алешка наступил.
"А пуговка - не наша!" - Вскричали все ребята
"И буквы не по-русски написаны на ней!"
К начальнику заставы бегут-спешат ребята,
К начальнику, к начальнику скорей, скорей, скорей.
"Рассказывайте точно",- сказал начальник строго
И карту пред собою широкую раскрыл
Глядит, в какой деревне и на какой дороге
На маленькую пуговку Алешка наступил.
Четыре дня искали бойцы по всем дорогам
Четыре дня искали, забыв покой и сон
На пятый отыскали чужого незнакомца
И быстро оглядели его со всех сторон.
А пуговки-то нету! У заднего кармана!
И сшиты не по-нашему широкие штаны.
А в глубине кармана - патроны от нагана
И карта укреплений советской стороны.
Вот так она хранится, Советская граница.
И никакая сволочь границу не пройдет!
А пуговка хранится в Алешкиной коллекции,
За маленькую пуговку ему большой почет!
Нет нужды объяснять смысл песни: дураку это не поможет, а умный всё поймёт сам. Кто-то прочитает текст и скажет: давно это было, люди были наивные, верили. Во что верили? Разве было то, во что можно было верить? Вот написал наш современник бард Олег Митяев про время, которое вошло в историю под именем "перестройка":
Ты помнишь, верили всерьёз
Во всё, что ветер принесёт,
Теперь же хочется до слёз,
А вот не верится и всё.
А тогда ведь действительно верили. И они, в свои тридцатые, и мы, в свои восьмидесятые. Они - в светлое будущее, мы - в социализм и "возврат к ленинским нормам". Но и они, и мы были преданы. И если они были преданы объективно, такая им досталась доля, так решил Творец, назначив им высшую степень испытаний, но ведь не зря говорят, что тем, кого любит, Бог не даёт таких испытаний, которые невозможно преодолеть - они, поколение тридцатых, всё преодолели и стали Поколением Победителей. А мы были преданы субъективно, вполне конкретной группой лиц - по предварительному сговору. Мы, потомки тех Победителей, победителями не стали, мы проиграли наше сражение, потому что в своей слепой вере вождям потеряли критичность мысли.
Но пришли иные времена. К нашему счастью, не все поверили группе лиц и не все смирились. Крамола, которую в точном соответствии с предсказанием философа Бердяева сотворила переродившаяся псевдосоветская элита, преодолевается. Преодолевается медленно, со скрипом и с бешеным сопротивлением. Теперь уже Александр Розенбаум, другой бард, утверждает: "Всё опять вернётся". Что из прошлого должно вернуться? Всё? А надо ли всё? Нет, конечно же, не надо. А вот то, что соответствует нашим ценностям, вернуться должно. Не "общечеловеческим", про которые нам пели перестроечные и постперестроечные вожди, а нашим - просто человеческим.
И вот уже на просторах Сети появилось это (https://youtu.be/tLdLzUbfsjQ). Год две тысячи восемнадцатый. Детский хор. Стилизованное исполнение той самой песни, детской песни о любви к Родине. Да, тогда, в тридцатые, такой сюжет был возможен, но сейчас такого уже быть не может. Уже давно никто не ходит строем, если, конечно, не считать детсадовцев из младшей группы. Тогда почему, зачем это видео? Что это, дань нашему прошлому? Не только и не столько. И не дань вовсе. Это - признание. Признание того простого факта, что мы медленно, но верно, как и в тридцатые, перестаём быть "иванами, не помнящими родства".
... Помню, в детстве мать рассказывала мне, какие бывают имена у людей. В её рассказе имя Алексей было связано с понятием "божий человек", защитник. И в песне тоже Алёшка, и тоже защитник. И ведь не только в этой. "Стоит над горою Алёша - в Болгарии русский солдат" - это ансамбль Советской Армии в шестидесятые годы ушедшего века. А вот кадры военной кинохроники и голос Софии Ротару уже из семидесятых: "Алексей, Алёшенька сынок! Словно сын её услышать мог".
И когда вспоминаешь всё это, крышу сносит от пронзительной мысли: а где же вы теперешние "инженеры человеческих душ", писатели тире поэты? Вот прошлым летом много раз у дороги встречал и провожал "нашу русню", наших танкистов, белгородский парнишка. Тоже Алёшка. Так все телеграм-каналы были заполнены сюжетами о нём! А где же даже уж не детская песня, а хотя бы просто рифмованные строки о нём, строки для детей? Для нашего будущего? Или ждём, пока какие-нибудь "мокрецы" по подсказке Стругацких уведут с собой наших детей? А, может, они уже увели их?...
А "Коричневую пуговку" помнят. Многие исполнители, известные и не очень, дали свои добрые интерпретации старой песне. Поищите, Сеть помнит всё. И кто знает, может быть вам "повезёт", вы наткнётесь на иное видение сюжета у иного исполнителя. Это не значит, что этот самый иной рискнёт переврать саму песню или её смысл. Что вы, что вы, он же чтит авторские права! Нет-нет, он поступит иначе, очень даже деликатно. Он не тронет текстовую чистоту песни, то есть представит её "как есть". Но затем предложит своё продолжение, тоже авторское, где интеллектуально (как ему самому кажется) обоснует всю ничтожность "этого глупого пропагандистского изделия":
И снова чья-то пуговка свалилась на дорогу,
И снова затерялася в коричневой пыли,
И снова по дороге пошли босые ноги,
Босые, загорелые затопали, пошли.
Опять пошли ребята от дальнего посёлка,
На этот раз Алёшка шёл сразу впереди.
Он пуговку заметил и буковки отметил,
И смог чужого дядю в заставу привести.
А пуговки-то нету на самой на ширинке,
И самая ширинка нерусской ширины,
А в глубине ширинки на самой серединке
Отчётливые снимки советской стороны.
И вновь шпион был пойман у самой у границы.
Никто на нашу землю не ступит не пройдёт.
В коллекции Алёшки
И пуговки, и брошки,
И кольца, и серёжки,
И кнопки, и застёжки,
Часы и босоножки,
И две сухих какашки
Не нашей толщины!
Ну, что долго искали и вам всё ещё не "повезло"? Не верите, что такое возможно? Ловите, это "чудо" здесь (https://www.youtube.com/watch?v=JUduyaprmbE). И оригинал, и продолжение.
Кстати, о чуде. Так в религии называют зримое проявление власти Творца над творением, им самим и созданным. В русском мире есть производное выражение: "чудо в перьях". Как и любое другое производное, оно имеет свой собственный смысл. Обычно так называют живое существо, человека, который, скажем мягко, слегка оконфузился. С другой стороны, перья присущи другим живым существам, птицам. Среди птиц есть хищники, их нужно опасаться, а есть вполне безобидные создания, например, пересмешник и кукубара. Пересмешник имитирует голоса других птиц, а кукубара умеет смеяться человеческим голосом.
Я не знаю, к какой категории отнести то "чудо", которое вы услышали. Сказать, что это пересмешник вроде бы нельзя: голос-то у него собственный. Утверждать, что это кукубара тоже нельзя: кроме смеха вроде и слова звучат, всё членораздельно и даже с претензией на некий, весьма специфический, юмор. Но кем бы в своём естестве не оказалось это "чудо в перьях", не могу судить его слишком строго. Он ведь сам себя уже наказал, отметившись своим шедевром, и ему с этим доживать все оставшиеся мгновения, которые, как известно, свистят как пули у виска. Восточная мудрость гласит: если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки.