Найти в Дзене

Что в наших учебных заведениях сохранилось из древнегреческих школ? - вопрос-задание пятиклассникам в одной из презентаций к уроку истории

Когда-то, работая в педуниверситете и встретив с практики студентов, получила в качестве отчётного документа "Дневник студента-практиканта, сошедшего за время практики с ума". Помню, как мы с преподавателями разных кафедр и студентами весело реагировали на записи, которые я зачитывала на итоговой конференции. Не понимали, почему автору дневника не так весело, как всем нам, не бывшим в его ситуациях, положении. Вот теперь вспомнились и студент, и его практика, и дневник...

Из свободного доступа в сети
Из свободного доступа в сети

Из моего собственного дневника педагогической практики.

Суббота. Рабочая неделя позади...

Я всё ещё в школе. Веду уроки русского языка и литературы в классах, которые учителя "кидали" с рук на руки в одном случае пять, в другом - шесть лет... Шестой и седьмой классы. В самой обычной, "дворовой" школе.

Ещё недавно Дима, который, обучаясь на дому, ходит в школу ежедневно на один-два урока для индивидуальной работы с учителями, называл её "райской". Не знаю, почему он так её видел... Это было в начальной ещё школе.

Теперь он учится в восьмом, через год ему сдавать экзамены за курс неполной общеобразовательной школы. И я с ним обсуждаю, куда пойти учиться потом... Школьная биография на этом должна будет закончиться. И дело не только и не столько в состоянии здоровья Димы и его неприспособленности к обучению в классе (а на дому можно учиться только в начальной и основной школе). Дело в состоянии самой школы как социокультурного института общества (вот бы прочитали такое определение школы ученики шестого и седьмого классов, где я веду уроки! :-))

В школе я уже полтора месяца. Пришла после новогодних каникул в классы, из которых только в этом году до моего появления у них сбежали три учителя... С середины ноября уроки не велись совсем.

Предыдущая неделя была очень насыщенной. В течение неё и накануне этого выходного субботнего дня пережила несколько потрясений. Главное из них - в четверг, второго марта... Я, в моём более чем почтенном возрасте, вынуждена была проявить "героизм", ввязавшись в драку двух молодых людей, бившихся друг с другом не шутя...

Поднимаясь на переменке по лестнице в свой учебный кабинет, остановилась, оторопев на минуту от зрелища, открывшегося мне на лестничной площадке второго этажа. Площадка оказалась в плотном кольце учеников, отдыхавших на перемене... на пятачке внутри кольца два молодых человека волтузят друг друга на полном серьёзе, стараясь попасть как можно сильнее по самому болевому месту на лице - по носу... третий уже сидит на полу согнувшись и сгребая с лица и разбитого носа кровь... Выход с площадки открыт только на лестницу, то есть, всё, происходящее внутри круга, из находившихся в тот момент в школе взрослых вижу только я, поднимавшаяся по лестнице... Не помня себя, не зная и даже не пытаясь представить, чем может обернуться моё вмешательство, рванулась в этот круг и, причитая с какими-то предательски жалобными интонациями:" Ребята, пожалуйста, не надо... Ребята, не надо!" - начала растаскивать дерущихся верзил. Услышала хруст на или в голове одного из них, получившего в этот момент увесистый удар как раз по носу... Хлынувшая ли кровь, моё ли вмешательство остудило пыл выяснявших отношения подростков, но круг рассыпался, я получила возможность вывести пострадавшего с площадки, увести в класс, передать классному руководителю.

Потом была скорая, парня увезли в травму, потом полиция. В общем, на выходные я уходила, как с поля боя.

В эти же дни несколько раз в разных контекстах встретила сообщение о трагедии на Брянщине... сегодня прочла стихи, посвящённые мальчику, который вывел, будучи раненым, своих однокашниц в безопасное место...

Рванулась было сохранить ссылку на стихи, чтобы прочесть их своим шести- и семиклассникам...

Остановилась, совсем не будучи уверенной в том, что те смогут правильно понять и этот мой порыв, и сами стихи... Слишком уж в разных мирах живём мы теперь все.

Вечером пятницы, стараясь отвлечься от мыслей о предстоящей очередной неделе в школе, посмотрела фильм "Училка", шедший по телевидению в связи с юбилеем Ирины Купченко.

С удивлением обнаружила, что фильм снят ещё в 2015 году... а я, работавшая и тогда в образовании, хотя и не в общеобразовательной школе, пропустила его, не видела раньше...

Подумала вдруг, как это опасно, если у тебя, работающей в школе, с современными детьми, легко перепутывающими чёрное с белым, хорошее с плохим, жизнь со смертью, оказалось в руках настоящее оружие...

И да, раньше, до прихода в школу, я на равных со всеми обывателями пускалась в осуждение учителей, становившихся "героями и героинями интернета"... Теперь я знаю, КАК снимаются такие ролики.

И да, я очень хочу, чтобы восьмой и девятый классы Димы "промелькнули" как можно быстрее, и на том "школьные годы чудесные" закончились бы уже и для него, и для меня...

При всей нашей благодарности всем учителям, педагогам, психологу, техперсоналу школы, с которыми мы взаимодействовали все эти годы.

Кадр из фильма "Училка"
Кадр из фильма "Училка"