В Москве вот уже некоторое время проходит выставка одного из самых интересных художников XXвека бельгийца Рене Магритта (1898-1967). Некоторое время он был близок к сюрреалистам, но вместе с тем он был, пожалуй, самым «сознательным» из всех сюрреалистов, для которых безусловным авторитетом являлся «певец бессознательного» Зигмунд Фрейд. Рене Магритт, однако, игнорировал культ Фрейда, предпочитая строить сюжеты на принципах визуального парадокса, скомпонованного из вполне обычных, существующих в реальности объектов.
На картинах этого художника нет никаких порождений галлюцинирующего мозга, никаких монстров, всплывающих на холст из мрачных глубин подсознания - лишь самые обыденные персонажи, пейзажи, предметы - но в коварно неестественных сочетаниях, заставляющих мозг замереть, а потом лихорадочно заработать вновь в поисках разгадки парадокса. Этим он и интересен.
Увидеть картины этого художника нелегко – они разбросаны по музеям и частным коллекциям по всему миру. И тем ценнее экспозиция его работ, представленная на выставке в Москве, где одновременно находятся десятки его картин. Это стало возможным благодаря так называемой технике жикле, когда изображение копируется благодаря современным средствам с невероятной, фактически факсимильной точностью. Так что, по сути, на выставке представлены абсолютно точные по изображению и размерам копии работ знаменитого художника, дающие счастливую возможность увидеть созданные им творения сразу в одном месте.
В общем, картин Магритта на выставке много. Сегодня я продолжу рассказ о некоторых из них (предыдущие публикации можно найти по ссылкам под этой статьей).
Картина «Банкет».
Это один из примеров в серии самых смелых и изобретательных сюрреалистических пейзажей Рене Магритта. Великолепный пример двух ключевых элементов искусства Магритта: влияния техники папье-колле на его живописную технику и сопоставления видимого с невидимым.
Магритт, начинавший карьеру художника в рекламной сфере, являлся большим поклонником папье-колле. Несколько слов об этой технике. Папье-колле - это тип коллажа и техника коллажирования, при которой бумага приклеивается к плоскому креплению. Разница между коллажем и коллажем из папье-колле заключается в том, что последнее относится исключительно к использованию бумаги, в то время как первое может включать другие двумерные (небумажные) компоненты. Поскольку термин «папье-колле» обычно не используется, этот тип работы часто называют просто коллажем.
Но вернемся к картине. Первый вариант этого сюжета выполнен гуашью в 1956 году. В письме от 9 ноября 1956 года Магритт отметил, что в основу сюжета положена одна из двух его последних «находок», и описал изображение как «деревья на фоне красноватого неба на закате. Красный солнечный шар отчетливо виден на фоне гущи деревьев, которые, по идее, должны скрывать его напрочь».
Никто из нас ни на секунду не усомнится в том, что изображенный на картине лес и озеро существуют в действительности. Более того, каждый из нас хотя бы раз в жизни видел лично такие лес и озеро в лучах заходящего солнца. И красный диск светила, которое доживает последние минуты и вот-вот свалится за горизонт и исчезнет из поля зрения - тоже знакомая каждому картинка. Как раз эта намеренная «нормальность» и вводит поначалу в заблуждение.
Картина «Двойной секрет».
Творчеству Магритта присуща двойственность: на одной картине он часто изображает пару предметов, между которыми есть определенная связь. Это могут быть двойники, одинаковые или с незаметными сразу различиями, или это могут быть предметы, объединенные общей трансформацией. Художник предлагает зрителю самому найти эту связь между объектами и сделать выводы.
На картине «Двойной секрет» перед зрителями как раз пример такой двойственности — два образа, которые когда-то были единым целым, одним человеческим лицом, но прошли через трансформацию и разделились. Разделение обнажило внутреннюю суть человека, круглые колокольчики — частый мотив у Магритта. В этом нет никакого смысла, зрителю предлагается найти собственные ассоциации и ощущения. Как и другие сюрреалисты, Магритт делает зрителя соавтором картины и предлагает ему заглянуть в себя, проанализировать ощущения от увиденного.
Картина «Шахерезада».
Эта картина — самое изящное женское изображение в творчестве Магритта. Создавая женщину-жемчужину, художник исследовал парадокс видимого и невидимого, твердого и неосязаемого. Можно ли коснуться этой удивительной героини - или она всего лишь неосязаемый мираж?
Мотив женщины-жемчужины впервые появился у Магритта в 1947 году в нескольких небольших рисунках гуашью и одном масляном. Жемчужный силуэт — идеальное воплощение легендарной сказочницы. Как объяснил сам Магритт: «Шехерезада — это имя, данное объекту-жемчужине в память о «Тысяче и одной ночи». Ее красота очевидна, но мимолетна; она — образ, фантазия, видимая, хотя и несуществующая.
«Шехерезада» была одной из первых гуашей, заказанных Магритту в августе 1956 года чикагским меценатом Барнетом Ходсом, первым покровителем художника в США. Ходс рассказал Магритту, что его целью было приобрести достаточное количество гуашей, чтобы покрыть стену комнаты в его чикагской квартире. К сентябрю его цель, должно быть, была почти достигнута, поскольку он заказал еще четыре работы «для завершения дизайна». Вскоре после этого он и его жена Элеонора опубликовали небольшой буклет в честь того, что они назвали «стеной Магритта». В нем были перечислены двадцать пять работ, которые они приобрели к тому времени. Однако на этом Ходс не остановился. Затем он заказал еще более тридцати гуашей, и благодаря его настойчивости — лучше сказать, одержимости — стена стала гораздо большим, чем просто еще одним красивым элементом чикагской квартиры: она превратилась в замечательную и уникальную дань уважения Магритту, в своего рода музей его работ в миниатюре.
Ну, вот пока и всё на сегодня.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.
Приглашаю вас на свой канал, где уже есть и обязательно будет много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
На этом смею закончить и откланяться.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.
Ссылка на мои предыдущие публикации о незаурядном творчестве Рене Магритта: