Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала «Записки питерского скульптора».
Сегодня 4 марта 2023 года исполнилось ровно сто лет со дня кончины Александра Михайловича Опекушина, одного из величайших русских скульпторов второй половины 19 начала 20 века.
Судьба его удивительна, а творения, во всяком случае, некоторые известны каждому жителю России.
Но давайте обо всем по порядку.
Будущий ваятель родился 16 (28) ноября 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии. Его отец был крепостным …скульптором. Вот такой парадокс.
Оказывается не все крестьяне, гнули спину, обрабатывая помещичью землю.
Среди крепостных этого уезда существовали целые семейные династии каменотесов, лепщиков и других творческих профессий, а работа над декоративной отделкой помещичьих усадеб и храмов была традиционным отхожим промыслом.
Михаил Евдокимович Опекушин талантливый лепщик, рано заметил у сына склонности к искусству ваяния и стал его первым наставником. Он же настоял, что бы сын учился в местной сельской школе.
В 1850 году отец добивается от помещицы Е. В. Ольхиной, разрешения на отъезд сына в столицу для получения художественного образования.
Мальчик поступает в рисовальную школу при Императорском обществе поощрения художеств.
Уже в таком раннем возрасте кроме таланта в нем в полной мере проявились такие замечательные качества, как фантастическое трудолюбие и целеустремленность. Вместо положенных трех лет он проходит школьный курс за два года, причем делает это блестяще.
Затем он опять-таки досрочно (три года вместо пяти) проходит курс скульптуры в мастерской известного преподавателя, датского скульптора Д. Иенсона.
Он молод, талантлив, но … не свободен. Как я уже писал выше, юридически Опекушин продолжал оставаться крепостным. В 1860 году он получает вольную, заплатив помещице Ольхиной 500 рублей (весьма не малые по тем временам деньги). В 1861 году в Преображенской церкви Санкт-Петербурга, обвенчался с Евдокией Ивановной Гуськиной, дочерью государственного крестьянина, с которой счастливо прожил долгие годы.
Окончив обучение в мастерской Йенсена, продолжает работать у своего наставника и одновременно учится в Академии художеств. В 1862 году молодой художник получает свою первую награду Малую серебряную медаль, за барельеф на заданную библейскую тему: «Ангелы, возвещавшие пастухам Рождество Христово». Но гораздо более важным последствием этого награждения стало то, что на молодого, талантливого скульптора обратил внимание Михаил Осипович Микешин, который в то время работал над грандиозным памятником «Тысячелетие России» в Новгороде. Опекушину была доверена работа над фигурой Петра I для этого монумента.
С поставленной задачей Александр Михайлович прекрасно справился, и о нем начинают говорить, как о весьма талантливом и перспективном скульпторе.
Академия присудила ему звание не классного художника, а в 1869 году повысила до звания классный художник 2-й степени.
В это время Микешин привлекает Опекушина к работе над своим новым грандиозным проектом памятником Императрице Екатерине Великой.
Опекушин стал автором нижней части монумента, которая занята портретными статуями выдающихся сподвижников Великой императрицы.
Фельдмаршал П.А. Румянцев-Задунайский, государственный деятель Г. А. Потемкин и полководец А.В. Суворов обращены лицами к Невскому проспекту.
Эта скульптурная группа соседствует с двумя фигурами из ближайшего окружения императрицы: канцлера светлейшего князя А.А. Безбородко и президента Академии художеств И.И. Бецкого. Отдельную группу бронзовых скульптур составляют прославленные флотоводцы: А.Г. Орлов-Чесменский и командующий Балтийским флотом знаменитый мореплаватель В.Я. Чичагов. Культуру екатерининского царствования представляют фигуры гениального поэта Г.Р. Державина и Е.Р. Дашковой - исключительной по дарованию образованности и силе характера женщины, президента Российской академии наук.
Все скульптуры выполнены с большим мастерством и имеют портретное сходство со своими оригиналами.
После того как памятник был торжественно открыт в 1873 году Микешин подарил Опекушину большой дом на Каменноостровском проспекте, куда молодой скульптор незамедлительно переселился со своей семьей.
В 1872 году к двухсотлетию со дня рождения Император Петра Великого Опекушин создает его великолепную портретную статую и бюст, которые потом массово тиражировались и были очень популярны.
За эти работы он был избран академиком Императорской Академии художеств.
Звездным часом Александра Михайловича Опекушина стал день 6 июня 1880 года, когда в Москве под ликование многотысячной толпы на Страстной площади был открыт первый в России памятник Александру Сергеевичу Пушкину.
Ещё через четыре года другой Пушкин работы Опекушина был установлен в Санкт – Петербурге
Ещё один памятник «нашему всему» был отлит, по гипсовой модели самого Александра Михайловича и установлен в знаменитой подмосковной усадьбе князей Вяземских "Остафьево"
Также Опекушин стал автором первого в России памятника М. Ю. Лермонтову в Пятигорске
Наиболее грандиозные памятники работы Опекушина Императору Александру II в Московском кремле
и Императору Александру III рядом с Храмом Христа Спасителя в Москве
были уничтожены во времена Советской власти с формулировкой «не имеющие художественной и исторической ценности».
В 1925 году был так же уничтожен крупнейший на тот монумент России шестнадцати метровый памятник генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Николаевичу Муравьёву-Амурскому установленный в Хабаровске. Опекушин нашел для него удивительно подходящее место на вершине утёса над Амуром.
Бронзовый граф, внимательно всматривался в сторону Китая, будто раздумывая, а не присоединить ли еще к владениям Российской Империи земли, что на том берегу Амура – батюшки простираются. После сноса памятника на освободившийся пьедестал, не мудрствуя лукаво, водрузили Ленина, причем явно неподходящего по росту. Наверное, использовали то что было под рукой, но в итоге Владимир Ильич выглядел достаточно комично
Ильич простоял над Амуром до 1983 года, а потом его заменили на стелу "Памятник первопроходцам"
В конце 80-х годов прошлого века, было принято решение о восстановлении памятника . Новую скульптуру отливали на заводе «Монументскульптура». Работами по созданию копии руководил ленинградский скульптор, выпускник Академии художеств Л. В. Аристов, который использовал макет памятника работы Опекушина, хранящийся в Русском музее.
Открытие возрожденного памятника состоялось 31 мая 1992 года. В 2006 году памятник стал украшением пятитысячной купюры Банка России.
В короткой статье невозможно вспомнить все работы замечательного мастера, поэтому я лишь упомяну, что Опекушин кроме монументальной скульптуры, много работал в жанре оформления интерьеров.
Он оформлял особняки богатейших людей того времени, например Елисеевых, Мазуриных, Прове и многих других. Его работы украшали фасады театра Незлобина, Московского биржевого комитета и Московской конторы Государственного банка. Одним словом Александр Михайлович был великий труженик.
После революции он вместе с семьей отправился на свою историческую родину в село Рыбницы, Даниловского уезда, Ярославской губернии, где и скончался 4 марта 1923 года.
Похоронен на местном кладбище
Вот такая история жизни великого русского скульптора прошедшего путь от крепостного мальчика, до Академика Императорской Академии художеств навсегда вписавшего свое имя в историю отечественного искусства.