Буквально на днях в Москве открылась Большая Кольцевая линия метро (сокращённо БКЛ). Это мегапроект, который строился ударными темпами более 10 последних лет. Начали строить линию по нынешнему проекту в 2011 году. За эти годы было построено 70 километров путей, 31 станция и 3 депо для обслуживания поездов линии.
Первый её участок из 6 новых станций (от "Делового центра" до "Савёловской") запустили ещё в 2018 году, а потом понемногу открывали её отдельными сегментами.
Окончательно же линию открыли 1 марта 2023 года.
В строительстве линии участвовали как метростроевцы из разных городов России и СНГ, так и китайские специалисты.
БКЛ стала крупнейшей кольцевой линией метро в мире.
При открытии этой линии на её схеме поставил автограф сам Путин.
Это, безусловно, свидетельствует о важности проекта.
Можно по-разному относиться к личности Собянина, но минимум два крупных московских инфраструктурных проекта — это, безусловно, его заслуга.
Первым таким проектом было Московское центральное кольцо (МЦК), которое ранее было просто Московской окружной железной дорогой.
На нём пассажирского движения не было практически 100 лет — почти с момента его постройки. Пытались возродить там пассажирское движение в советское время, но так и не осилили (или не сочли достаточно нужным). Хотя некоторые заготовки под пересадки и построили (к примеру, на станции метро "Ленинский проспект"). А при Собянине МОЖД перестроили, электрифицировали и запустили на нём пассажирское движение буквально за 3-4 года! Причём по словам самих проектировщиков МЦК, они сами не очень верили в востребованность проекта: ведь многие станции МЦК не имеют пересадок на метро.
А те, что имеют, зачастую не очень удобны.
Но проект "выстрелил", и оказался очень востребованным — в систему метро фактически добавились районы не на окраинах, но которым до ближайшей станции метро надо было добираться "на оленях". Позже часть станций МЦК интегрировали с городскими электричками, а также местами сделали более удобные пересадки на метро.
Но ещё более амбициозным проектом стало Большое кольцо московского метро. Оно было в планах с 60-х годов, но трассировка его всё время менялась, а строительство так и не начиналось (за исключением трёх станций, о которых напишу ниже). Да, Москве под этот проект было выделено и федеральное финансирование (хотя в любом регионе России метро строится всегда с федеральным участием — очень уж дорогие это проекты), но без хорошего администратора любое финансирование будет съедено без результата. И хотя нынешняя трассировка Большого кольца довольно странная (участки БКЛ на севере находятся заметно ближе к центру города, чем на юге), тем не менее это важнейший инфраструктурный проект города, вероятно, с момента постройки первой Кольцевой линии метро в 1950-х годах!
Линию открывали частями, многие её станции выполнены в ультрасовременном стиле "хай-тек". Но тем не менее, традиции московского метро по добротному оформлению станций не прервались даже на самых простых станциях Большого кольца.
В любом случае все его станции смотрятся значительно лучше хрущёвских "сороконожек". Я уж не говорю про открытые станции Филёвской линии..
Давайте же посмотрим на некоторые из свежеоткрытых станций Большого Кольца! На современной схеме метро она обозначена номером 11.
Здесь я покажу пока только часть станций, позже будет продолжение.
Единственная из станций Большого кольца, которая имеет пересадку на самый первый участок самой первой линии московского метро — это Сокольники. Именно поэтому её украсили в стиле эпохи той великой стройки, используя схемы, агитплакаты и даже шрифты той поры!
Так выглядит вестибюль оригинальной станции "Сокольники" 1935 года:
Новая же станция находится ровно под этим бульваром, ведущим к парку Сокольники:
А так выглядит вход новой станции "Сокольники" БКЛ:
Хотя вход и более скромный, авторы использовали шрифт, подобный плакатному шрифту 30-х годов. Использовали они его и на станционной стене:
Также они использовали сами плакаты тех лет в оформлении станции.
Листайте галерею:
Первый плакат здесь иллюстрирует городскую историю о том, что метро в 1930-е хоть и готовились строить, но не особо торопились: было недостаточно знаний и технологий в этой отрасли. Однако после очень снежной зимы 1932 года, когда город буквально "встал" в пробках, постройку метро намеренно форсировали. И первую линию тогда построили всего за 3 года! И это фактически без знаний и технологий, которые есть теперь. Тогда метро помогали строить как шахтёры (в том числе и с Донбасса), которые представляли, как строить тоннели), так и иностранные инженеры (в том числе и из США), которым платили за это валютой (в то время как в США в то время была "Великая депрессия" и жуткая безработица).
Потолок новой станции украшают фото проходческих щитов и фрагменты первой схемы московского метро:
На путевой стене изобразили также отбойные молотки — основной инструмент метростроевцев:
На станции построили полноценный переход на старую станцию "Сокольники", а под ним даже расположили вот такую стилизованную под 1930-е годы букву М:
Общий же вид станции примерно такой, достаточно типовой для многих новых станций московского метро:
Ну а дальше я вам покажу станцию БКЛ, на которой, как в известном интернет-меме "показывают рыбов".
Вот так же и нам метростроители решили нам "показать рыбов" на станции БКЛ "Нагатинский затон". Станция находится у самой Москва-реки, поэтому и выбрали такую тему для оформления. Надо сказать, "рыбов" там сделали самых разных форм и размеров, выполнены рыбы в технике мозаики (листайте галерею):
Местами в мозаике можно встретить даже ракушки:
Эта станция выполнена по достаточно нестандартному для Москвы "парижскому типу", когда нет центрального зала, а есть лишь две боковые платформы и один общий тоннель для поездов обоих направлений:
Но на БКЛ подобных станций достаточно много.
Зато на них можно разглядывать картинки на противоположной стене через отверстия между колоннами, разделяющими пути:
Ну а ещё в подобных общих тоннелях обычно в поездах меньше шума, поскольку сам тоннель большего диаметра. Кстати, на некоторых участках самой первой линии московского метро (Сокольнической) также имеются тоннели такого типа.
Пиарщики мэрии продвигают МЦК и БКЛ как "два сердца" столицы:
Правда, на карте города они мало похожи на сердца.. но это уже детали. ;)
Вот так они выглядят на карте города — МЦК обозначена чёрным цветом, БКЛ — красным. А синим на этой карте обозначена старая кольцевая линия метро:
А ещё, завершая кольцо, на этот раз "переоткрыли" ранее открытые ещё аж в далёком 1969 году станции Каширскую и Варшавскую. Каховскую из той же линии переоткрыли чуть раньше.
Они были построены тогда как часть Горьковско-Замоскворецкой ("зелёной") линии, при этом линия от Каширской тогда шла не дальше на юг, а загибалась строго на запад. Злые языки тогда говорили, что это кто-то из московских властителей "загнул" ветку метро прямо к своему дому.
Но официально вроде бы это действительно была заготовка под будущее большое кольцо.
Позже зелёную ветку продлили строго на юг, а эта ветка из трёх станций стала самостоятельной Каховской линией.
При строительстве БКЛ эти станции закрыли на ремонт, и теперь переоткрыли.
Ныне они выглядят тоже несколько иначе, хотя при рождении были обычными "сороконожками". Каширская и сейчас не особо изменилась, только стены стали гранитными. Хотя ряд более мелких изменений есть, кто помнит прежнюю станцию — заметит:
А вот "Варшавская" изменилась куда значительнее:
Хотя прежние панно с видами Варшавы и сохранились:
На станции при этом ещё установили какую-то "пожаробезопасную будку":
Впервые такую вижу.. а на других станциях почему тогда таких нет?
А у выхода со станции повторили картинки панно с видами Варшавы на других панелях:
Поздравляю всех москвичей и гостей города с завершением эпохальной стройки! Теперь многие маршруты в городе станут проще и быстрее.
А я со временем покажу вам здесь и другие интересные станции метро.
#история #архитектура #другаямосква #москва #метро #экскурсии #бкл #экскурсии по москве #транспорт #московское метро #большая кольцевая линия #нагатинский затон #станция с рыбами #строительство #метрострой
=================================================