Найти тему
Другая Москва

"Рыбов" теперь показывают и в московском метро на Большой Кольцевой линии!

Буквально на днях в Москве открылась Большая Кольцевая линия метро (сокращённо БКЛ). Это мегапроект, который строился ударными темпами более 10 последних лет. Начали строить линию по нынешнему проекту в 2011 году. За эти годы было построено 70 километров путей, 31 станция и 3 депо для обслуживания поездов линии.
Первый её участок из 6 новых станций (от "Делового центра" до "Савёловской") запустили ещё в 2018 году, а потом понемногу открывали её отдельными сегментами.
Окончательно же линию открыли 1 марта 2023 года.
В строительстве линии участвовали как метростроевцы из разных городов России и СНГ, так и китайские специалисты.
БКЛ стала крупнейшей кольцевой линией метро в мире.
При открытии этой линии на её схеме поставил автограф сам Путин.
Это, безусловно, свидетельствует о важности проекта.

Автограф Путина на схеме БКЛ.
Автограф Путина на схеме БКЛ.

Можно по-разному относиться к личности Собянина, но минимум два крупных московских инфраструктурных проекта — это, безусловно, его заслуга.
Первым таким проектом было Московское центральное кольцо (МЦК), которое ранее было просто Московской окружной железной дорогой.
На нём пассажирского движения не было практически 100 лет — почти с момента его постройки. Пытались возродить там пассажирское движение в советское время, но так и не осилили (или не сочли достаточно нужным). Хотя некоторые заготовки под пересадки и построили (к примеру, на станции метро "Ленинский проспект"). А при Собянине МОЖД перестроили, электрифицировали и запустили на нём пассажирское движение буквально за 3-4 года! Причём по словам самих проектировщиков МЦК, они сами не очень верили в востребованность проекта: ведь многие станции МЦК не имеют пересадок на метро.
А те, что имеют, зачастую не очень удобны.
Но проект "выстрелил", и оказался очень востребованным — в систему метро фактически добавились районы не на окраинах, но которым до ближайшей станции метро надо было добираться "на оленях". Позже часть станций МЦК интегрировали с городскими электричками, а также местами сделали более удобные пересадки на метро.

Но ещё более амбициозным проектом стало Большое кольцо московского метро. Оно было в планах с 60-х годов, но трассировка его всё время менялась, а строительство так и не начиналось (за исключением трёх станций, о которых напишу ниже). Да, Москве под этот проект было выделено и федеральное финансирование (хотя в любом регионе России метро строится всегда с федеральным участием — очень уж дорогие это проекты), но без хорошего администратора любое финансирование будет съедено без результата. И хотя нынешняя трассировка Большого кольца довольно странная (участки БКЛ на севере находятся заметно ближе к центру города, чем на юге), тем не менее это важнейший инфраструктурный проект города, вероятно, с момента постройки первой Кольцевой линии метро в 1950-х годах!

Линию открывали частями, многие её станции выполнены в ультрасовременном стиле "хай-тек". Но тем не менее, традиции московского метро по добротному оформлению станций не прервались даже на самых простых станциях Большого кольца.
В любом случае все его станции смотрятся значительно лучше хрущёвских "сороконожек". Я уж не говорю про открытые станции Филёвской линии..

Давайте же посмотрим на некоторые из свежеоткрытых станций Большого Кольца! На современной схеме метро она обозначена номером 11.
Здесь я покажу пока только часть станций, позже будет продолжение.

Единственная из станций Большого кольца, которая имеет пересадку на самый первый участок самой первой линии московского метро — это Сокольники. Именно поэтому её украсили в стиле эпохи той великой стройки, используя схемы, агитплакаты и даже шрифты той поры!

Так выглядит вестибюль оригинальной станции "Сокольники" 1935 года:

Вестибюль станции "Сокольники" первой линии московского метро.
Вестибюль станции "Сокольники" первой линии московского метро.

Новая же станция находится ровно под этим бульваром, ведущим к парку Сокольники:

Бульвар над станцией "Сокольники" БКЛ.
Бульвар над станцией "Сокольники" БКЛ.

А так выглядит вход новой станции "Сокольники" БКЛ:

Вход новой станции "Сокольники" БКЛ.
Вход новой станции "Сокольники" БКЛ.

Хотя вход и более скромный, авторы использовали шрифт, подобный плакатному шрифту 30-х годов. Использовали они его и на станционной стене:

Новая станция "Сокольники" БКЛ.
Новая станция "Сокольники" БКЛ.

Также они использовали сами плакаты тех лет в оформлении станции.
Листайте галерею:

Первый плакат здесь иллюстрирует городскую историю о том, что метро в 1930-е хоть и готовились строить, но не особо торопились: было недостаточно знаний и технологий в этой отрасли. Однако после очень снежной зимы 1932 года, когда город буквально "встал" в пробках, постройку метро намеренно форсировали. И первую линию тогда построили всего за 3 года! И это фактически без знаний и технологий, которые есть теперь. Тогда метро помогали строить как шахтёры (в том числе и с Донбасса), которые представляли, как строить тоннели), так и иностранные инженеры (в том числе и из США), которым платили за это валютой (в то время как в США в то время была "Великая депрессия" и жуткая безработица).

Потолок новой станции украшают фото проходческих щитов и фрагменты первой схемы московского метро:

Новая станция "Сокольники" БКЛ.
Новая станция "Сокольники" БКЛ.

На путевой стене изобразили также отбойные молотки — основной инструмент метростроевцев:

Новая станция "Сокольники" БКЛ.
Новая станция "Сокольники" БКЛ.

На станции построили полноценный переход на старую станцию "Сокольники", а под ним даже расположили вот такую стилизованную под 1930-е годы букву М:

Новая станция "Сокольники" БКЛ.
Новая станция "Сокольники" БКЛ.

Общий же вид станции примерно такой, достаточно типовой для многих новых станций московского метро:

Ну а дальше я вам покажу станцию БКЛ, на которой, как в известном интернет-меме "показывают рыбов".

Интернет-мем "вы продоёте рыбов?".
Интернет-мем "вы продоёте рыбов?".

Вот так же и нам метростроители решили нам "показать рыбов" на станции БКЛ "Нагатинский затон". Станция находится у самой Москва-реки, поэтому и выбрали такую тему для оформления. Надо сказать, "рыбов" там сделали самых разных форм и размеров, выполнены рыбы в технике мозаики (листайте галерею):

Местами в мозаике можно встретить даже ракушки:

Новая станция "Нагатинский затон" БКЛ с оформлением в виде рыб.
Новая станция "Нагатинский затон" БКЛ с оформлением в виде рыб.

Эта станция выполнена по достаточно нестандартному для Москвы "парижскому типу", когда нет центрального зала, а есть лишь две боковые платформы и один общий тоннель для поездов обоих направлений:

Но на БКЛ подобных станций достаточно много.
Зато на них можно разглядывать картинки на противоположной стене через отверстия между колоннами, разделяющими пути:

Ну а ещё в подобных общих тоннелях обычно в поездах меньше шума, поскольку сам тоннель большего диаметра. Кстати, на некоторых участках самой первой линии московского метро (Сокольнической) также имеются тоннели такого типа.

Пиарщики мэрии продвигают МЦК и БКЛ как "два сердца" столицы:

Новая станция "Нагатинский затон" БКЛ.
Новая станция "Нагатинский затон" БКЛ.

Правда, на карте города они мало похожи на сердца.. но это уже детали. ;)
Вот так они выглядят на карте города — МЦК обозначена чёрным цветом, БКЛ — красным. А синим на этой карте обозначена старая кольцевая линия метро:

Так выглядят МЦК и БКЛ на карте города.
Так выглядят МЦК и БКЛ на карте города.

А ещё, завершая кольцо, на этот раз "переоткрыли" ранее открытые ещё аж в далёком 1969 году станции Каширскую и Варшавскую. Каховскую из той же линии переоткрыли чуть раньше.
Они были построены тогда как часть Горьковско-Замоскворецкой ("зелёной") линии, при этом линия от Каширской тогда шла не дальше на юг, а загибалась строго на запад. Злые языки тогда говорили, что это кто-то из московских властителей "загнул" ветку метро прямо к своему дому.
Но официально вроде бы это действительно была заготовка под будущее большое кольцо.
Позже зелёную ветку продлили строго на юг, а эта ветка из трёх станций стала самостоятельной Каховской линией.
При строительстве БКЛ эти станции закрыли на ремонт, и теперь переоткрыли.

Ныне они выглядят тоже несколько иначе, хотя при рождении были обычными "сороконожками". Каширская и сейчас не особо изменилась, только стены стали гранитными. Хотя ряд более мелких изменений есть, кто помнит прежнюю станцию — заметит:

А вот "Варшавская" изменилась куда значительнее:

Хотя прежние панно с видами Варшавы и сохранились:

На станции при этом ещё установили какую-то "пожаробезопасную будку":

Переоткрытая станция "Варшавская" БКЛ.
Переоткрытая станция "Варшавская" БКЛ.

Впервые такую вижу.. а на других станциях почему тогда таких нет?

А у выхода со станции повторили картинки панно с видами Варшавы на других панелях:

Поздравляю всех москвичей и гостей города с завершением эпохальной стройки! Теперь многие маршруты в городе станут проще и быстрее.
А я со временем покажу вам здесь и другие интересные станции метро.

#история #архитектура #другаямосква #москва #метро #экскурсии #бкл #экскурсии по москве #транспорт #московское метро #большая кольцевая линия #нагатинский затон #станция с рыбами #строительство #метрострой

=================================================

Осторожно, двери закрываются! Следующая станция — Рижская.
Dr. Moskauer24 мая 2022
Путешествие во времени по Москве прошлого по следам трамвайных маршрутов. От Каланчёвской до Крестьянской заставы.
Dr. Moskauer16 мая 2022
Гостиница "Пекин". Долгий путь от гостиницы НКВД через "Лондон" в "Пекин".
Dr. Moskauer18 февраля 2023
Московские лайфхаки. Что бывает, если забыл или не смог валидировать карту на входе или выходе с МЦД.
Dr. Moskauer13 июня 2022