Вне зависимости от того, чем закончится ночь награждения призами Американской киноакадемии, все фильмы, номинированные в основных категориях, заслуживают нашего внимательного рассмотрения. Уверен, как минимум, десятку лент, претендующих на звание "Фильм года", вы посмотрели. Скорее всего, даже прочитали рецензии как от высоколобых критиков, так и от ординарных зрителей. На этом поле я конкурировать не собираюсь – Киноведу в штатском интересны те аспекты, которые другие упускают. Так что несколько последующих материалов будут о фильмах-номинантах, но рассчитаны эти тексты на тех, кто хочет разобраться в вопросе – почему именно их считают лучшими. И начнем мы с антивоенной драмы "На Западном фронте без перемен"...
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Чтобы понять величие (безо всяких кавычек и иронии) фильма Эдварда Бергера, получившего номинации в девяти оскаровских категориях, нужно откатиться почти на сто лет назад и ознакомиться с историей оригинального романа и его первой экранизации. И самое важно, что надо знать об этих произведения – это то, что они были запрещены. Роман Эриха Марии Ремарка, основанный на его личном опыте пребывания на фронтах Первой мировой войны, увидел свет в конце 1928 года. К выходу в 1930-м на экраны первой экранизации книга по всей Европе была продана в количестве более 2,5 миллионов экземпляров. Ужасы, свидетелями которых стали простые солдаты, и их безнадежные попытки вернуться к гражданской жизни до глубины души тронули читателей по всему миру.
Снятая в 1930 году картина ни в чем не уступала роману-первоисточнику. У режиссера Льюиса Майлстоуна получилась пронзительная драма, выгодно выделяющаяся на фоне голливудских картин того времени. Не только обычная публика, но и критики весьма высоко оценили труд постановщика ленты – на третьей церемонии награждения призами Киноакадемии "На Западном фронте без перемен" получила два "Оскара": за Лучший фильм и Лучшему режиссеру. Увы, заслуженная похвала книге и фильму стала красной тряпкой для германских властей, тяжело переживавших поражение в войне и не принявших столь резкую оценку истории Первой мировой, данную Ремарком и Майлстоуном. Книга и фильм в Германии оказались под запретом.
После прихода к власти гитлеровской национал-социалистической партии в январе 1933 года роман Эриха Марии Ремарка стал одной из первых книг, которые были публично сожжены на площадях во время патриотических демонстраций. Министр пропаганды Геббельс увидел в "На Западном фронте без перемен" угрозу несколько несуразной и абсолютно лживой теории Гитлера о том, что виновниками поражения Германии в войне нужно считать еврейско-марксистских революционеров, сорвавших благородный порыв истинных арийцев. Книга была запрещена, но еще раньше обструкции подверглась кинокартина – еще в 1930-м всего лишь второй показ фильма в Германии был сорван молодежью из СА, так называемыми коричневорубашечниками. Досталось нескольким зрителям, агрессивно настроенные юноши оскорбляли присутствовавших женщин и провоцировали драку с мужчинами.
Кампания против "На Западном фронте без перемен", запущенная Геббельсом, оказалась успешной – уже через неделю после премьеры фильм был запрещен к прокату на территории Германии. Позже даже владение романом Ремарка стало противозаконным. Сам писатель сперва перебрался в соседнюю Швейцарию в поисках спокойствия и вдохновения, а затем, после конфискации в пользу государства его банковских накоплений и получения угроз, решил больше в Германию не возвращаться. До начала Второй мировой Эрих Мария Ремарк, которого успех романа и фильма сделали весьма обеспеченным человеком, жил на берегу Женевского озера, а потом перебрался в США. Две сестры писателя остались в Германии – младшую из них в 1943 году обвинили в госизмене и казнили. О смерти Эльфриды Эрих узнал только после падения Гитлера.
Но не только Германия была сурова к высказыванию Ремарка и адаптации книги для большого экрана. Антивоенный настрой "Западного фронта" был не по душе и второй стороне конфликта, описанного в романе – фильм Майлстоуна до 1963 года был запрещен к показу во Франции. В 1931-м картину запретили к показу в Италии и Австрии, двух странах открыто поддерживавших гитлеровский режим. Интересно, что в Австрии ограничения были отменены только уже в 1980-е. Еще одной территорией, на которой фильму не нашлось места в кинотеатрах из-за запретов властей, стал... австралийский штат Виктория – здесь лента "На Западном фронте без перемен" находилась вне закона с 1930 по 1941 годы.
Книга Ремарка, в свою очередь, еще в 1929 году попала в списки литературы, которая запрещена к прочтению австрийскими солдатами. Власти Муссолини запретили в Италии продажу и хранение романа в 1933 году. Ныне несуществующая Чехословакия сперва вывела "На Западном фронте.." из обращения, а затем уничтожила все экземпляры, находившиеся в военных и гражданских библиотеках. Удивительно – роман и его экранизация с самого начала считались едва не самыми мощными антивоенными высказываниями в кино и литературе, но именно за пацифизм их и запрещали наиболее одиозные политические режимы. К счастью, новая адаптация не только не подвергается преследованиям (пока?), но и постоянно пополняет и без того обширную коллекцию наград.
Достоин ли фильм режиссера Эдварда Бергера и продюсера Даниеля Брюля высшей награды Американской киноакадемии? Безусловно. Другое дело, что и конкуренты у "На Западном фронте без перемен" подобрались внушительные, так что простой борьбы за статуэтки не будет. И всё же – оцениваю шансы этой ленты на получение звания "Лучший фильм" как весьма высокие. Увы, гибель молодых ребят снова стала частью нашей жизни, опять за промахи и авантюризм генералов отдувается пехота, а линия фронта неделями и месяцами стоит на месте, перемалывая жизни тех, кто мог быть дома, мог быть любимым, мог быть счастливым, мог быть живым. И конца-края этому не видно. Самое время снова читать Ремарка, смотреть экранизации и делать выводы.
Этот материал входит в коллекцию статей о фильмах, ставших претендентами на премию "Оскар" в ведущих категориях – для продолжения изучения темы добро пожаловать в подборку. Она будет пополняться, поэтому не забывайте заглядывать на канал – здесь и в телеграме – непременно будет интересно. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, оставайтесь живыми, и...
Увидимся в кино!