Найти тему
Коловоз

Нетипичная Индия: Ассам и его горные "сестры"

В 1947 г. Британия согласилась предоставить независимость жемчужине своей колониальной империи - Индии.

Как известно, бывшая Британская Индия была разделена на Индию и мусульманский Пакистан, в состав которого вошел в том числе и Восточный Бенгал (нынешний Бангладеш). Мало кто знает, что лидер "Мусульманской Лиги" в Бенгалии Хусейн Шахид Сухраварди предлагал помимо создаваемых по конфессиональному признаку Индии и Пакистана создать бенгальское национальное государство Бангластан, которое должно было включить в себя и Ассам, и племенные регионы, и княжества.

Ганди и Сухраварди
Ганди и Сухраварди

Однако 16-18 августа 1946 г. в Калькутте произошли кровавые столкновения между индусами и мусульманами, которые показали, что религиозная рознь среди бенгальцев сильнее языковой общности. С учетом того, что в Бенгале в целом было 56% мусульман и 42% индусов последние опасались оказаться ущемленными исламским большинством. Крайне негативно к такой перспективе относились и ассамские политики. Так что Западный Бенгал с 26 млн. жителей и Ассам с 8 млн. стали штатами Индии, а Восточный Бенгал с 42 млн. жителей - Восточным Пакистаном. Разделение Индии вызвало волну погромов и массовое бегство религиозных меньшинств. Из Восточного Пакистана в Индию бежало примерно 2.5 млн. индусов, навстречу - примерно столько же мусульман. В результате доля индусов в Восточном Бенгале снизилась с 28 до 22%.

Индусские беженцы в Бенгалии 1947 г.
Индусские беженцы в Бенгалии 1947 г.

Основная масса индусских беженцев обосновалась в Калькутте, но из северных районов Восточной Бенгалии бежали на северо-восток, массово оседая на юге Ассама и в княжестве Трипура. Впоследствии также после каждого индусского погрома в Восточном Пакистане бежали волны беженцев. Во время Войны за независимость Бангладеша в 1971 г. последовала особенно мощная волна беженцев, причем среди спасавшихся от зверств пакистанской армии появилось и немало мусульман.

Штаты Ассам и союзные территории Трипур и Манипур в 1950 г.
Штаты Ассам и союзные территории Трипур и Манипур в 1950 г.

В Ассаме еще с XIX века обосновалось много бенгальцев. Поскольку они раньше всех других индийцев были колонизированы британцами, те привлекали их к работе в колониальной администрации, полиции, клерками в фирмах. С 1836 по 1874 г. бенгали был единственным официальным языком, а после 1874 г. в провинции действовало официальное двуязычие, что способствовало расширению бенгальской миграции уже и на простых крестьян. Торговлю взяли под контроль хиндиязычные марвари. Для работы на плантациях привлекались чернокожие австроазиаты санталы из Центральной Индии.

Для лучшего понимания обстановки рекомендую предварительно ознакомиться с предыдущей обзорной статьей.

Нетипичная Индия: народы Ассама и Непала
Коловоз27 февраля 2023

С каждой волной беженцев бенгальцев становилось все больше и ассамцев это все более напрягало. В 1917 г. было создано Ассамское Литературное Общество (Асам Сахитья Сабха), провозглашающее своей целью развитие ассамской культуры, но довольно быстро перешедшее к политическим требованиям, в частности, предоставления официального статуса ассамскому языку. Оно было удовлетворено Актом о штате Ассам 1956 г. Но это в свою очередь вызвало волнения среди бенгальцев в долине Барака на юге Ассама, у границы с Трипурой и Восточным Пакистаном. В 1960 г. дело дошло до беспорядков, а 19 мая 1961 г. очередная демонстрация бенгальцев была расстреляна ассамской полицией. Погибло 12 человек, что вызвало еще более мощные волнения 20 мая.

Демонстрация 20 мая 1961 г.
Демонстрация 20 мая 1961 г.

Вскоре правительство штата пошло на уступки и признало бенгали вторым официальным языком в округах долины Барака.

Памятник погибшим в 1961 г. за бенгальский язык
Памятник погибшим в 1961 г. за бенгальский язык

После очередной волны беженцев в 1971 г. началось движение за высылку бангладешских граждан. В 1979 г. после очередных выборов, в ходе которых голоса недавних мигрантов из Бангладеш сыграли весомую роль, Всеассамский студенческий союз во главе с Прабхуллой Махантом начал "Ассамскую агитацию". Студенты требовали исключить из списков избирателей выходцев из Бангладеш, пресекать нелегальную миграцию впредь и вести обучение в университетах только на ассамском и английском. "Агитация" сопровождалась многочисленными случаями насилия и погромом в между ассамцами и бенгальцами, индусами и мусульманами. При этом иногда ассамцы разных религий вместе нападали на бенгальцев, а порой ассамские и бенгальские индусы вместе громили мусульман.

Демонстрация ассамских студентов в 1980 г.
Демонстрация ассамских студентов в 1980 г.

В 1983 г. индийским парламентом был принят Закон об определении судом нелегальных иммигрантов, который описывал порядок идентификации нелегалов и процедуру их высылки (и де-факто применялся только в Ассаме). В 1985 г. сформированная умеренными националистами партия Асом Гана Паришад победила на выборах, после чего было принято соглашение о том, что лица, бежавшие из Восточного Пакистана с 1947 по 1971 получали гражданство, но прибывшие впоследствии из Бангладеш считались нелегальными иммигрантами.

-8

В ходе этой борьбы в 1979 г. возник Объединенный Фронт Освобождения Ассама, выступавший за полную независимость. Его лидером был Пареш Баруа. В 1984 г. он начал вооруженные операции сначала против бенгальцев и прочих мигрантов, а затем все чаще вступал в столкновения с силами безопасности - полицией Ассама, Центральным Резервом Полицейских Сил (индийские внутренние войска), несколькими пограничными службами МВД - Пограничными Силами Безопасности, Вооруженными Пограничными Силами и Индо-Тибетской Пограничной полицией, а также находящимися в двойном подчинении Минобороны и МВД Ассамскими стрелками (Assamese Rifles. буквально "ассамские винтовки"), 46 батальонов которых несут основную тяжесть активных контрповстанческих действий на Северо-Востоке Индии.

В 1990 г. в Индии ОФОА объявили террористическим. Поначалу фронт был довольно популярен среди коренной ассамской молодежи, однако по мере того, как он все больше криминализировался, отношение к нему сменилось на негативное. Правительство бывшего лидера ассамских студентов Прабхуллы Маханта, возглавлявшего штат в 1996-2001 гг., организовало из сдавшихся боевиков эскадроны смерти, убивавшие предполагаемых лидеров ОФОА и членов их семей. В 2001 г. ими был убит брат Пареша Баруа - Динеш. Однако в ослабленном и деградированном виде группировка продолжает террористическую деятельность.

С 1996 г. в штате действует также Объединенные Мусульманские Тигры Освобождения Ассама, ориентированные на мусульман из коренных ассамцев. А по переписи 2011 г. в штате 61,5% индусов, 32% мусульман, 3,7% христиан; 48% ассамцев, 29% бенгальцев, 4,5% бодо.

Танец бодо
Танец бодо

На границах Ассама с Бутаном проживет сильно индианизированный тибето-бирманский народ бодо.

В 1952 г. сформировались Бодо Сахитья Сабха и Всеассамская племенная сангха, претендующие на защиту и представительство бодо. В 1963 г. БСС удалось добиться введения языка бодо в качестве средства обучения в школах деревень бодо. В 1960-х годах, когда Индия стала свидетелем создания новых штатов по языковому и этническому признаку - как Нагаленд, Племенная сангха требовала создания штата Бодоленд.

В 1986 г. родилась первая боевая организация бодо - Силы безопасности Бодо. В 1989 г. беспорядки в районе Гохпур между ассамцами и бодо привели к убийству 550 бодо, в то время как более 75 тыс. бежали в Аруначал-Прадеш. Это усилило раскол между ассамцами и бодо.

По первому мирному соглашению 20 февраля 1993 г. и созданию автономного совета Бодоленда. Однако, когда Ассам не выполнил ни одного из его пунктов, часть лидеров СББ ушла в подполье, чтобы сформировать "Тигров освобождения Бодо". Тем временем СББ, располагающий лагерями в Бангладеш, Бутане и Мьянме, переименовал себя в Национальный демократический фронт Бодоленда.

Боевики нападали прежде всего на санталов и прочих представителей "чайных племен", а также ассамцев и бенгальцев, особенно мусульман, реже вступали в боестолкновения с полицией (в том числе пограничной) и стрелками.

Правительство Бутана в 1996 г. привлекло ассамские и бодосские сепаратистские группировки к этнической чистке непальских мигрантов на южных окраинах страны - лхотшампа.

Лхотшампа. бежавшие из Бутана в Непал
Лхотшампа. бежавшие из Бутана в Непал

Однако затем ассамские и бодосские боевики обосновались на территории бывших лагерей беженцев как хозяева. Индусы, мусульмане и христиане не уважали принятые в буддистском королевстве нормы и правила, налаживали сети торговли оружием и наркотиками, и более того, постоянно устраивали разборки между собой. В декабре 2003 г. Королевская Армия Бутана при помощи Армии Индии устроила операцию "Все чисто", полностью разгромив боевиков.

Чотены - памятные знаки на месте победы бутанской армии над пришельцами
Чотены - памятные знаки на месте победы бутанской армии над пришельцами

В самом Ассаме 10 февраля 2003 года было подписано Соглашение о территориальном совете Бодоленда, после которых сложили оружие "Тигры Бодоленда" (в основном индусы).

8 октября 2004 г. ослабленные боевики НДФБ объявили о прекращении огня, но уже в мае 2005, наладив каналы связи с Бангладеш, возобновили боевые действия. Практически вылазки сепаратистов бодо прекратились в 2016, а 27 января 2020 г. подписано наконец достаточно устойчивое соглашение, согласно которому НДФБ самораспускался, а боевики, получив амнистию, складывали оружие. Часть из них была зачислены в полицию Территориального Совета Бодоленда.

Примирившиеся боевики бодо
Примирившиеся боевики бодо

Перепись 2011 г. показала, что в Бодоленде живет 30,5% бодо, 25,5% ассамцев, 20,5% бенгальцев, 5,5% санталов, 4,5% хиндиязычных, 3,5% непальцев. По религии - 71% индусов, 20% мусульман и 9% христиан.

Территориальный Совет Бодоленда
Территориальный Совет Бодоленда

Княжество Манипур в 1949 г. присоединилось к Индии, в 1956 г. стало союзной территорией, а в 1972 г. - штатом. Однако еще в 1964 г. недовольные индийской властью создали Объединенный Фронт Национального Освобождения, занимавшийся агитацией и пропагандой. Однако в 1977-80 гг. возникают более радикальные Народно-Освободительная Армия Манипура, Народно-Революционная Армия Канглейпака и Маоистская Коммунистическая Партия Канглейпака (Канлгейпак - название Манипура на языке мейтей).

С 1980 г. начались регулярные вылазки и атаки инсургентов против полиции и пограничников в Манипуре, а также рейды на территорию соседней Мьянмы.

Марка 1985 г. в честь 150-летия Ассамских стрелков
Марка 1985 г. в честь 150-летия Ассамских стрелков

В горных джунглях на границе Ассама и Бирмы к северу от Манипура жили тибето-бирманские племена, которых соседи называли нага. Они занимались подсечно-огневым земледелием, постоянно враждовали друг с другом из-за земель и кровной мести. Обращение в христианство в течение XX века искоренило охоту за головами, но зато создало дополнительную преграду между этими племенами и остальными Индией и Ассамом. Однако во время Первой мировой войны англичане комплектовали из нага рабочие команды, отправлявшиеся вместе с англо-индийскими дивизиями на Ближний Восток и в Западную Европу. Там они познакомились с индийцами и осознали свою общность, и в декабре 1918 г. ветераны рабочих команд, вернувшиеся с фронтов, создали Клуб Нага. Распространилась легенда о происхождении всех племен нага из одной долины и клятве их прародителей, данной перед тем, как разойтись, сохранять единство всех нага.

В 1929 г. Клуб Нага опубликовал меморандум, в котором было сказано: «Наш язык совершенно отличен от языка равнин и у нас нет социального сходства ни с индусами, ни с мусульманами. На нас смотрят свысока одни за то, что мы едим говядину, другие за то, что мы едим свинину, и те и другие вместе – за нашу отсталость, в которой мы совсем не виноваты».

Ангами Запу Физо (1913-1990)
Ангами Запу Физо (1913-1990)

В 1946 г. Ангами Физо создал Национальный Совет Нага. Он выступал за создание отдельного государства Нагалим, но не нашел поддержки среди лидеров ассамцев и других этнических групп. Более того, часть вождей нага пошла на сотрудничество с индийским правительством. В 1948-49 гг. Физо отсидел в калькуттской тюрьме, в 1951 г. пытался организовать референдум о независимости нага. В 1954 г. он провозгласил Народную Суверенную Республику Свободного Нагаленда под лозунгом "Нагаленд для Христа". После этого он организовал убийства нескольких проиндийских вождей нага, и в 1956 г. начал вооруженное восстание. После чего сам отправился руководить им политически сначала из Восточного Пакистана, а потом из Лондона. В 1958 г. на Холмах Нага правительством Индии было объявлено военное положение.

Флаг Нагаленда
Флаг Нагаленда

В 1963 г. холмы нага были выделены из состава Ассама в штат Нагаленд. В 1975 г. в Шиллонге заключено соглашение между индийским правительством и Национальным Советом Нага, расширявшее автономию общин нага и создававший из части бывших повстанцев военизированные полицейские части Стрелков Нага. Однако не все согласились на примирение. В 1980 г. был создан Национальный Социалистический Совет Нага, который пережил несколько расколов. В частности, в 1988 г. в отдельную структуры выделилась часть Совета, действующая на территории Мьянмы. В 1992 г. боевые действия в обеих странах резко активизировались. В июне 2015, после очередной атаки на индийских силовиков Армия Индии произвела рейд по лагерям боевиков в Мьянме. 3 августа 2015 г. заключено очередное Соглашение Нага. Но опять нашлись непримиримые. поддерживаемые из Китая и Пакистана, которые еще 24 апреля создали вместе с еще несколькими организациями тибето-бирманских племен Индии, Бангладеш и Мьянмы "Объединенный Национально-Освободительный Фронт Запада Юго-Восточной Азии" (обратите внимание на географическое позиционирование). 3 июня его боевики совершили крупнейшее нападение на конвой индийских догров 4 полка, с 19 убитыми и 15 ранеными солдатами. В ответ индийская армия устроила рейд на территорию Мьянмы, уничтожив базовый лагерь и 38 боевиков нага.

Солдаты Ассамского полка Армии Индии, несущего службу в Нагаленде
Солдаты Ассамского полка Армии Индии, несущего службу в Нагаленде

Раджа Трипура Бир Бикрам Кишора Дебарма сомневался, присоединятся к Индии или добиваться независимости по образцу Непала. Однако 17 мая 1947 г. , за 3 месяца до провозглашения независимости и разделения Индии, он умер в возрасте 37 лет, к власти пришла его жена Канчан Права Деви, которая была дочерью раджпутского правителя княжества Панна в центре Индии (ныне в штате Мадхья Прадеш). Она в качеству регента согласовала вхождение княжества в состав Индии и в 1949 г., когда в Индии началась интеграция княжеств в общенациональную административную структуру, способствовала преобразованию княжества в штат.

Канчан Права Деви
Канчан Права Деви

Одновременно с этим её правительство организовало прием и расселение бенгальских беженцев-индусов. Бенгальцы прибывали из перенаселенных уже тогда равнин в долины Трипуры с конца XIX века, но именно в 1947 г. произошел перелом. Население Трипуры между 1941 и 1951 г. возросло с 513 до 639 тыс., а доля коренного населения сократилась с 70% в 1931 г. до 63% в 1941, 49% в 1951, 32% в 1961 и 29% в 1971 (когда общее население достигло 1.55 млн.).

-22

Коренные трипурцы, в основном говорящие на тибето-бирманском языке кокборок, были крайне недовольны притоком бенгальцев, и в 1978 г. возникли Трипурские Национальные Добровольцы - военизированная группировка, нацеленная на изгнание из штата всех бенгальцев, прибывших после 1950 г.

В 1988 г. она распалась на христианский Национальный Фронт Освобождения Трипуры и индуистские Всетрипурских Силы Тигров. Примечательно, что несмотря на антибенгальскую направленность этих организаций, их базы разместились в Бангладеше. В 1992 г. боевая активность трипурских повстанцев, как и везде на северо-востоке Индии, заметно возросла. В ответ возник Объединенный фронт Освобождения Бенгалии, нацеленный на защиту бенгальского населения от трипурских боевиков.

Храм Соломона в Мизораме
Храм Соломона в Мизораме

Самый крайний юг былого Ассама составляла область расселения племен куков, или мизо. Та их часть, что расселена в Бирме называлась там чинами (горцами), и у них есть свой автономный штат Чин. Как и нага, они жили племенным строем и после установления британской власти быстро перешли в христианство (одно из небольших племен внезапно обнаружило у себя еврейские корни и приняло иудаизм - с тех пор оно известно как бней менаше).

Бней менаше
Бней менаше

В начале 60-х мизо все более возмущались пренебрежением к их нуждам со стороны правительств Индии и Ассама и расселением здесь буддистов-чакма, бежавших от религиозных преследований из Восточного Пакистана. 28 февраля 1966 г. Национальный Фронт Мизо поднял восстание, которое было подавлено в течение месяца, но положило началом переговорам индийского и ассамского правительств с лидерами мизо, что завершилось в 1972 г. созданием штата Мизорам (Земля Мизо). Герилья НФМ завершилась мирным соглашением в 1986 г., но уже в 1988 г. на тропу войны вышли Национальная армия Куки в Индии и Национальная Армия Чин в Мьянме.

Флаг Национальной армии Куки
Флаг Национальной армии Куки

В 1971 г. горы у границы Ассама с Бангладеш, в которых расселены христианизированные в течение XX века мон-кхмерские племена кхаси и джантийа и тибето-бирманские гаро (близкородственные бодо, но не индианизированные, в отличие от них) выделены в штат Мегхилая.

Однако расселение в штате дахров, как здесь называли выходцев из других регионов, особенно бенгальцев, вызвало недовольство автохтонов. В 1979 г. национальные и студенческие организации начали протесты против пришельцев: "Мы не любим, когда здесь остаются посторонние. Мы говорим им: "приходите сюда, полюбуйтесь голубым небом и зелеными холмами, а затем уходите".

В 1992 г. был создан Совет Освобождения Хинневтреп Атрика, вскоре расколовшаяся на Освободительную Армию Ачика (гаро) и Совет национального Освобождения Ханневтреп (кхаси).

Самые разыскиваемые боевики Мегхилайи в 2004 г.
Самые разыскиваемые боевики Мегхилайи в 2004 г.

Но не только с "профессиональными" боевиками связаны проблемы с безопасностью на северо-востоке Индии. Спор о границе Ассама с Мизорамом берет свое начало в демаркациях британской эпохи. В 1995 г. поступили сообщения о первых крупных перестрелках на холмах Лушай вдоль границы. В 2018 г. 50 человек получили ранения в столкновениях между активистами мизо и полицией Ассама.

26 июля 2021 г. 5 сотрудников полиции Ассама были убиты в перестрелке со своими коллегами из Мизорама в пограничном городе Вайренгте. У Ассама также есть пограничные споры с Нагалендом, Мегхалайей и Аруначал-Прадешем.

Ассамская полиция
Ассамская полиция

А вот обширный высокогорный штат (с 1987 г.) Аруначал-Прадеш, на который претендует Китай, относительно спокоен, там нет крупных и устойчивых повстанческих группировок. Хотя Китай охотно, хоть и тайно, спонсирует и снабжает оружием повстанцев в Ассаме и его "7 сестрах". В значительной степени причина того - известия о национальном угнетении тибетцев и преследовании буддистов в Китае, которые делают из местных племен, в основном родственных тибетцам, больших патриотов Индии.

Современные штаты северо-востока Индии - Ассам и его "7 сестер". Пунктиром обозначена территория, на которую претендует Китай.
Современные штаты северо-востока Индии - Ассам и его "7 сестер". Пунктиром обозначена территория, на которую претендует Китай.

В целом штаты Северо-Восточной Индии довольно бедные и аграрные, но благодаря христианским миссионерам там довольно высокий уровень грамотности, неплохо развита медицина. При этом значительная часть территорий в горах контролируется повстанческими группировками. У читателя может возникнуть вопрос, откуда так бодро появлялись все эти "национальные", "социалистические", "христианские" и "революционные" "армии" и "фронты". На самом деле горные племена всегда имели молодежные ополчения, занимавшиеся охотой за головами и охраной племенных земель. И с наступлением современности они легко и быстро преобразовались в повстанческие группировки. Но был один момент - современное оружие, даже просто автоматы, патроны и тротил, дорого стоят, особенно для нищих крестьян. Если облагать сородичей слишком высокими налогами - они станут поддерживать индийские силы. Но под боком - Мьянма с её опиумным "золотым треугольником", нелегальной добычей драгоценных камней, браконьерством и своими повстанческими армиями, зачастую состоящими из единоплеменников.

Так что повсеместно происходил процесс последовательной трансформации: племенное ополчение - национальная повстанческая группировка - этнокриминальный синдикат. В некоторый случаях эта триада дополнялась 4-ой стадией - примирением с правительством, после которого рядовые боевики зачислялись в особые полицейские части (обычно отличающиеся особой жестокостью в борьбе с бывшими соратниками/конкурентами), а лидеры группировок становились депутатами и министрами в своих национальных штатах. В принципе, похоже на знакомую нам ситуацию, с той только разницей, что ни один из примирившихся полевых командиров, дон, не стал политиком общеиндийского значения.