Найти в Дзене
О важном — на книжном

Энциклопедия жизни в романе Сомерсета Моэма "Карусель"

Давненько я столько не плакала над книгой. Оруэлл, Коллинз, Мопассан, Стокер своими произведениями вызывали и гнев, и ярость, и умиление, и радость. А вот Моэм играет на таких глубоких странах души, что описать словами вызываемые эмоции мне сложно. Я просто плачу... Слезы эти мне приятны, кажется, что они очищают "окна", через которые душа смотрит на окружающий мир. Извините за такое вступление. Сегодня речь пойдёт о романе Сомерсета Моэма "Карусель". С первых страниц романа я поняла иронию автора, давшего такое название своему произведению. Действительно перед нами проносятся множество разных героев. К кому-то из них мы можем проникнуться симпатий, но следить только за одной сюжетной линей нет возможности, потому что неизбежно в определенные момент этот герой скрывается за поворотом, а на передний план выходит другой или другие. И так они кружатся перед нами, веселятся и плачут, но остановить эту круговерть никому не под силу. Вообще эта книга интересна не столько сюжетными линиями,

Давненько я столько не плакала над книгой. Оруэлл, Коллинз, Мопассан, Стокер своими произведениями вызывали и гнев, и ярость, и умиление, и радость. А вот Моэм играет на таких глубоких странах души, что описать словами вызываемые эмоции мне сложно. Я просто плачу...

Слезы эти мне приятны, кажется, что они очищают "окна", через которые душа смотрит на окружающий мир.

Сомерсет Моэм. Карусель
Сомерсет Моэм. Карусель

Извините за такое вступление. Сегодня речь пойдёт о романе Сомерсета Моэма "Карусель".

С первых страниц романа я поняла иронию автора, давшего такое название своему произведению. Действительно перед нами проносятся множество разных героев. К кому-то из них мы можем проникнуться симпатий, но следить только за одной сюжетной линей нет возможности, потому что неизбежно в определенные момент этот герой скрывается за поворотом, а на передний план выходит другой или другие. И так они кружатся перед нами, веселятся и плачут, но остановить эту круговерть никому не под силу.

Вообще эта книга интересна не столько сюжетными линиями, каждая из которых довольно банальна, а своими художественными образами, аллегориями - просто и понятно представляющими самые сложные понятия. Мне кажется, Моэм вообще силен именно в этом. Я до сих пор в непростых жизненных ситуациях вспоминаю его сравнение жизни с персидским ковром. В этом же романе жизнь он сравнивает с шахматной партией. И тоже, как точно!

Люди считают, что жизнь - это как игра в шахматы: можно попробовать один ход, потом другой, а когда увязнешь в неразберихе, смахиваешь фигуры с доски и начинаешь сначала. Но жизнь - это игра в шахматы, в которой кого-то всегда ждет поражение. По другую сторону стола сидит смерть, и на каждый твой ход у нее найдется ответный, на каждую твою хитроумную схему - такая же своя.

В этом романе Сомерсет Моэм словно пытался собрать вместе все возможные семейные проблемы: здесь и неравные браки, и скучающие неверные жены, и тиранящие детей родители, и холостяки, убежденные в том, что "брак - самое ужасное явление в мире". И единственное, что их объединяет, - они все страдают.

Вот только одних эти страдания убивают, а других - облагораживают.

В этом, возможно, в цивилизованном обществе и состоит естественный отбор. В способности переносить страдания и оставаться при этом человеком.

Сомерсет Моэм. Карусель
Сомерсет Моэм. Карусель

Страдания эти главным образом происходят из-за любви. Любовь в этом романе вообще предстает в таких разных формах, что можно запутаться, растеряться, усомниться в возвышенности этого чувства. Но проблема состоит лишь в подмене понятий. Люди привыкли называть любовью ту привязанность, которую испытывают к другому человеку.

Читая этот роман, я сформулировала для себя один признак, по которому истинную любовь можно отличить от зависимости. Нужно задать вопрос: кому "любящий" больше желает счастья - себе или "любимому" человеку? Своими действиями чьего благополучия он добивается?

Эгоизм, желание удовлетворить свои потребности - заложены в нас на уровне инстинктов. И любовь - это, возможно, единственный способ возвыситься над инстинктами. Не принести себя в жертву, а научиться радоваться счастью другого человека, почувствовать насколько сама эта радость может быть благодатной. Даже если любовь не взаимная. Здесь, с вашего разрешения, приведу строки Аделаиды Герцык:

Не Вы — а я люблю! Не Вы — а я богата…
Для Вас — по-прежнему осталось все,
А для меня — весь мир стал полон аромата,
Запело все и зацвело…
Сомерсет Моэм. Карусель
Сомерсет Моэм. Карусель

Здесь, конечно, все усложняется финансовыми вопросами и общественным мнением.

Общество - это страшное чудовище, которое вроде бы дремлет, так что думаешь, что можно позволить себе любую вольность. Но на самом деле оно все время наблюдает за тобой с тихим коварством, и когда ты меньше всего ожидаешь, протягивает железную руку, чтобы раздавить тебя.

__

Ну вот, я уже написала столько букв, а еще ничего не сказала о романе. Для меня в нем было столько откровений, что я пока и не могу собрать все воедино, обобщить, проанализировать. Это настоящая энциклопедия жизни, которую недостаточно бегло прочитать один раз. К которой стоит возвращаться. И я намерена это делать...

Быть может, мир полон мук и разочарования, быть может, он не дает и десятой части того, что мы просим, быть может, он предлагает ненависть взамен любви, обманутые надежды, страдания, обыденность и Бог знает что еще. Но есть нечто, с лихвой окупающее все остальное, останавливающее вращение карусели в этом жалком спектакле и придающее всему смысл, торжественность и величие, есть нечто, ради чего стоит жить.
-И что же это, черт возьми, такое?
...

На этот раз я откажусь от спойлеров. И не стану приводить ответ. Но он в книге есть. И если вам интересно, то очень рекомендую этот роман.

Мира и добра! Спасибо, что читаете!