Я сегодня расскажу историю про злую интеллигентную тёщу и глуповатого зятя. Эта история из жизни одной моей подруги. Историю эту я наблюдала много лет. Вспомнила сегодня потому, что в преддверии женского дня не стало её мужа, а через три года не стала и её самой так же, в это же время. Оба были еще не в том возрасте, чтобы умирать, но вот так случилось - у него был инфаркт, а она стала сильно пить, потеряв мужа. Это и стало причиной её смерти. И так как и того, и другого уже нет на этом свете, то я буду называть их настоящими именами.
Лена была из интеллигентной семьи, но папу она потеряла давно, еще в детстве. Он у нее был инженером и обслуживал самолёты пассажирской авиации. Мама была завучем в школе. Она была строгая, требовательная, но не смогла удержать Лену от излишеств молодой жизни. И, тем не менее, маму Лена боялась до конца дней своих. Она буквально вылизывала квартиру, готовила изысканные блюда, брала у хорошей соседки красивую посуду, как только мама предупреждала, что едет к ним в гости. А если она приезжала без предупреждения, то это была катастрофа в семье.
Мама жила в пригороде, поэтому приезжала очень редко, но на весь день, и никогда не оставалась ночевать. На время её приезда муж Лены, Володя, уходил из дома под предлогом «на работу». А работал он электриком в ЖЭУ. Лена не работала вообще нигде. Образования она со своей разгульной молодостью не получила, закончив только 9 классов средней школы. Куда-то пыталась устроиться на низкоквалифицированную работу, но нигде больше трёх-четырёх месяцев не задерживалась - уж сильная тяга к алкоголю у неё была. Выпить ей нужно было хоть чуть-чуть, но каждый день. Володя же не пил, ну разве что чуть-чуть, по случаю праздников.
Тёща терпеть не могла своего зятя. Дочь вышла замуж без одобрения матери. Мать хоть и была женщиной интеллигентной, но никак не могла смириться с тем, что дочь с её образом жизни, образованием выпала из семейной обоймы - её никак нельзя было отнести к интеллигенции. Лена пила каждый день по чуть-чуть, материалась так, что любому мужику не под силу, любила гульнуть от мужа. Мать смирилась с выбором дочери, когда у Лены было уже двое детей. Она поняла, что Лена выбрала себе такого мужа, какого она заслуживает. Смирилась… Но зятя она всё равно не любила. И тёща так и продолжала считать, что он простачок, глуповатый, некрасивый, в больших очках с сильным диоптрием, и всё равно не ровня он её дочери, хоть и бешабашной, но выросшей в интеллигентной семье.
Лена ездила к маме раз в неделю - такой порядок был установлен мамой. Так у них было положено. Но раз в месяц они ездили к маме все вместе - Лена, Володя и их дети, двое мальчишек. Лена всегда сидела в зале, смотрела телевизор или играла с детьми. У мамы она не обедала почему-то, только чай пила. А Володя не прочь был хорошенько поесть. Тёща его угощала всегда. И всегда теми продуктами, которые было жалко выбросить, а самой уже опасно было есть. Так, скажем, доедал и подъедал Володя продукты, которые давно залежались в холодильнике… Нет, не испорченные, но уже несвежие - трёхдневный суп, позавчерашний подсохший хлеб, засохшие и побелевшие шоколадные конфеты, раскрошенное печенье. А тёща, женщина интеллигентная и привыкшая правильно и красиво жить, красиво одеваться и есть из красивой посуды, зятю еду на стол подавала в металлической миске, и на первое-второе подавала только одну ложку. Вилку не предлагала, салфетки не ставила.
А зять ел с большим аппетитом просроченные продукты, нахваливал и причмокивал. И так ему было вкусно! Всегда всё съедал, супчик до капельки допивая через край, а после второго блюда тарелку вымакивал и вытирал кусочком хлеба. И подавала тёща всегда много, сколько осталось. В общем, через край тарелки. Знала, что Володя всё равно всё съест. И всегда, вставая из-за стола, он говорил: «Спасибо, было очень вкусно!», и мыл после себя посуду. У тёщи в семье это не принято было - говорить «спасибо», и, уж тем более, мыть после себя посуду.
Тещу раздражало, что зять не ел, а жрал - много, неаккуратно, но очень аппетитно. Но было выгоднее продукты скармливать Володе, чем выбрасывать за ненадобностью. И тёща каждый раз к приезду к их приезду подкапливала продукты и даже как-то привыкла и к зятю, и к его прожорливости. И однажды, когда она ему вылила остатки борща, потерявшего цвет от подогревания, не предложив даже сметаны к борщу, Володя, как обычно, съел всё, что было, встал из-за стола, вытер рукой губы и сказал: «Спасибо, было очень вкусно! Никогда такого вкусного борща не ел! Мама не готовила так много и так вкусно. Нас в семье было девять детей, отец пил и умер, а мы остались на руках у матери мал-мала меньше. Мама работала на двух работах и мы ели то, что найдём в доме - сухую крупу, лапшу или размешаем муку с водой и на горячей печке без сковороды напечём лепёшек. Вы всё так вкусно готовите и так много накладываете! Даже Лена так не может вкусно готовить».
И тёща вдруг заплакала и ушла из кухни. Володя напугался, подумав, что чем-то обидел эту гордую и сильную женщину. Он стал извиняться, утешать её и гладить по плечу. А тёща плакала. Володя позвал жену и говорит: «Я чем-то обидел твою маму. Она плачет! Не понимаю, что случилось, и что я ей такого сказал?». Лена поговорила с мамой и сказала Володе, что всё нормально. Просто мама вспомнила свою молодость и своего мужа.
Володя так никогда и не узнал, почему тогда плакала теща. Но после этого у неё супы и вторые блюда стали еще вкуснее и красивее. И она почему-то выбросила металлическую миску, из которой он всё время ел и суп, и вторые блюда. А ему стали подавать первое и второе в разных красивых тарелках. Но если так делают, значит так и надо. Тёща лучше знает, как надо правильно.
Но прожив с Леной более 20 лет, Володя так и не смог сблизиться с тёщей, а тёща так и не смогла разрушить границ между своим интеллигентным воспитанием и воспитанием простого работяги. Она его жалела, принимала, но полюбить так и не смогла. Как и он - благодарен был ей за внимание и терпеливое отношение к нему, но уходил из дома, когда она приезжала. Всё-таки душа у тёщи была добрая, а характер противный. И все это понимали. И терпели. И спокойно относились к этому, избегая возможных провокаций и конфликтов со стороны тёщеньки. А когда мы понимаем, что можно и нужно было иначе относиться друг к другу, то будет поздно. Как в этой семье… Потому что нет Лены, нет Володи. А мама еще жива…. Плачет… и так вот и живёт…