- — Вы — вор, наглый обманщик, лжец и низкий, грязный соблазнитель! — А вы — дурак, Кэплен. У вас очень солидный вид и только... Вы не желаете взглянуть реальной правде в глаза. Выдумали себе какой-то дурацкий рай, в котором и обретались, а теперь, выбравшись оттуда благодаря потраченным за целый вечер усилиям — и, заметьте, вы сами этого захотели, — теперь строите дурацкий ад, в котором отныне намереваетесь пребывать!
- Вот и вопрос теперь возникает - не будите что или кого ? Какую-то "правду", которой до конца никто не знает , не понимает и представляет каждый по-своему или всё-таки энтузиаста, исследователя, копателя этой никому не нужной правды ?
Фильм вышел в 1972 году . Оказывается он считается сериалом. Да-да - целых три серии ! Но он смотрелся на одном дыхании , как один большой спектакль. Но это всё-таки кино. И главный плюс - минимальными средствами создан шедевр ...и на долгие годы вперёд. А вот утверждать, что так уже не снимают, я бы не стал. Огромное количество фильмов выдавал Советский Союз - сотни в год. Но в сфере внимания остаётся малая часть , а в итоге, с сегодняшней точки зрения, возникает иллюзия, что тогда шедевры штамповали и выбрасывали пачками на зрителя.
Главный персонаж конечно Басов . Прежде всего, как мощный режиссёр. И как же прекрасно играют у него артисты ! Все . И уже признанные мастера и мало кому известные Александр Дик и Елена Валаева...я их не видел больше ни в одном кино.
Занятный персонаж - писательница Мокридж (Нифонтова) - лицемерно заявляет, что очень хотела бы стать частью их прекрасной , доброй компании. Они говорят, что она сплетница и с ней надо поосторожней в выражениях, а то напишет что-нибудь неподобающие. И она написала. То ли всю правду о них вложила, то ли нафантазировала , глядя на тёплую компанию. Но именно с помощью этой героини , без которой можно было обойтись, сюжет приобретает ещё и таинственность , дополнительную интригу. Итак, это фильм о том, что правда не всегда полезна, а иногда и опасна. Но есть нюанс ! К нему мы вернёмся позже...
Итак, Ипполит...ах, да - Роберт ! Но не из этого ли Роберта вышел гораздо более знаменитый и популярный герой "Иронии судьбы" ? Что если Рязанов именно в этой постановке Басова разглядел печального , упрямого Ипполита для своей комедии. Роберт начинает задавать вопросы ! Что-то вызвало его подозрения и давай он всех пытать самым решительным и нудным образом. В результате , как мы знаем по сюжету, Роберт, даже не подозревающий , какие змеи клубятся вокруг него под видом милейших людей , застрелился. По нелепой случайности и странному повороту в ходе обычного разговора , у него открываются глаза на всех тех близких людей, кому он раньше доверял и кого любил…но он и сам хорош. Этот любитель правды любил ещё и Бетти ,и не скрывал этого . И хотя не было близости, но жену-то он этим унижал.
Впрочем Фреда и Роберт не любили друг друга .Фреда любила Мартина и изменяла с ним мужу, и вообще с трудом терпела Роберта , мужа-робота, бесчувственного, самовлюблённого и не видевшего дальше своего носа. Мартин это брат Роберта, которого случайно застрелила Олуэн ... На "расследовании" Робертом этого убийства всё и выплыло наружу. Например , ещё и то, что Гордон мало интересовался Бетти , зато явно Мартином.
Но полный шок Роберт- ЧестнаяСкала испытал, когда узнал, что Бетти - его чистый и нежный идеал - всего лишь банальная любовница их управляющего Чарли Стэнтона, который ещё и поворовывал у фирмы - Бетти любила подарки, на зарплату не разгуляешься...Всё началось со шкатулки-сигаретницы ! Фреда в общем-то проболталась - ляпнула, что была у Мартина . Эта шкатулка и стала ОПАСНЫМ ПОВОРОТОМ - лицо Роберта при этом ещё посерьёзнело, хотя куда больше-то...Символическая мелочь - шкатулка - стала смертельным поворотом событий. В фильме есть и другие символы помельче - например парики. Все дамы в париках, в символических масках ... браво Басов !
Единственным приличным человеком выглядит Олуэн, безнадёжно влюблённая в Роберта. Но ведь это именно она как бы невзначай дала понять Роберту, что с Фредой не так всё просто, что шкатулочка-то у Мартина была ... так по-женски и начала открывать глаза зачумлённому Роберту, и это не считая исполненного ею убийства Мартина, хотя и явно случайного. Великолепен Стэнтон , он разводил весь змеюшник на деньги, развлекался с молодой симпатичной дамой , всё знал про всех ...но, как кто-то сказал из героев - Стэнтон проживёт без фирмы, а фирма без него нет. Главный символ конечно же название пьесы ,звучащей по радио - "Не будите спящую собаку" . И тут мы подходим к тому самому нюансу, о котором я писал вначале. Да, понятно - не будите правду, не начинайте копаться, дразнить - будете искусаны, возможно до собственной гибели. А нюанс в том, что все всё знали. И только гордый Роберт пребывал один на вершине честности ...и глупости. Вот его-то и разбудили. Не Герцен конечно, но на локальном уровне наворотил прилично. Фильм-то о нём. О Роберте. О его гордыне и душевной слепоте...и том , что лучше не трогать его, а то запах будет удушливым.
Итог подводит шикарный диалог между "честным" и "наивным " , но достаточно глупым Робертом и циником Стэнтоном:
— Вы — вор, наглый обманщик, лжец и низкий, грязный соблазнитель! — А вы — дурак, Кэплен. У вас очень солидный вид и только... Вы не желаете взглянуть реальной правде в глаза. Выдумали себе какой-то дурацкий рай, в котором и обретались, а теперь, выбравшись оттуда благодаря потраченным за целый вечер усилиям — и, заметьте, вы сами этого захотели, — теперь строите дурацкий ад, в котором отныне намереваетесь пребывать!
Вот и вопрос теперь возникает - не будите что или кого ? Какую-то "правду", которой до конца никто не знает , не понимает и представляет каждый по-своему или всё-таки энтузиаста, исследователя, копателя этой никому не нужной правды ?
Если понравилось - подписывайтесь, ставьте лайки - вместе веселее !