Цветные карандаши-прекрасный инструмент. Они доступны каждому и являются отличным средством перехода от черно-белого рисунка к цвету. Но они, возможно, также являются наиболее часто используемым или недостаточно используемым средством. Считайте этот урок ускоренным курсом по технике цветного карандаша – практическим руководством по использованию цветного карандаша. В этом уроке рассматриваются простые, но эффективные методы создания пометок и смешивания, которые вы можете использовать в своей работе цветным карандашом. Мы также поговорим о таких важных переменных, как давление, угол наклона карандаша и острота точки. Мы рассмотрим, как эти аспекты влияют на результат. Я рад поделиться с вами множеством полезных советов!
Некоторые из методов, такие как наслоение или полировка, являются фундаментальными. Неудивительно, что вы можете найти их практически в любой статье о рисовании цветными карандашами. Другие варианты, такие как тиснение или создание белого нижнего слоя, менее известны.
Широкий спектр методов и стилей создания меток предоставляет больше возможностей для выбора. Теоретические знания можно умножить на опыт, предоставив вам дополнительные способы достижения желаемого эффекта. Большая творческая свобода приходит в качестве бонуса!
Во-первых, у нас будет введение, которое предшествует пошаговому проекту рисования. Нашей темой будет сочный мандарин. В практической части мы применим наши знания, чтобы создать убедительную иллюзию объема и почти осязаемых текстур.
Цветные карандаши, используемые в этом уроке
Этот проект посвящен цветным карандашам. Пожалуйста, используйте любые карандаши, которые вам нравятся или которые у вас есть. У меня полихромос Faber-Castell на масляной основе. (Вы найдете образцы на изображении ниже.)
Нам также понадобится белый карандаш. Мой выбор пал на China White из набора Derwent Drawing , т.к. создает плотное, прочное покрытие за один раз.
Поскольку мы будем обсуждать тиснение, полезно иметь инструмент, который позволяет делать отступы на бумаге. На рынке доступны различные готовые инструменты для тиснения. Моя сделана вручную – из проволоки и куска дерева.
Если у вас нет инструмента для тиснения, не стесняйтесь использовать что-нибудь, что его имитирует. Ручка с пустым стержнем или тонкая игла могут стать хорошей заменой.
Я буду рисовать на листе обычной чертежной бумаги формата А4. Его поверхность не совсем гладкая и имеет тонкую текстуру. Этот умеренный зуб поможет пигменту, содержащемуся в цветных карандашах, прилипнуть к бумаге.
Выбирайте бумагу с умом – это влияет на результат так же сильно, как ваши навыки рисования или качество ваших цветных карандашей. Например, грубая бумага затрудняет добавление деталей и создание ровного, гладкого покрытия, но позволяет использовать больше слоев.
Мы начнем с прорисовки, поэтому держите под рукой обычный графитовый карандаш HB и ластик.
Теория
Прежде чем погрузиться в творческий процесс, давайте освежим наши знания по рисованию цветными карандашами. Характер меток и качество слоя являются одними из аспектов, определяющих результат, но давайте копнем еще глубже.
Давление
Одной из важных переменных является давление. Это относится к усилию, которое мы прикладываем к бумаге нашим карандашом. Давление влияет на значение и интенсивность цвета.
Можно выделить три основных уровня давления: легкое, среднее и сильное. Однако, если вы попробуете нажимать сильнее или слабее во время рисования, вы обнаружите, что существует гораздо больше переходных уровней. Шкала давления может быть легко расширена до пяти и более ступеней.
Принято считать, что лучше всего начать с малого. Этот принцип действителен для нескольких первых слоев цвета. Если вы нажмете слишком сильно с самого начала, это может привести к повреждению бумаги. В результате поверхность будет испорчена.
С каждым последующим слоем цвета вам нужно будет прикладывать больше усилий, чтобы пигмент прилипал к бумаге. Таким образом, вы естественным образом измените уровень давления с легкого на средний или выше среднего.
Расслоение
Применение сильного давления — не единственный способ получить плотное прочное покрытие. (На изображении ниже вы найдете доказательство.) Все три образца были нарисованы со средним давлением, но количество слоев различается.
Чем больше новых штрихов вы добавите поверх существующих, тем меньше пятен нетронутой бумаги вы увидите. Поэтому, если вам интересно, почему ваша работа выглядит зернистой, это может быть признаком того, что нужно нанести больше пигмента.
Вы можете накладывать разные цвета для создания интересных эффектов. Слои, нанесённые цветными карандашами, несколько полупрозрачны, поэтому наслоение позволяет смешивать и смешивать.
Даже если у вас нет большого набора карандашей, вы можете смешать нужный цвет, просто наслаивая его. Однако порядок, в котором вы наносите цвета, имеет значение.
На изображении ниже вы найдете два результата наложения слоев. В обоих случаях нарисовано два слоя с сильным нажимом, но последовательность нанесения цвета разная. Исходя из опыта, основной цвет является доминирующим.
Угол карандаша во время рисования
То, как вы держите карандаш, тоже имеет значение. Если карандаш расположить под острым углом к бумаге, отметки будут сделаны его стержнем.
Этот стиль рисования делает текстуру бумаги более заметной — она будет видна сквозь карандашные слои. Тело грифеля имеет большую площадь окраски, поэтому метки будут достаточно широкими.
Если ваш карандаш касается бумаги только кончиком и угол ближе к 90°, вы получите более четкие штрихи. В результате покрытие получится более гладким с более мягкими переходами — даже если ваш карандаш не идеально острый, как в моем примере.
Острота карандаша
Очевидно, что карандаш с острым концом производит тонкие линии. Поэтому, если ваша цель — создать мелкие детали, не забудьте наточить карандаши! Сочетайте острие с легким нажимом и правильным положением рук, и вы получите тонкие, как волосы, линии.
На начальных этапах рисования острая заточка тоже может быть преимуществом. Острый карандаш может эффективнее и качественнее закрашивать зуб бумаги (бугристость / неровность поверхности бумаги), чем тупой. Однако для покрытия большой площади может потребоваться немного больше времени, чем для тупого грифеля.
Кроме того, если ваш карандаш затупился, скорее всего, вы будете нажимать все сильнее и сильнее, чтобы покрыть все эти маленькие участки бумаги, просвечивающиеся сквозь него. Это может быть весьма вредным для зуба вашей бумаги.
На изображении ниже вы найдете импровизированную градацию от заточенного кончика карандаша до относительно тупого кончика.
Я бы сказал, что каждый художник должен найти свой предпочтительный и удобный уровень резкости. Например, я пришел к выводу, что резкость 80-90% приемлема в большинстве случаев. Хорошо иметь под рукой наждачную бумагу. Это позволяет мягко затачивать карандаш, когда это необходимо.
Рисование цветными карандашами
Цветные карандаши могут создавать различные отметки. Организовать их в единую систему может оказаться непростой задачей.
Если вы прочитаете десяток статей на эту тему, вы не найдете двух совершенно одинаковых классификаций. Обычно они имеют всего несколько общих терминов. Также нет ничего необычного в том, что техника создания меток названа или описана по-другому. Если какой-то метод рисования не имеет официального названия, он получает придуманное — художники часто придумывают свои названия.
Я считаю, что легче разделить методы создания меток на три категории: Штрихи (направленные линии), круговые метки и творческие метки.
Как следует из названия, направленные линии текут в одном направлении. Он может быть вертикальным, горизонтальным или диагональным. Сходство создает целостность.
В этой категории можно выделить две группы: штриховка и, как я их называю, штриховка или мягкие штрихи. С визуальной точки зрения эти группы можно рассматривать как крайние примеры одной и той же техники.
Штриховка представляет собой серию меток. Обычно они имеют одинаковое направление и характер. Люки могут быть прямыми или изогнутыми. Каждая линия хорошо видна. Чтобы создать штриховку, карандаш следует отрывать от бумаги после каждой отметки, а затем снова класть вниз, чтобы создать новую.
Слои штриховки, нанесенные друг на друга, создают перекрестную штриховку. Каждый слой обычно имеет определенное направление. В совокупности они демонстрируют сетчатый эффект.
Штриховка может придать рисунку более схематичный и стилизованный вид.
Затенение немного отличается, потому что карандаш движется вперед и назад, не покидая поверхности бумаги. Есть поворотные моменты, когда карандаш меняет направление. Такое движение позволяет создать более плавный, цельный вид. Покрытие имеет мягкий переход между линиями.
Многослойное затенение, где каждый последующий слой имеет другое направление линий, обычно выглядит более плавным.
Если метки расположены близко друг к другу и между ними нет промежутков, затенение будет идеально бесшовным. Рисование острым кончиком карандаша усиливает этот эффект.
Вторая категория - круговые. Эта техника включает в себя рисование маленьких кругов, которые перекрывают друг друга, обычно при легком нажатии. Движение напоминает непрерывную каракулю, но следы плотные и равномерные. Чтобы создать гладкое покрытие, убедитесь, что двигаются только ваши пальцы, а не запястье.
Круговое движение позволяет легко получить ровную основу с постепенным переходом между цветами и оттенками. Работа с острым карандашом при легком нажатии усиливает этот эффект.
Большие промежутки между метками и повышенное давление придадут вашему образцу более стилизованный, текстурированный вид. Изображение ниже иллюстрирует разницу в пространстве между кругами, образующими образец.
Третья категория — творческие знаки. В моем видении это пунктир, случайные каракули и зигзагообразные линии, различные узоры и прочие всевозможные знаки. Небо это предел.
Так что, если ваша цель — создать текстуру или какие-то специальные эффекты, не стесняйтесь рисовать любым удобным для вас способом.
Практика
Теперь, когда мы рассмотрели некоторые основы, давайте погрузимся в практическое применение и создадим рисунок, используя эти методы.
Эскиз мандарина
Я начинаю с подрисовки графитным карандашом.
У моего фрукта необычная форма – верхняя часть немного вытянута. Я еще добавляю пару листьев. Они представляют хорошую разницу с точки зрения текстуры. Поверхность мандарина шероховатая и бугристая, а листья гладкие.
Я настоятельно рекомендую создать быстрый набросок, прежде чем приступать к аппликации цветными карандашами. Объект освещается сверху или свет идет откуда-то сбоку? Предварительный набросок позволяет заранее отметить светлые и темные участки, чтобы позже вы могли сосредоточиться на технике, цветах и текстурах.
Хорошей идеей может быть смягчение графитовых следов ластиком. Избыток графита может загрязнить аппликации цветных карандашей.
Чтобы сделать следующие инструкции более наглядными, я разработал обозначения. Каждый символ имеет значение. Некоторые указывают уровень давления, которое я применяю к карандашу. Другие означают методы нанесения меток. Вы найдете легенду на изображении ниже.
Обратите внимание, что техника направленных линий будет представлена в основном как непрерывная равномерная штриховка, а не штриховка. Акцент здесь на направленности, параллельности линий.
Тиснение и создание белого подслоя
Некоторые произведения искусства требуют, чтобы определенная область оставалась нетронутой. Это может быть светлая зона или просто мелкие детали вроде волосков или прожилок. Одним из способов сохранить первозданный вид является тиснение. Этот метод также может быть применен к области, которая уже покрыта пигментом.
Тиснение означает надавливание на бумагу заостренным инструментом, создавая углубления. Доступ к вдавленным участкам кончиком карандаша довольно затруднен, поэтому они останутся нетронутыми.
Рельефные метки могут быть любой длины. Можно даже имитировать штриховку.
Еще один способ сохранить светлоту зоны — покрыть ее белым перед нанесением любых других цветов. В этом случае мягкие кремообразные карандаши работают лучше, чем сухие мелообразные.
Еще одним преимуществом белой подложки является то, что вы можете удалить верхний слой пигмента с помощью ластика и восстановить белизну. На изображении ниже вы найдете иллюстрацию этого эффекта.
Чтобы сделать левую часть образца, я сначала нанес китайский белый, а затем добавил темный кадмий оранжевый. Правая половина была создана путем нанесения темного оранжевого кадмия непосредственно на бумагу. Затем настала очередь карандашного ластика — я стерла две линии с обеих сторон образца. Как видите, белая подложка позволила полностью восстановить белый цвет.
Я собираюсь создать блик в верхней части нашего фрукта, используя как тиснение, так и белый подслой.
Начнем с инструмента для тиснения. Я работаю с короткими изогнутыми метками, нажимая достаточно сильно, чтобы создать впадины. Углубления имитируют текстуру мандарина. На изображении ниже вы найдете стилизованную схему моих оценок.
Место, где я применил инструмент для тиснения, очень сложно заметить, поэтому я выделил его оранжевым цветом.
Затем я добавляю немного китайского белого в светлую зону, частично поверх углублений. Как показывают символы, я работаю в технике кружения при легком надавливании.
Белый нижний слой позже создаст приятную вариацию цвета и текстуры. Рельефные отметки останутся белыми, так как бумага и штрихи белым карандашом повлияют на цвет последующих слоев.
Создание первого слоя цвета
Я наношу светло-желтый хром на область вокруг блика. Я также добавляю этот оттенок по бокам мандарина.
Оставшаяся форма покрыта ровным слоем оранжевого кадмия. Эти два цвета могут перекрывать друг друга, образуя бесшовное покрытие.
Цель состоит в том, чтобы создать иллюзию грубой, неровной текстуры нашего фрукта, поэтому я выбрал технику кружения. Я держу легкое давление. Поверхность бумаги не должна изнашиваться слишком быстро.
Я также покрываю лист перманентным зеленым цветом, работая в растушевке. Метки повторяют направление листа. Характер и мягкость следов помогут создать иллюзию гладкой текстуры.
Расслоение
С помощью Dark Cadmium Orange я увеличиваю плотность цветного покрытия. Пятнышки белой бумаги постепенно исчезают. Давление еще слабое. Нижняя часть мандарина получает дополнительный слой штрихов. Как видите, техника кружения создает текстурный эффект.
Я добавляю к листьям перманентную зеленую оливку, нанося больше пигмента на более темные участки. Манера рисования по-прежнему мягкая и направленная.
Рисую прожилки листьев. На этом этапе не стесняйтесь немного увеличить давление. После того, как прожилки станут видны, я их выдавливаю. Эти детали останутся четкими, независимо от того, сколько слоев цвета будет добавлено на следующих шагах.
Я добавляю Middle Cadmium Red в тень сердцевины фрукта, придавая нашему мандарину больше объема. Я также наношу его на участки под листом и возле стебля. Этот красный цвет подчеркивает изменение цветовой температуры, делая изображение более реалистичным.
Теперь мне нужно увеличить давление, потому что на бумаге уже есть несколько слоев пигмента. Однако изменение незначительное.
Я также добавляю Middle Cadmium Red в более темные участки листьев. Наложенные друг на друга контрастные цвета создают глубокий, приглушенный и реалистичный оттенок.
Полировка – первая фаза
С темным желтым кадмием и оранжевым кадмием я еще больше увеличиваю плотность цвета. Пришло время сгладить существующие приложения и избавиться от ненужных белых пятен. Также рекомендуется уменьшить зону подсветки.
Сейчас давление от среднего до выше среднего. У нас уже есть приличное количество пигмента на бумаге, и мы можем перенести пигмент локально, с одного участка на другой, кончиком карандаша.
Можно сказать, что мы больше не наслаиваем аппликации — мы начали полировать нашу работу.
Полировка технически представляет собой метод смешивания, но он отличается от простого наложения цветов. Полировка означает создание сплошной области пигмента, через которую не просвечивает бумажная текстура. С помощью этого метода вы можете добавить полированности своему произведению, чтобы оно напоминало картину.
Этот эффект достигается нанесением карандаша, обычно светлого цвета, поверх существующих слоев под сильным нажимом. Технически, вы можете использовать карандаш какого-нибудь яркого или темного цвета для полировки.
Эффект полировки могут создать и другие популярные инструменты — например, бесцветный блендер или различные растворители для краски.
Чтобы отполировать область, замечательными вариантами являются как направленные линии (непрерывные, растушевывающие), так и круговые. Карандаш может быть немного тусклым. Когда применяется сильное давление, легче сломать хрупкую тонкую точку.
Обычно рекомендуется рассматривать полировку как верхний слой, который вы добавляете к своей работе. Этот совет правомерен, учитывая, что воронение предполагает повышенный уровень давления. Может случиться так, что ваша поверхность для рисования не сможет позже принять еще один слой пигмента.
Однако каждый случай уникален. Можно выполнить два или три раунда полировки, не повреждая бумагу. Попробуйте прочувствовать свои материалы и поэкспериментировать.
Дополнительная работа над значениями и текстурами
Плод все еще выглядит немного плоским. С помощью Raw Umber я углубляю основную тень в нижней части мандарина. Работаю в технике круговой на среднем давлении. Нанесите столько слоев, сколько вам нужно, чтобы получить красивую сплошную основную тень.
Также можно оставить несколько точек здесь и там, чтобы передать текстуру.
С помощью Middle Cadmium Red я добавляю точки и маленькие круги, чтобы показать шероховатость поверхности фрукта. Давление варьируется от выше среднего до тяжелого. Держите кончик карандаша достаточно острым при работе с деталями!
Я покрываю листья перманентным зеленым, используя направляющие линии. Я добавляю несколько зеленых точек в нижнюю часть мандарина, чтобы добиться интересного эффекта смешения контрастных цветов.
Перманентной зеленой оливкой я работаю над областями между жилками листьев. Штрихи по-прежнему повторяют направление листа. Я делаю их гладкими и мягкими.
Я также добавляю этот оттенок в отбрасываемую тень на кожуру, под лист. Это тонкое дополнение не только указывает на близость зеленого объекта, но и углубляет тень.
Затем я наношу Middle Cadmium Red поверх более темных участков листьев. Цвет становится богаче и сложнее.
Окончательное полирование
Художественное произведение почти готово. С помощью China White я полирую верхнюю часть мандарина и его листья. Я сосредотачиваюсь на областях с нежелательными пятнышками белой бумаги. Тем не менее, видимость зуба усиливает текстурный эффект, поэтому лучше оставить некоторые области.
В нижней части рисунка я наношу белый карандаш только точечно. Точки и короткие штрихи помогают передать фактуру.
В качестве последнего шага я создаю тень под фруктом. Я начинаю с Raw Umber , затем применяю Permanent Green Olive . Средний кадмий красный действует как верхний слой. Я сохраняю давление от светлого (на внешнем краю тени) до среднего (прямо под объектом). Повторите эту последовательность или добавьте любой цвет, который вы считаете подходящим.
Заключение
Поздравляем — у нас получилась красивая работа! Я надеюсь, что вам понравился каждый шаг этого практического руководства.
Желаю вам много творческого веселья с вашими будущими рисунками цветными карандашами!
_____________________
Автор: Eugenia Hauss
Перевод: «Учусь Рисовать»
Подписывайтесь на наш ДЗЕН канал
Наш Telegram канал с книгами по рисованию
#рисуем цветными карандашами #урок рисования