Английский стиль в ландшафтном дизайне – революционный ответ на строгость и филигранность садов Версаля 16-17 веков. В британской версии не человек управляет природой, а скорее наоборот: природа сама подсказывает, как лучше и правильнее. Нужно лишь к ней прислушаться.
Первые неформальные сады открылись в центральной Англии в начале 18 века. Они отличались поэтичными пейзажами, плавной структурой и нежной палитрой. Авторами нового стиля стали художник-архитектор Уильям Кент и королевский садовник Чарльз Бриджмен.
К концу 18 века английский пейзажный стиль быстро распространился по всей Европе, включая и Россию. Екатерина II была в восторге от природной красоты ландшафта, округлых форм, живописных водоемов и пестрых цветников. В результате элементы английского садового стиля вобрали в себя знаменитые парки Гатчины,
Павловска
Царского села
Царицына
Не обошла мода на создание английского парка и усадьбу Братцево.
По своей философии и эстетике английский сад близок скорее не к дикой природе, а к пасторальной живописи. Задача садовника – воссоздать роскошный идиллический пейзаж, достойный полотен классика или коллекционных открыток.
Именно так и изображал парк усадьбы Братцево художник Александр Кузнецов в начале 19 века.
Надо сказать честно - Братцевский парк давно уже подзаброшен. И увидеть в зарослях кустов и неухоженных деревьях какую-то там "английскую задумку" сложно. И всё же парк полностью соответствует требованиям именно этого стиля.
Здесь есть всё: и в глубокой перспективе открывающиеся дорожки и аллеи,
и обязательная беседка-храм ротонда на краю обрыва
и глубокий ров с мостом через него, словно показывающий границу владений...
Английский парк был фоном для традиционных загородных усадьб 18-19 веков. Атмосфера в нём располагала к длительным неспешным прогулкам, приятной беседе, раздумьям и созерцанию природы. Парк должен был производить впечатление аристократизма, слегка вышедшего за рамки, но не потерявшего благородства и утонченности. Он требовал ничуть не меньше, а может даже и больше, знаний, усилий, вкуса и искусства, чем классический регулярный парк. Как оказалось, имитация естественной природы, так, чтобы она выглядела особенно живописно, – дело очень хлопотное.
В таких парках нет фонтанов. Их удалили. А тишину парка мог нарушать только естественный и умиротворяющий тихий шепот воды в пруду, небольшой речушке, или веселом, говорливом ручейке…
Ну, например, как река Сходня, протекающая в Братцево рядом с Марфиным оврагом. К сожалению каскадные пруды, зарисованные Александром Кузнецовым, мы с вами никогда не увидим - их засыпали, когда строили МКАД. Но ведь можно и немного пофантазировать стоя на площадке у большого дома, глядя на красивейшую панораму и сегодня открывающуюся нашим взорам.
Кто был архитектором парка в усадьбе Братцево, купленной по случаю графом Александром Сергеевичем Строгановым для своей бывшей жены, мы вряд ли когда узнаем. Так же как и найденные чертежи дома они не имеют авторской подписи. А жаль... Ведь и сегодня английские сады не теряют актуальности – они вне времени и моды.
Здесь совсем не важно, в каком направлении идти и какой маршрут выбирать, по сути , выбирать здесь и не получится в принципе. Просто иди, отдавшись на волю собственным чувствам… Природа умиротворяет, позволяет думать и разбираться в себе и своих чувствах. Порой может показаться, что не находишься рядом с одним из самых многочисленных мегаполисов, а потерялся где-то далеко-далеко, в сельской глуши…
В Братцевском парке, как и во всех других пейзажных парках, присутствует много разных деревьев: такое многообразие обеспечивало требуемую живописность видов с разных точек обзора в любое время года. При этом предполагалось, что определенные деревья должны были вызывать соответствующие чувства и эмоции: дубы – напоминали о вечности, ели – навевали мистическое настроение, создавали атмосферу некой сказочности, плакучие ивы – печаль, а березы считались радостными и веселыми… Не потому ли так меняется настроение, когда здесь гуляешь?
Соглашаясь с основными теоретическими положениями В. Чемберса и К. Гиршфельда, ландшафтный архитектор 18 века Н.А. Львов доказывал, что они не могут быть полностью применимы в России, где природа и народные традиции резко отличаются от западноевропейских. В этом его взгляды совпадают с высказываниями известного садовода и популяризатора идеи «натурального сада» А.Т. Болотова, который писал в1786 году, что "нам нужны сады не английские, не французские, а наши собственные".
Парк Братцевкой усадьбы прекрасно доказал главную идею английского пейзажного парка: красота природы получает особую ценность во многом благодаря тем чувствам, эмоциям и переживаниям, которые она пробуждает в душе человека… А мы и через 250 лет имеем редкую возможность не только прогуляться здесь, но и оценить мастерство его безымянного создателя.