Найти тему

Братцево. Пейзажный парк в английском стиле

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Английский стиль в ландшафтном дизайне – революционный ответ на строгость и филигранность садов Версаля 16-17 веков. В британской версии не человек управляет природой, а скорее наоборот: природа сама подсказывает, как лучше и правильнее. Нужно лишь к ней прислушаться.

Первые неформальные сады открылись в центральной Англии в начале 18 века. Они отличались поэтичными пейзажами, плавной структурой и нежной палитрой. Авторами нового стиля стали художник-архитектор Уильям Кент и королевский садовник Чарльз Бриджмен.

Чарльз Бриджмен.
Чарльз Бриджмен.

К концу 18 века английский пейзажный стиль быстро распространился по всей Европе, включая и Россию. Екатерина II была в восторге от природной красоты ландшафта, округлых форм, живописных водоемов и пестрых цветников. В результате элементы английского садового стиля вобрали в себя знаменитые парки Гатчины,

Павловска

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Царского села

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Царицына

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Не обошла мода на создание английского парка и усадьбу Братцево.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

По своей философии и эстетике английский сад близок скорее не к дикой природе, а к пасторальной живописи. Задача садовника – воссоздать роскошный идиллический пейзаж, достойный полотен классика или коллекционных открыток.

А. Кузнецов Братцево .Dид на храм Екатерины II.
А. Кузнецов Братцево .Dид на храм Екатерины II.

Именно так и изображал парк усадьбы Братцево художник Александр Кузнецов в начале 19 века.

А. Кузнецов. Братцево. Вид на мельницу
А. Кузнецов. Братцево. Вид на мельницу

Надо сказать честно - Братцевский парк давно уже подзаброшен. И увидеть в зарослях кустов и неухоженных деревьях какую-то там "английскую задумку" сложно. И всё же парк полностью соответствует требованиям именно этого стиля.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Здесь есть всё: и в глубокой перспективе открывающиеся дорожки и аллеи,

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

и обязательная беседка-храм ротонда на краю обрыва

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

и глубокий ров с мостом через него, словно показывающий границу владений...

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Английский парк был фоном для традиционных загородных усадьб 18-19 веков. Атмосфера в нём располагала к длительным неспешным прогулкам, приятной беседе, раздумьям и созерцанию природы. Парк должен был производить впечатление аристократизма, слегка вышедшего за рамки, но не потерявшего благородства и утонченности. Он требовал ничуть не меньше, а может даже и больше, знаний, усилий, вкуса и искусства, чем классический регулярный парк. Как оказалось, имитация естественной природы, так, чтобы она выглядела особенно живописно, – дело очень хлопотное.

В таких парках нет фонтанов. Их удалили. А тишину парка мог нарушать только естественный и умиротворяющий тихий шепот воды в пруду, небольшой речушке, или веселом, говорливом ручейке…

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Ну, например, как река Сходня, протекающая в Братцево рядом с Марфиным оврагом. К сожалению каскадные пруды, зарисованные Александром Кузнецовым, мы с вами никогда не увидим - их засыпали, когда строили МКАД. Но ведь можно и немного пофантазировать стоя на площадке у большого дома, глядя на красивейшую панораму и сегодня открывающуюся нашим взорам.

Кто был архитектором парка в усадьбе Братцево, купленной по случаю графом Александром Сергеевичем Строгановым для своей бывшей жены, мы вряд ли когда узнаем. Так же как и найденные чертежи дома они не имеют авторской подписи. А жаль... Ведь и сегодня английские сады не теряют актуальности – они вне времени и моды.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Здесь совсем не важно, в каком направлении идти и какой маршрут выбирать, по сути , выбирать здесь и не получится в принципе. Просто иди, отдавшись на волю собственным чувствам… Природа умиротворяет, позволяет думать и разбираться в себе и своих чувствах. Порой может показаться, что не находишься рядом с одним из самых многочисленных мегаполисов, а потерялся где-то далеко-далеко, в сельской глуши…

В Братцевском парке, как и во всех других пейзажных парках, присутствует много разных деревьев: такое многообразие обеспечивало требуемую живописность видов с разных точек обзора в любое время года. При этом предполагалось, что определенные деревья должны были вызывать соответствующие чувства и эмоции: дубы – напоминали о вечности, ели – навевали мистическое настроение, создавали атмосферу некой сказочности, плакучие ивы – печаль, а березы считались радостными и веселыми… Не потому ли так меняется настроение, когда здесь гуляешь?

Соглашаясь с основными теоретическими положениями В. Чемберса и К. Гиршфельда, ландшафтный архитектор 18 века Н.А. Львов доказывал, что они не могут быть полностью применимы в России, где природа и народные традиции резко отличаются от западноевропейских. В этом его взгляды совпадают с высказываниями известного садовода и популяризатора идеи «натурального сада» А.Т. Болотова, который писал в1786 году, что "нам нужны сады не английские, не французские, а наши собственные".

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Парк Братцевкой усадьбы прекрасно доказал главную идею английского пейзажного парка: красота природы получает особую ценность во многом благодаря тем чувствам, эмоциям и переживаниям, которые она пробуждает в душе человека… А мы и через 250 лет имеем редкую возможность не только прогуляться здесь, но и оценить мастерство его безымянного создателя.