Найти тему

Путешествие по Удмуртии. От Ижевска до Сюмсей.

Теплое лето 2016 года. Я приехал в Ижевск на несколько дней, чтоб проехать автостопом часть районов Удмуртии, где не довелось бывать ранее.

Из Кирова до Ижевска еду на поезде.

Ижевский вокзал встречает пассажиров.

Маршрут такой: Ижевск - Пирогово - Большая Докья - Вавож - Ува - Сюмси.

Встреча с другом на вокзале, чтоб удобно было отправиться в сторону Увы,

решили проехать на электричке одну остановку, оттуда дойти

пешком до п. Пирогово и уехать в западную часть Удмуртии!

Идем на электричку. Полностью забитые четыре вагона, но нам ехать пару километров.

-2

Через несколько минут после отправления были на месте.

Электричка ЭД9М-1015/1014 сообщением № 6371/6379 Ижевск-Вятские Поляны отправляется с остановочной платформы 31 километр.

-3

С платформы до развилки в Пирогово рукой подать. Быстро доходим до нее.

Пирогово. Территориально этот поселок уже не входит в черту столицы Удмуртии, а является населенным пунктом Завьяловского района.

-4

Развилка. Казань, Набережные Челны - прямо, Вавож и Ува - направо, куда нам нужно.

-5

Начало дороги Ижевск-Ува. Отсюда началось автостопное путешествие.

-6

Первые минут 20 никто не остановился, решили разделиться и держать связь. Мне повезло, возможно, больше, чем Ивану.

Водитель довез меня до Вавожа, это было удобнее, чем ехать до Нылги, да и Вавож на тот момент был для меня новым местом.

Но по пути водитель остановился у деревни Большая Докья.

Чем же известно это место? Здесь родился поэт Удмуртии Кузебай Герд (настоящее имя Кузьма Чайников).

На месте стелы раньше располагался дом, где он родился и жил.

-7

Подъезжаем к Вавожу, водитель остановился, иду фотографировать.

-8

Село более крупным планом. В середине выделяется церковь.

-9

Дмитрий (водитель)высадил меня в центре села напротив церкви. Пожелали друг другу удачи.

Вавож - старинное село. Основано примерно в 18 веке, население около 5000 человек. Расположено в 95 километрах от Ижевска.

Быстро осматриваю центр села. Моя задача - быстрее добраться до Увы.

Церковь Николая Чудотворца - главная достопримечательность села. Построена примерно между 1821 и 1884 гг. В момент моего нахождения действовала, но восстановительные работы продолжались.

-10

Рядом с храмом находится районная почта.

-11

ул. Интернациональная.

-12

ул. Советская. Именно по ней мне идти на окраину села, чтоб выехать в сторону Увы.

-13

Вавож - довольно большое село, от центра до его окраины я шел около часа.

-14

По пути фотографирую местную каланчу пожарной части.

-15

Попытка остановить в этих местах машину оказалась безрезультатной.

-16

Радует состояние дороги.

-17

По пути фотографирую местный пейзаж.

-18

За поворотом закончилась ул. Советская.

-19

Вышел на окраину Вавожа.

-20

Крест и указатель.

-21

Еще один красивый пейзаж.

-22

В этом месте я удачно остановил машину.

-23

Водитель рассказал, что едет в Увинский санаторий. Сам живет в Нижнекамске, а родился в Туле. Давно на малой родине не был, тоже любит путешествовать.

В ответ рассказываю, что из Кирова, интересуюсь Удмуртией.

Полчаса пролетели незаметно, мы были в Уве.

Развилка на окраине Увы.

-24

Звонок другу, договариваемся встретиться у переезда и двигаться дальше.

Переезд через железную дорогу Люкшудья - Кильмезь (в июле 2016 года рельсы лежали до Кильмези, хотя станция уже не действовала). Место встречи.

-25

Делаю фотографии железки. Перегон Какмож-Ува-1.

-26

Здесь уже линия не принадлежит РЖД, поэтому состояние путей не самое хорошее. Перегон Ува-1-Какмож. Накат на рельсах слабенький есть.

-27

Пока я добирался в Уву, от Ивана узнаю, что он был на станции Ува-1. Увидел тепловоз 2М62У с грузовыми вагонами, бригада внутри. Сфотографировал локомотив, подошел поинтересоваться у машиниста, как обстоит ситуация с движением на Сюрек. На Кильмезь давно все умерло. Грузовые поезда ходят только до станции Сюрек, что в 60 километрах от Увы. По словам машиниста, все, что дальше Увы, формально подъездной путь. Железную дорогу выкупил (или арендовал) частник, то бишь Сюрекский ЛПХ. Составы прибывают не каждый день, раз в 2-3 - в зависимости от лесозаготовок. По личным наблюдениям, длина поезда не превышает 10-15 вагонов. Установленная скорость - 25 км/ч, однако на некоторых участках лимит не соблюдается. Помимо Сюрекского ЛПХ, железная дорога обслуживает ЛПХ в селе Какмож Вавожского района республики (станция Какмож). Тепловозы обслуживаются увинскими бригадами.

В общем-то от машиниста Иван узнал только периодичность курсирования поездов и максимальную скорость на линии.

Грузовой на Уву из Ижевска идет рано утром (в чем лично друг убедился), а на Ижевск вечером.

Линия жива, и это радует, но в ноябре 2020 года перегон Сюрек - Кильмезь уже был разобран.

Возвращаемся к развилке на Селты и Сюмси.

-28

Решили сначала ехать в Сюмси, затем оттуда уехать в удмуртскую Кильмезь, чтоб осмотреть заброшенную тупиковую станцию, если успеем по времени, а обратно вернуться в Ижевск через Селты.

-29

Местный торговый центр.

-30

Здесь мы остановили микроавтобус, на котором ехала молодая пара.

Без проблем доехали до нашего пункта назначения. 40 километров по полям и лесам Удмуртии тянулась асфальтированная дорога, мы были рады ехать в не столь далекие Сюмсинские края. На душе полный позитив и радость.

Через 30-40 минут мы были в Сюмсях. Продолжение следует.

Схема моего автостопного маршрута.

-31

30 июля 2016 г.

Оригинал материала взят из моего жж, который я вел до конца 2019 г.