Теплое лето 2016 года. Я приехал в Ижевск на несколько дней, чтоб проехать автостопом часть районов Удмуртии, где не довелось бывать ранее.
Из Кирова до Ижевска еду на поезде.
Ижевский вокзал встречает пассажиров.
Маршрут такой: Ижевск - Пирогово - Большая Докья - Вавож - Ува - Сюмси.
Встреча с другом на вокзале, чтоб удобно было отправиться в сторону Увы,
решили проехать на электричке одну остановку, оттуда дойти
пешком до п. Пирогово и уехать в западную часть Удмуртии!
Идем на электричку. Полностью забитые четыре вагона, но нам ехать пару километров.
Через несколько минут после отправления были на месте.
Электричка ЭД9М-1015/1014 сообщением № 6371/6379 Ижевск-Вятские Поляны отправляется с остановочной платформы 31 километр.
С платформы до развилки в Пирогово рукой подать. Быстро доходим до нее.
Пирогово. Территориально этот поселок уже не входит в черту столицы Удмуртии, а является населенным пунктом Завьяловского района.
Развилка. Казань, Набережные Челны - прямо, Вавож и Ува - направо, куда нам нужно.
Начало дороги Ижевск-Ува. Отсюда началось автостопное путешествие.
Первые минут 20 никто не остановился, решили разделиться и держать связь. Мне повезло, возможно, больше, чем Ивану.
Водитель довез меня до Вавожа, это было удобнее, чем ехать до Нылги, да и Вавож на тот момент был для меня новым местом.
Но по пути водитель остановился у деревни Большая Докья.
Чем же известно это место? Здесь родился поэт Удмуртии Кузебай Герд (настоящее имя Кузьма Чайников).
На месте стелы раньше располагался дом, где он родился и жил.
Подъезжаем к Вавожу, водитель остановился, иду фотографировать.
Село более крупным планом. В середине выделяется церковь.
Дмитрий (водитель)высадил меня в центре села напротив церкви. Пожелали друг другу удачи.
Вавож - старинное село. Основано примерно в 18 веке, население около 5000 человек. Расположено в 95 километрах от Ижевска.
Быстро осматриваю центр села. Моя задача - быстрее добраться до Увы.
Церковь Николая Чудотворца - главная достопримечательность села. Построена примерно между 1821 и 1884 гг. В момент моего нахождения действовала, но восстановительные работы продолжались.
Рядом с храмом находится районная почта.
ул. Интернациональная.
ул. Советская. Именно по ней мне идти на окраину села, чтоб выехать в сторону Увы.
Вавож - довольно большое село, от центра до его окраины я шел около часа.
По пути фотографирую местную каланчу пожарной части.
Попытка остановить в этих местах машину оказалась безрезультатной.
Радует состояние дороги.
По пути фотографирую местный пейзаж.
За поворотом закончилась ул. Советская.
Вышел на окраину Вавожа.
Крест и указатель.
Еще один красивый пейзаж.
В этом месте я удачно остановил машину.
Водитель рассказал, что едет в Увинский санаторий. Сам живет в Нижнекамске, а родился в Туле. Давно на малой родине не был, тоже любит путешествовать.
В ответ рассказываю, что из Кирова, интересуюсь Удмуртией.
Полчаса пролетели незаметно, мы были в Уве.
Развилка на окраине Увы.
Звонок другу, договариваемся встретиться у переезда и двигаться дальше.
Переезд через железную дорогу Люкшудья - Кильмезь (в июле 2016 года рельсы лежали до Кильмези, хотя станция уже не действовала). Место встречи.
Делаю фотографии железки. Перегон Какмож-Ува-1.
Здесь уже линия не принадлежит РЖД, поэтому состояние путей не самое хорошее. Перегон Ува-1-Какмож. Накат на рельсах слабенький есть.
Пока я добирался в Уву, от Ивана узнаю, что он был на станции Ува-1. Увидел тепловоз 2М62У с грузовыми вагонами, бригада внутри. Сфотографировал локомотив, подошел поинтересоваться у машиниста, как обстоит ситуация с движением на Сюрек. На Кильмезь давно все умерло. Грузовые поезда ходят только до станции Сюрек, что в 60 километрах от Увы. По словам машиниста, все, что дальше Увы, формально подъездной путь. Железную дорогу выкупил (или арендовал) частник, то бишь Сюрекский ЛПХ. Составы прибывают не каждый день, раз в 2-3 - в зависимости от лесозаготовок. По личным наблюдениям, длина поезда не превышает 10-15 вагонов. Установленная скорость - 25 км/ч, однако на некоторых участках лимит не соблюдается. Помимо Сюрекского ЛПХ, железная дорога обслуживает ЛПХ в селе Какмож Вавожского района республики (станция Какмож). Тепловозы обслуживаются увинскими бригадами.
В общем-то от машиниста Иван узнал только периодичность курсирования поездов и максимальную скорость на линии.
Грузовой на Уву из Ижевска идет рано утром (в чем лично друг убедился), а на Ижевск вечером.
Линия жива, и это радует, но в ноябре 2020 года перегон Сюрек - Кильмезь уже был разобран.
Возвращаемся к развилке на Селты и Сюмси.
Решили сначала ехать в Сюмси, затем оттуда уехать в удмуртскую Кильмезь, чтоб осмотреть заброшенную тупиковую станцию, если успеем по времени, а обратно вернуться в Ижевск через Селты.
Местный торговый центр.
Здесь мы остановили микроавтобус, на котором ехала молодая пара.
Без проблем доехали до нашего пункта назначения. 40 километров по полям и лесам Удмуртии тянулась асфальтированная дорога, мы были рады ехать в не столь далекие Сюмсинские края. На душе полный позитив и радость.
Через 30-40 минут мы были в Сюмсях. Продолжение следует.
Схема моего автостопного маршрута.
30 июля 2016 г.
Оригинал материала взят из моего жж, который я вел до конца 2019 г.