Найти тему

Как фотограф Ирвин Пенн изменил наше восприятие красоты?

Шалом Харлоу для Vogue, Нью-Йорк, 1996
Шалом Харлоу для Vogue, Нью-Йорк, 1996

Человек, который определил "глянец": как бы претенциозно это не звучало, в сущности абсолютная правда. Неоценимый вклад Ирвина Пенна в искусство фэшн-фотографии наиболее точно удалось описать главному редактору журнала Vogue Анне Винтур: "Пенн изменил наше виденье мира и представление о том, что считается прекрасным."

Блузка Ив Сен-Лоран, Нью-Йорк. 2005
Блузка Ив Сен-Лоран, Нью-Йорк. 2005

Ирвин родился в 1917 г. в Плейнфилде, Нью-Джерси, в семье русских евреев иммигрантов. С 1934-38 г. проходил обучение в Школе индустриальных искусств при музее Филадельфии, где его наставником стал Алексей Бродович, один из основоположников графического дизайна, сделавший Пенна своим ассистентом, будучи арт-директором Harper's Bazaar.

Гарри (отец), Ирвин и Артур (брат) Пенны
Гарри (отец), Ирвин и Артур (брат) Пенны

После окончания стажировки последуют два года фриланса и год работы арт-директором в универмаге Saks Fifth Avenue. Уволившись, Ирвин проводит год в Мексике, занимаясь живописью и фотографией. После возвращения в Нью-Йорк принимает предложение Алекса Либермана стать дизайнером в художественном отделе Vogue.

Девушка с фруктом, туфлей и бабочками, Нью-Йорк, 1946
Девушка с фруктом, туфлей и бабочками, Нью-Йорк, 1946
Иссэй Миякэ платье-водоросли, Нью-Йорк, 1987
Иссэй Миякэ платье-водоросли, Нью-Йорк, 1987

Сначала Пенн создавал макеты для обложки и придумывал идеи съёмок для штатных фотографов, пока Либерман не предложил ему самому взять в руки фотоаппарат, чтобы реализовать свои задумки без посредников. В октябре 1943 г. рождается первая обложка Ирвина для Vogue - натюрморт из шарфа, перчатки, топаза, кошелька и картинки с цитрусовыми, ознаменовавший революцию в мире глянцевой фотографии.

Обложка Vogue, 1943
Обложка Vogue, 1943

Невероятно плодовитое сотрудничество Ирвина с Vogue продлится всю его карьеру. Вместе с библией моды они создадут великое множество культовых снимков, которые поделят индустрию фэшн-фото на до и после. Минимализм в чёрно-белом станет классикой журнального портрета, а яркие натюрморты с внутренней историей образцом рекламного изображения продукта.

Пабло Пикассо на вилле Ла Калифорния, Канны, 1957
Пабло Пикассо на вилле Ла Калифорния, Канны, 1957
Игры после ужина, Нью-Йорк, 1947
Игры после ужина, Нью-Йорк, 1947
Сальвадор Дали, Нью-Йорк, 1947
Сальвадор Дали, Нью-Йорк, 1947

Перечисляя ряд изобретений придуманных маэстро, следует сказать, что Пенн первым начал фотографировать свою модель на простом монохромном фоне, без антуража и декора. Также он любил помещать людей в угол, сделанный из близко поставленных передвижных стенок. В таких для кого-то удобных, а для кого-то дискомфортных условиях Ирвин улавливал реакцию и находил уязвимость или же скрытую силу.

Игорь Стравинский, Нью-Йорк. 1948
Игорь Стравинский, Нью-Йорк. 1948

На протяжении всей жизни в творчестве Ирвина параллельно сосуществовали несколько фотографических серий: портреты, натюрморты, красота (реклама бьюти-продуктов), этнографический репортаж, жанр ню, travel эссе, мелкие ремёсла (фотосерия о профессиях). В большинстве своих работ он использует технологию платиновой фотопечати.

Nude 58, Нью-Йорк, 1950
Nude 58, Нью-Йорк, 1950
Глубоководный дайвер, Нью-Йорк, 1951
Глубоководный дайвер, Нью-Йорк, 1951
Пчела на губах, Нью-Йорк, 1995
Пчела на губах, Нью-Йорк, 1995
Мать и дитя, Республика Дагомея (ныне Бенин), 1967
Мать и дитя, Республика Дагомея (ныне Бенин), 1967

Хотя Пенн и не позиционировал себя как фотографа моды, те новаторские решения, которые он привнёс в этот сегмент фотоискусства, полностью трансформировали понятие глянцевый снимок, задав каноны фэшн-съёмки на десятилетия вперёд.

Белое лицо с цветными мазками, Нью-Йорк, 1986
Белое лицо с цветными мазками, Нью-Йорк, 1986
Рука Майлза Дэвиса, Нью-Йорк,1986
Рука Майлза Дэвиса, Нью-Йорк,1986
Чёрное и белое обложка Vogue (Джин Пэтчетт), Нью-Йорк, 1950
Чёрное и белое обложка Vogue (Джин Пэтчетт), Нью-Йорк, 1950
Дети из Куско, Перу, 1949
Дети из Куско, Перу, 1949
Замороженные продукты со стручковой фасолью, Нью-Йорк, 1977
Замороженные продукты со стручковой фасолью, Нью-Йорк, 1977
Женщина в марокканском дворце (Лиза Фонсагривс-Пенн супермодель и жена Ирвина), 1951
Женщина в марокканском дворце (Лиза Фонсагривс-Пенн супермодель и жена Ирвина), 1951
Дэвид Смит (скульптор, ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, Нью-Йорк, 1964
Дэвид Смит (скульптор, ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, Нью-Йорк, 1964
Больная нога (Джин Пэтчетт), Лима, 1948
Больная нога (Джин Пэтчетт), Лима, 1948
Двенадцать самых фотографируемых моделей, Нью-Йорк, 1947
Двенадцать самых фотографируемых моделей, Нью-Йорк, 1947