Найти в Дзене
Игорь Орлов

Загадки Амурзетской трагедии. Монах – растлитель и его сообщник.

Оглавление
Иеромонах Спиридон (Абрамов) и алтарник Сергей Моос
Иеромонах Спиридон (Абрамов) и алтарник Сергей Моос

Этот случай взбудоражил не только российское общество, но всех здравомыслящих людей, узнавших о нем. Информация о происшествии «взорвала» соцсети.

25 ноября 2019 года силовыми органами было произведено задержание настоятеля православной церкви пророка Илии в селе Амурзет Октябрьского района Еврейского автономного округа (Дальний Восток России) иеромонаха Спиридона (в миру – Юрий Николаевич Абрамов, 27.04.1981 года рождения).

Иеромонах Спиридон
Иеромонах Спиридон

Силовые органы среагировали на сообщение одной из женщин указанного села, которая высказала свою обеспокоенность странным поведением священника, подозревая что-то неладное.

Настоятель был задержан, взят под следствие, отстранен от богослужений. В его квартире был произведен обыск. Найдены доказательства его преступной (с точки зрения светского закона) и демонической (с духовной точки зрения) деятельности в течение последних 12 лет.

Взят под следствие был и его подельник – алтарник данного храма – 26 летний Сергей Моос (которого именовали – «звонарем»).

2 года велось следствие, с конца 2019 по конец 2021 года. В ходе его были вскрыто множество дополнительных фактов, составлено 20 томов судебного дела и произведено обвинение по 6 статьям УК РФ. Подозреваемые сотрудничали со следствием, частично признавая свою вину. На следствие, из соображений этики и психологической безопасности, не приглашали тех, кого растлили эти двое.

В ноябре 2021 суд, завершив следствие, признал их виновными. Абрамов получил 18 лет колонии строгого режима. Моос – 12 лет колонии строгого режима. Лишение сана, растриг из монашества, лишение права заниматься педагогической деятельностью были также применены в качестве наказания.

В чем состояло преступление?

С 2007 года иеромонах Спиридон занимался растлением молодежи (мальчиков от 12 до 16 лет).

Сергей Моос, его пособник, исследовал эту подростковую аудиторию, «подгонял» нужных к монаху - растлителю. В ряде случаев (следствие говорило о 5и таких) они устраивали групповые оргии совместно.

За 12 лет такой преступной (читай, демонической) деятельности было растлено 53 мальчика указанной возрастной группы.

Кроме того, было совместное распитие с ними спиртных напитков и употребление наркотических веществ. Совершалось принуждение к интиму. Производилась съемка порнографического содержания. Во время обыска эта «продукция» была найдена на квартире иеромонаха Спиридона.

Сухо и казенно, следственным языком, ситуация выглядит так. Но материалов по этому делу много. В них таится множество загадок. Назовем их три: контекст трагедии, мотивы и ситуация преступников, общественная закрытость.

Пойдем последовательно.

Контекст трагедии.

Действо происходило в селе Амурзет Еврейской автономной области. Амурзет – небольшое село (до 4000 человек населения) на берегу Амура, рядом, на той стороне Амура – Китай.

Амурзет на карте.
Амурзет на карте.

Амурзет – не просто название, а аббревиатура, расшифровываемая как Амурское земельное еврейское товарищество. В 1928 году переселенцами евреями были получены эти земли для освоения, сформировано село, создан колхоз «Ройтер Октябер» (Красный Октябрь). Село активно развивалось и росло в годы советской власти. Евреи труженики - переселенцы по - доброму прославили его. Обрабатывались трудные земли, становясь пахотными, росло поголовье скота, была своя пасека, росла инфраструктура, население (к 90-м годам проживало уже более 6000 человек).

В 90-е годы часть людей села уехало в Биробиджан, другие - в Израиль. Многие уехавшие хранят добрую память об этом селе, приезжают его навестить, показать своим родным те места, в которых они жили и трудились. Благословенное село.

Юрий Абрамов (иеромонах Спиридон) родом из этого села. Его родители были живы на момент его задержания. Он поздний ребенок. Появился на свет, когда отцу его шел 43-й год.

Абрамов (иеромонах Спиридон) совершал свои преступления не где-то, а в своем родном селе, где все хорошо друг друга знают. И промышлял этим не один раз, а в течение немалого срока – 12 лет. В селе, которое до него было создано и прославлено благородным трудом людей.

Амурзет. Монумент русско-китайской дружбы. Теперь весьма актуальный, когда китайцы - "друзья".
Амурзет. Монумент русско-китайской дружбы. Теперь весьма актуальный, когда китайцы - "друзья".

Более того, Юрий Абрамов участвовал в строительстве православного храма в этом селе (до этого храма в селе не было), крестился в нем, стал его настоятелем. А потом бросил тень на этот храм своими деяниями.

Православный храм святого Илии Пророка в селе Амурзет ЕАО
Православный храм святого Илии Пророка в селе Амурзет ЕАО

Храм находится в центре села, напротив здания администрации Октябрьского района. Все кажется на виду, но никто ничего не знает долгое время про настоятеля - преступника.

Амурзет. Администрация Октябрьского муниципального района ЕАО
Амурзет. Администрация Октябрьского муниципального района ЕАО

Мотивы и ситуация преступников.

Невольно возникает вопрос: зачем совершать такие злодеяния, за которые ждут уголовные и адские последствия? С «головой не дружили»? Что могло натолкнуть на такое адское преступление?

Ситуация становится более гротескной, когда узнаем о фактах биографии самого иеромонаха Спиридона (на момент взятия под следствие ему было 39 лет).

Он учился в школе этого же села – Амурзет.

Школа села Амурзет ЕАО
Школа села Амурзет ЕАО

Потом поступил в Биробиджанский пединститут. Был выгнан из него, так как не сдал первую сессию, но потом восстановился и закончил обучение. Кроме того, он обучался по праву в колледже, имеет правовое образование. Работал одно время в налоговой инспекции.

10 лет он преподавал в школе информатику (даже уже будучи в сане). Не церковные дисциплины, а именно – информатику.

Он духовно окормлял казачество, имеет награды от ФСБ России, состоял в партии «Единая Россия», был выдвинут кандидатом в Государственную Думу по ЕАО от этой фракции, имеет ряд церковных наград. Занимался миссионерской деятельностью, выступал на телевидении. Участвовал в строительстве памятника православным корейцам. С 2007 по 2009 года (до принятия сана) занимался индивидуальным предпринимательством.

Все это говорит о иеромонахе Спиридоне, как о деятельном, активном человеке – как в светской, так и в церковной жизни. Не просто деятельном, но продуктивном. Его знал хорошо архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем, который совершил над ним постриг в 2016 году.

Иеромонах Спиридон (слева) и архиепископ Биробиджанский Ефрем
Иеромонах Спиридон (слева) и архиепископ Биробиджанский Ефрем

То, что касается его церковной и духовно- христианской жизни. Родители не были верующими людьми. Вопросами веры он заинтересовался с поры ранней юности, в 7 классе школы. Но тогда не было в районе ни храмов, ни литературы. Единственным светом христианского просвещения были для него передачи по ТВ «Слово пастыря», которые вел тогда еще митрополит (позднее – патриарх) Кирилл (Гундяев). Фактически, эти передачи вдохновили его на крещение и приход в христианскую, православную веру.

Иеромонах Спиридон и патриарх Кирилл.
Иеромонах Спиридон и патриарх Кирилл.

Он крестился в 26 лет, в 2007 году. Стал диаконом в 2012 году, иереем - в 2013 году. В 2016 году он принял постриг в монашество и монашеские обеты. Имя «Спиридон» ему было дано в честь великого святого – святителя Спиридона Тримифунтского. (Кстати, в село Амурзет были доставлены из Греции частички мощей святителя Спиридона в 2018 году, проездом, и иеромонах участвовал в этой церемонии в храме).

Великий святой и победитель ересей - святитель Спиридон Тримифунтский, в честь которого было дано монашеское имя иеромонаху Спиридону (Абрамову)
Великий святой и победитель ересей - святитель Спиридон Тримифунтский, в честь которого было дано монашеское имя иеромонаху Спиридону (Абрамову)

Что откроется нам удивительного, если мы проведем временную параллель между его духовной и преступной жизнью?

В 2007 году 26 летний Юра Абрамов принимает крещение. И в том же году начинает свою скрытую преступную деятельность – растление малолетних. Во Христа ли он крестился и во Христа ли облекся?

Становясь священником в 2012 году, он уже имеет 5 летний опыт этой преступной деятельности. Принимая монашеский постриг, он уже совращает не первый десяток молодых мальчиков. Что это за демонизм и параллельная реальность?

В чем личностная причина трагедии?

Почему Юрий Абрамов стал заниматься этой преступной деятельностью?

Вероятный ответ может быть найден в его письме от 20.07.2020 года в Биробиджанскую епархию, написанном по просьбе Владыки Ефрема (письмо его от 22.06.2020) с просьбой дать ответ о своих действиях и признании или не признании своей вины.

Абрамов уже находится под следствием в СИЗО, уже признает свою вину. Получив письменную просьбу от Владыки, в это время, он пишет письмо в епархию и просит, чтобы его не лишали священнического сана. Заявляет церковному начальству, что он осознает свою вину и кается. Заявляет, что ему дорого священство. И там же, в письме, он говорит о том, что "все и в селе, и в районе знали, что после того, как меня изнасиловали, я стал другим…"

Если это правда (то есть его не заставили написать такое адвокаты для смягчения наказания, а был факт), то причина становится ясной.

Испытав на себе насилие, став сам жертвой сексуального домогательства, он духовно «заразился» этим и стал растлевать других. Как в фильмах ужасов, помните, если человека кусает оборотень, то человек сам становится оборотнем и кусает других. Запускается цепная отрицательная реакция. От одного «оборотня» растлевается большая популяция людей.

Если бы это была лишь фантастика, но практика судебных психологов и психиатров подтверждает, что большинство людей, подвергшихся насилию, сами становятся насильниками.

Удивительно, что об этом знали (о том, что он был жертвой насилия) и никак не отреагировали. Ведь это группа риска – люди подвергшиеся абьюзменту.

Возникает и другой вопрос: почему Абрамов не обратился к христианскому покаянию? Ведь оно спасительно и работает реально. Приняв крещение, священство, монашество он имел шанс послужить Богу, принести покаяние в преступных помыслах, очиститься от них, очиститься от последствий душевно-духовных травм и не идти на преступление. Скольких людей в истории спасло покаяние в помыслах! Скольких отвратило от преступлений и открыло возможности новой лучшей жизни!

Но он этого не сделал.

Иеромонах Спиридон совершал какие-то внешние церковные дела: строил храм, открывал памятники, миссионерствовал, совершал обряды и так далее, но не совершил главного внутреннего церковного дела – покаяния.

Дела эти, внешние, как видим, не спасительны, не дают индульгенций. А одна искренняя слеза покаяния сердца может предотвратить преступление и трагедию.

Вот суть настоящей церкви, настоящего христианства – покаяние. Его, именно его, не хватает сейчас современной России, в которой храмов много, всяких дел и слов внешних много, а внутренних (сердечных) слез покаяния мало. Исцеления и преображения людей оттого мало. Потому и духовность такая. Фарисейская. В большинстве своем.

Общественная закрытость.

Это еще одна загадка.

Малое село, где все друг о друге знают (ведь это не город, здесь сложнее что - либо скрыть – слухи распространяются молниеносно), и, при этом, в течение 12 лет орудует церковная группа двух преступников – настоятеля и алтарника («звонаря») в единственном в селе храме. Напротив администрации района. И никто ничего не знает. Никто не реагирует. Удивительно?

К иеромонаху Спиридону, как к священнику, относились люди хорошо. Он был и строгий священник, и милостивый. Давал духовные советы, не осуждал людей, но старался помочь, совершал Таинства как положено. Его отличал педантизм: он не ленился в богослужениях, никогда не опаздывал.

Иеромонах Спиридон во время богослужения. К проведению богослужений (обрядов) относился ответственно, проводил качественно.
Иеромонах Спиридон во время богослужения. К проведению богослужений (обрядов) относился ответственно, проводил качественно.

В школе, где он преподавал, тоже был на хорошем счету. Имел подход к ученикам. Не был диктатором, умел строить отношения, увлечь, понимал учеников, не отказывал им в помощи по вопросам знаний и успеваемости. Талантливый, ответственный человек в работе. Что тут сказать?

Иеромонах Спиридон преподает в школе
Иеромонах Спиридон преподает в школе

А в глубинах души что?

Был такой интересный случай, о котором рассказала жительница села и прихожанка храма святого пророка Илии – Татьяна.

В 2018 году в храм прислали в помощь настоятелю, отцу Спиридону, молодого православного священника – китайца. Китаец долго не удержался в этой церкви. Его «выжили» из нее. Заявили, что мол не нашел общий язык с прихожанами, не принимают его люди. Но ситуация была глубже, как обнаружилось потом. Его «убрали» из храма настоятель и алтарник. Видимо, китаец понял, что преступное творится за ширмой этого храма. Он не захотел заниматься этим. Не захотел стать третьим, сообщником. Уехал.

То, что касается подельника Абрамова – Сергея Мооса, то информация о нем крайне скудна. Почему он стал преступником и сообщником преступника - непонятно.

Непроверенные сведения.

В ноябре 2021 года Биробиджанский суд ЕАО приговорил Абрамова и Мооса к отбыванию сроков - 18 и 12 лет, соответственно - в колонии строгого режима.

Епархиальный суд лишил иеромонаха Спиридона сана, изгнал из церкви и монашества. После выхода из колонии Абрамов не имеет права заниматься педагогической деятельностью в течение 8 лет, Моос – в течение 7 лет.

Но когда Абрамов выйдет из тюрьмы (если выйдет), ему будет уже под 60. Чем уж тут заниматься?

Другой момент: как принимают на зоне осужденных по «сексуально- насильным» статьям и что с ними там творят - думаю не стоит писать. Это известно. Мега абьюзмент.

Фактически, оба – Абрамов и Моос - потеряли все в жизни. Какую духовную и психологическую травму получили 53 растленных ими мальчика – молчу. Если каждый из соврещенных, по «закону оборотня», совратит еще кого-то, совершит свой абьюзмент, то цепная реакция будет ужасающей. А кто их обережет от этого? Государство, школа, церковь, медицина, ближние? Великая трагедия.

В сентябре 2022 года в интернете появилась информация о том, что иеромонаха Спиридона (Абрамова) видели в зоне действий СВО в военной форме, в составе «вагнеровцев».

Не знаю, насколько эта информация является правдивой. В интернете сразу последовало опровержение, что это дезинформация, что заключенных с такой статьей не привлекают в ряды бойцов фронта. Не могу не подтвердить, ни опровергнуть – не знаю.

Послесловие.

Меня удивил еще один момент.

Когда читал материалы по этому делу, опубликованные в открытых источниках на каналах официальных новостей, то в конце статей об этом происшествии, всегда была приписка, которую оцениваю, как оправдание.

Приписка такая: во Франции, в католической церкви, выявлены факты о насилии над 300-ми мальчиками.

К чему эта оправдательная приписка и кивание в чужую сторону? Мол, у них еще хуже, чем у нас? У нас – 53, в у них – 300? От этого легче что - ли? Трагедия даже одного человека – уже трагедия. Как там у Достоевского в "Братьях Карамазовых" про "слезу одного ребенка"?

Тот, кто хочет исправиться – принимает ответственность на себя и работает над своими изменениями, а не кивает на других. Это знаю точно.

Стоит принять ответственность за происшедшее у нас и не допускать таких случаев или уменьшить их. Не хочется таких трагедий, таких позоров. Села. России. Церкви. Священства. Монашества.

Зачем совершать злодеяния такие и допускать тень на все это? Не стоит.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.