Друзья, я немного переключусь со своего любимого старинного текстиля. Сегодня хочу познакомить вас чуть поближе
с очень хорошо всем известной мебелью братьев Тонет и их венскими стульями.
Знаете ли вы, что во время открытия Эйфелевой башни в 1889 году с нее был сброшен некий Предмет.
И этим Предметом стал самый популярный стул N14 от фирмы Тонет.
Основатель фирмы и дизайнер Михаэль Тонет собственноручно сбросил его с башни.
В рекламных целях. ))
Итог — стул остался цел!
… только отпружинил от брусчатки.
Как вам такой рекламный ход? )
Согласитесь, факт заинтересовывающий... А другой интересный факт - нет ни одного другого изделия массового производства, которое выпускалось бы без изменений на протяжении более 150 лет. Вдруг вам тоже захочется узнать о том, как венские стулья совершили революцию в дизайне интерьера?
“Прочность” = одна Эйфелева башня или "Тонет не тонет": почему бессмертны венские стулья Thonet?
Михаэль Тонет родился в 1796 году в семье кожевника. Он обучался ремеслу столяра и к 1819 году открыл собственную мебельную мастерскую. Когда стало увеличиваться количество заказов и Тонет смог себе позволить несколько работников, он начал эксперименты с гнутьем дерева. Технология гнутья не была новой: свою традицию она ведет с глубокого XVII века, когда изготовлялись английские Виндзорские стулья. Но Тонет смог эту технологию усовершенствовать и начал использовать в массовом производстве, что помогло ему делать много качественной и дешевой мебели. Для гнутья использовались листы фанеры, вымоченные в клею или размягченные водяным паром, после чего им придавали нужную форму. Что важно, Тонет разработал необходимые ему для производства шаблоны, по которым удавалось массово создавать одинаковые элементы.
В 1840-м году со второго раза производителю удалось получить патент во Франции, но опробовав рынки многих европейский стран, его мебель так и не обрела популярность, потому по приглашению австрийского канцлера Тонет перебрался в Вену. Там и началась реальная история успешной корпорации. В 1852 году Тонет переоформил бизнес на пятерых сыновей — так появилась венская фирма “Братьев Тонет”.
Таким образом, гнутые стулья свое распространение, вместе с прозвищем “венские”, получили в Австрии. Затяжная, витиеватая история производства на самом деле не объясняет нам, почему “элегантная дуга” из Вены стала символом минималистичной мебели XIX столетия и остается узнаваемой до сих пор.
В 1850 году первая партия из 400 абсолютно идентичных стульев, получивших наименование Model №1, отправляется к заказчику в Будапешт. А в 1859 году появляется самый известный из стульев Тонета — Model №14, состоящий из шести стандартных элементов, скручиваемых металлическими винтами. Стулья поставлялись дилерам в разобранном виде по 36 штук в ящике и собирались на месте. Это значительно сократило издержки на хранение и транспортировку. Мебель Тонета была не только самой легкой и дешевой на мировом рынке, но еще и самой прочной.
Мебель легко собиралась. Каждый мог спокойно соорудить себе стул при помощи винтов. Так как предметы производились массово, в случае разрушения деталей или потери винтов в фирменных магазинах можно было купить замену.
Такая конструкция позволила разделить процесс производства, сборки и продажи, экономить на транспорте и хранении и сделала стул самым дешевым на рынке. К 1870-м годам фирма произвела и поставила на рынок около 5 млн предметов.
Современному человеку проще понять, как устроен рынок, и мы сразу видим, что высокое качество это не всё, что нужно продукту, чтобы стать продаваемым. Тонет это понимал уже тогда. Беспрецедентная мощная империя с отлаженной на всех этапах системой предприятий начиналась с сырьевой базы, высокотехнологичных фабрик, складов, расположенных во всех странах мира и заканчивалась стройной маркетинговой подачей, которая обеспечила товару известность. Впервые товар был ориентирован на потребителя.
Но это еще не все: Тонет не предлагал уникальные гарнитуры для конкретного интерьера. Он создал набор необходимых, типовых предметов, которые не ассоциировались с конкретным стилистическим направлением и отлично вписывались в любые условия. Покупатель сам набирал себе необходимые мебельные модули для создания индивидуального интерьера.
Наконец, Тонет не забывал о рекламе. Участие во всевозможных выставках, таких как Лондонская выставка 1851 года, множество грантов, призов и медалей несли славу о новом производителе в массы. С моделями можно было ознакомиться не только в фирменных магазинах, но и в многочисленных каталогах компании, которые помогли захватить глобальный рынок. Поставки осуществлялись даже в Южную Америку. Фирма Тонет была представлена и в Российской империи: первый магазин был открыт в 1871 году в Санкт-Петербурге, а закрыт в 1917 году в связи с разразившейся революцией.
Кроме того, постепенно Тонет отошел от производства только минималистичных гнутых стульев. Компания стала изучать вкусы, новые веяния и даже задавать моду. Так, к началу XX века ассортимент фирмы охватывал период от классических моделей вплоть до новых модернистских веяний. В 1880-е годы появились гарнитуры мягкой мебели для гостиных, а для удовлетворения эстетических потребностей аристократии и дворянства выпускались эклектические вещи, например в стиле Ренессанс и в готическом стиле. В 1886 году фирма начала выпускать разнообразную детскую мебель, основными мотивами которой стал витиеватый, растительный орнамент сложного плетения.
Тонет смог первым преодолеть мышление ремесленника, встать на рельсы предпринимательства и задуматься не только об эстетической конструкции стула, но и о его дистрибьюции.
Задумка Тонета не была бы так активно принята народом, не будь такая мебель актуальной. Стремительное развитие капиталистических отношений во второй половине XIX века привело к возникновению ресторанов, кафетериев, магазинов, доходных домов, различных бюро и контор, которым требовалась качественная, нейтральная и бюджетная меблировка без лишних стилистических обозначений — чем и стала гнутая мебель.
Не все было так гладко на пути “венского стула” к статусу иконы дизайна. Вплоть до конца XIX века средой обитания новой мебели остаются только публичные места, сады, веранды и дачи. Несмотря на то, что на стульях N14 сидели музыканты венского оркестра во главе с Штраусом, их писал Тулуз-Лотрек, изображая картины богемной жизни Парижа, в домашних интерьерах господствовали громоздкие гарнитуры в стиле бидермайер. Если коммерческий пик фирмы пришелся на 80-е годы XIX века, то в статус иконы промышленного дизайна тонетовский стул был возведен модернистами в 1920-е годы.
После окончания привилегии Тонета на изготовление мебели из гнутой паром древесины многочисленные венские конкуренты запустили свои производства, бесцеремонно копирующие модели Тонета. Так сформировалось общее понятие "венская мебель". Основной конкурент Тонета Jacob & Josef Kohn перехватил лидерство, начав сотрудничество с именитыми архитекторами венского Сецессиона, и превратил гнутую мебель из анонимного массового продукта в модный дизайнерский тренд.
Однако, как известно, мода — вещь проходящая, и сезонные новинки теряли актуальность. В то время как изящество тонетовского изгиба постепенно становилось классикой и распространилось от уличных кафе до интерьеров императорских дворцов.
Несмотря на миллионные тиражи, отдельные модели венской мебели могут представлять огромный коллекционный интерес и стоить на европейских аукционах десятки тысяч евро. Обратите внимание на семейную реликвию: быть может, она хранит достойный провенанс.
https://blog.mediashm.ru/?p=1889
И мои собственные знания.)