Найти тему
Смотри в себя

Что происходит с душой после смерти? Объясняет Алексей Ильич Осипов

Что ждёт человека по смерти, рассказал богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.

Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.
Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.

Алексей Ильич Осипов, богослов:

Согласно церковному преданию, душа человека по разлучению с телом в течение наших земных трёх суток пребывает ещё здесь, на земле. (Правда, определённый опыт говорит и о другом: до сорокового дня близкие умершего человека ощущают его духовное присутствие рядом с собой. На сороковой день — всё как будто резко прерывается. Ощущение присутствия заканчивается).

В течение последующих шести дней душа удостаивается видения горнего мира (рая) и затем ещё тридцать дней она созерцает всё то, что находится вне Бога. То есть ад.

Есть мнения, что здесь начинаются мытарства души. Иногда предполагается, что душа сразу бывает схвачена и начинаются истязания. Следует отметить, что это не имеет никакого принципиального значения. Важно совсем другое.

Во-первых, нужно понять, что такие категории, как «время» и «вечность» (а душа переходит в вечность) — совершенно несопоставимые, как, например, километры и килограммы.

Поэтому, когда мы делаем акцент на третьем, девятом и сороковом днях, нужно учесть, что это свидетельства тех людей, которые могли видеть то, что происходит с душой по смерти и перевести эти сроки на наше земное время. Но там времени нет. Там вечность.

Итак, что же происходит с душой по смерти? То, что нам настойчиво передаёт церковное предание, прекрасно выразила игуменья Арсения Себрякова, которая утверждает, что при земной жизни человек не может познать, насколько его дух порабощён другим духом.

Он не в силах это сделать, потому, что наделён волей, благодаря которой он действует так, как хочет и когда хочет. Но когда со смертью тела отнимается воля, тогда появляется возможность увидеть, в чьей власти находится его душа. И тогда праведники отправляются в вечные обители, а души, порабощённые дьяволом, остаются при нём.

В общецерковном предании это означает, что по смерти нет покаяния. Звучит более, чем странно: разве может наступить такое время, когда Бог перестаёт принимать покаяния? Обычно так и понимается. Но это в корне неверно. Почему? Потому что Бог неизменен. Он никогда не меняет своё отношение к человеку. Он одинаково любит всех. Потому что Бог — есть любовь.

Поэтому, если согласно церковному преданию, по смерти нет покаяния, то это не следует понимать в том смысле, что уже поздно каяться, голубчик. По смерти нет покаяния, потому что нет действия воли. То есть он не в силах действовать так, как он хочет. Хотеть-то хочет, а действовать не может.

Вот это и происходит с душой после смерти — отнимается воля к действию. Само хотение может сохраняться, но возможности действовать нет.

Именно по этой причине после смерти нет покаяния. А не потому, что Бог поменялся: ранее Он был любовью, а потом стал таким грозным судьёй, к которому ни подойти, ни подъехать.

Это очень важный момент. Хотение не может отниматься. Оно присутствует как способность души чего-то желать. А вот воля со смертью тела отнимается. Поскольку воли уже нет, то душа соединяется или с Духом Божьим, или, как писал Антоний Великий, с демонами-мучителями.

От чего это зависит? От внутреннего состояния. Поскольку воли уже нет, душа соединяется с тем, что есть. Помните, слова Господа «в чём застану, в том и сужу»?

Давайте вспомним, кто первым вошёл в рай? Кто первым соединился с Богом? Разбойник, распятый по правую руку от Христа. Он успел покаяться в своих грехах и сказать: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоём».

Осознание своей греховности и искреннее раскаяние в этом является той истинной добродетелью, которая является основанием для соединения с Богом. Именно это случилось с разбойником. И он услышал в ответ: «Сегодня же будешь со Мной в раю».

Хочу в который раз повторить очень важную святоотеческую мысль. Нас спасают не добродетели, как таковые — молитва, пост, добрые дела, милосердие и прочее.

Всё вышеперечисленное является полезным и необходимым только тогда, когда они помогают человеку прийти к этому внутреннему состоянию — сокрушению о своём недостоинстве.

Ещё статья: Как я умер, и что стало со мной после смерти? Реальная история священника.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господь бог смирение