#моя_культурная_жизнь
На днях проходила в Театре Наций за просмотром пьесы «Страсти по Фоме» по повести Федора Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» режиссера Евгения Марчелли.
Я шла на пьесу одного из интереснейших театральных режиссеров и на исполнение роли Фомы Опискина невероятным Авангардом Леонтьевым. И получила не только колоссальное удовольствие, но и побывала на очередном практикуме по теме «Психопаты среди нас», - на этот раз был тип - Праведное ничтожество.
*
«Я послан на Землю Богом, что бы обличать тех, кто ведет неправедную жизнь!» - постоянно повторяет великий «праведник» Опискин, многозначительно посматривая на Небо, хотя смотреть-то надо было туда, где находится Преисподняя. Ведь особи эти, появляющиеся в социуме все в большем количестве, явно не посланники Небесных сил.
*
«Я - ученый! Я - литератор! Я выше всех вас, ничтожных людишек!», - проходит ярко красной лентой через всю пьесу, хотя Ф.Достоевский - лучший психолог своего времени, описал это существо в своей повести вот так:
«Представьте себе человеЧКа, самого ничтожного, самого малодушного, выкидыша общества, никому не нужного, совершенно бесполезного, совершенно гаденького, но необъятно самолюбивого…».
Но именно Фома Фомич дал себе полное право критиковать и обесценивать творчество Александра Пушкина и пренебрежительно отзываться о произведениях Н.Гоголя: «Да, у него ИНОГДА встречаются неплохие мысли».
*
И, казалось бы, адекватные, взрослые люди должны услышать ту невероятную околесицу, созданную из набора бессвязных фраз, которую постоянно несёт Опискин, демонстрируя свою «начитанность»и «ученость». Но нет! Все видят в нем чуть ли не гения, посланного им самим провидением. Главное ему, «гению», во время надевать правильную маску «интеллектуала», которую многие почитатели его «таланта», принимают за высокий уровень интеллекта.
*
А теперь вспомните ничего не добившихся в жизни родственников и «праведных» знакомых, коллег, которые, захлебываясь завистью и ненавистью к достижениям других людей, обесценивают, насмехаются, унижают, сравнивают, топчут. Ведь психопаты абсолютно уверены в своей безнаказанности и вседозволенности.
Ничтожества, управляющие умнейшими людьми, которых они мастерски и абсолютно осознанно заставляют переживать чувство вины за свои успехи, достижения, образование, статус, достаток.
*
- Ты кто, боевой полковник? - С пренебрежением говорит Фома Хозяину дома, за счет которого он живет и который ПОСМЕЛ высказать ему свое неудовольствие. - Я прощу тебя, если ты скажешь мне: «Простите меня, Ваше Превосходительство!».
- Но я не могу тебя так назвать, Фома! Это же Генеральский чин! - Теряется Хозяин от такой наглости.
- Пока не скажешь, я тебя не прощу и уйду из твоего дома!!! - Повизгивает «трехлетний малыш» в теле старика.
И добивается того, чтобы добрейший человек, прошедший войну, смиренно и унижено просил прощения у премерзкого существа, отравляющего жизнь всем.
А почему?
Привык Полковник волю свою в кулак зажимать, так как вырос с токсичной матерью, истерящей и «болеющей» по любому поводу.
А проживание с такой «любящей» матерью, что формирует? Да-да. Дофаминовую зависимость от эмоциональных «качелей». Это когда не знаешь, чего ожидать от «как бы» близкого человека: то ли пинков, то ли восхищения, то ли истерики. Поэтому отказаться от биохимических всплесков, которые устраивает им психопат Опискин, никому в этой семейке уже невозможно.
*
А какая роскошная сцена показана в конце пьесы!
Когда психопата выставляют за дверь или от него уходят, он «включает» стадию идеализации: становится самым добрым, смиренным и «любящим».
Уговорить несговорчивую маменьку благословить сына на брак с неугодной невесткой, - это ли не благое дело во имя любви?
*
Тем более, когда совершает это «страдающий и раскаивающийся»«Праведник» в рубище, разве можно ТАКОМУ не поверить? Можно, конечно, если быть психологом и увидеть за маской «благости» страшный оскал Темной силы.
*
«Я хочу, чтобы зритель ахнул: это же история про меня! Да, это я! Почему я подчиняюсь? Такое ощущение бесконечной вины интеллигентного человека. Это и является для меня магнитом. Ведь вызови им всем психолога - и все пропало! Будет диагноз, а пьесы не будет!», - так написал режиссёр о своей пьесе.
*
И замысел режиссера удался, несмотря на присутствие психолога).
Первый вопрос, который я услышала от сидящих рядом дам: «Почему они его не выгоняют?».
А сидящая за мной Леди тяжело выдохнула: «Господи, как же он похож на моего отца!».
К сожалению, родственные связи не являются противоядием против токсичности и психопатии.
***
Пьеса абсолютно современная и актуальная. Но рекомендую ее к просмотру только тем, кто на самом деле любит театр и может увидеть и оценить блеснувшую слезу стыда и отчаяния у слуги полковника, когда тот просит прощения у Опискина;
Тем, кто увидит совершенно искреннее удивление в глазах Фомы, когда на его эмоциональное обращение к молодоженам: «На колени!», - они падают перед ним ниц, готовые целовать его ноги;
Тем, кто сможет понять особенную подачу Евгением Марчелли классического произведения;
Тем, кто понимает, что театр - это не плоский формат киношного экрана, - это сложный формат 6D, в котором каждый истинный театрал увидит огромный спектр различных эмоций, чувств и, конечно, саму жизнь.
***
Потому что судя по тому, что часть кресел после антракта оказалась свободной, пьеса понравилась не всем.
Но я от нее в полном восторге! И впереди у меня запланировано к просмотру еще несколько пьес полюбившегося мне режиссера.
А Вы уже смотрели эту пьесу? Поделитесь своими впечатлениями.
Для конструктивного обсуждения приглашаю в свою группу ТМ «Записки практикующего психолога» или группу ВК «Психология реальной жизни».
Телефон только для смс в WA: +7 (915) 254-46-39
ТМ @irina_kurazh
#театреаций
#евгениймарчелли
#Авангардлеонтьев
#москватеатральная
#ятеатрал
#психологиринакураж