Приветствую!
И снова с нами пронырливый и хитроумный Мокриц фон Липвиг, «Остап Бендер» Плокого Мира, созданный воображением сэра Терри Пратчетта, бывший мошенник, а теперь — уважаемый управляющий Почтамтом славного города Анк-Морпорка.
После того, как фон Липвиг получил предложение, от которого невозможно отказаться, ему волей-неволей пришлось поднапрячься и превратить в насквозь прогнившее разваливающее почтовое предприятие в процветающее и уважаемое учреждение, работающее как часы. Вот только одна беда — Мокрицу скучно и не интересно работать «как часы», ему хочется острых ощущений, ему нужен вызов, что-то, к чему можно будет приложить энергию и фантазию. И патриций предоставляет ему этот вызов… Такой, что фон Липвиг отчаянно пытается от него отвертеться, но увы — отказаться опять нет ни малейшей возможности.
Короче, во второй части цикла фон Липвиге сатирический взгляд Пратчетта обращается на банковскую систему и саму идею денег. Название говорит само за себя: именно изготовлением денег и должен заняться Мокриц, неожиданно для самого себя оказавшийся управляющим монетным двором и главным представителем четырехлапого слюнявого управляющего банком.
Почему-то многие считают вторую часть приключений фон Липвига в Анк-Морпорке менее удачной, чем первая — возможно, потому, что Пратчетт на этот раз размазал по зеркалу сатирической издевки любимый фетиш современных конспирологов от экономики: идею о том, что якобы без «золотого стандарта» деньги становятся просто резаной бумагой. Думаю, тот факт, что Анк-Морпорк со временем из юмористического двойника лейберовского Ланкмара превратился в кривое и ехидное отражение мира, в котором живем мы с вами. Хотя, если присмотреться, возможно, кривизны-то в этом отражении как раз совсем чуть-чуть — ровно столько, чтобы модно было усмехнуться, оторвавшись от книги и услышав новости.
Не стану дискутировать тут на экономические темы (и призываю вас не делать этого). Зато не премину отметить, с какой поразительной виртуозностью Пратчетт жонглирует реальностью и вымыслом. К примеру, в романе важную (если вдуматься, куда более важную, чем может показаться) роль играет «водяной вычислитель» Хлюпер, который был списан автором с реально существовавшего гидравлического счетного устройства MONIAC, созданного Уильямом Филлипсом в 1949 году именно для моделирования экономических процессов. Но это же Пратчетт! И вот мы видим, как Игорь (обожаю этих персонажей, без них Плоский мир был бы чуть более плоским) небрежно упоминает в объяснении принципов действия Хлюпера великий герметический принцип «что наверху, то и внизу», и Хлюпер внезапно оказывается гомеопатической моделью экономики Анк-Морпорка. Честно говоря, даже странно, что мошенники и конспирологи до сих не воспользовались такой удачной концепцией, как «гомеопатическая экономика» (или экономическая гомеопатия?).
В общем, каждый раз, когда вы натолкнетесь на апокалиптические предсказания какого-нибудь самозванного «гуру от экономики», прежде чем срочно бежать и скупать золотые брошки и монеты, откройте «Делай деньги!» и перечитайте, как золотой стандарт Плоского мира неожиданно сменился «анк-морпоркской» системой.
Осталось только откопать в нашем мире каких-нибудь древних големов.