Найти тему
Инженерные чудеса!

Минутка истории.

В нашей стране в последнее время широкое распространение получили автомобили китайских брендов. Однако зачастую мы даже не представляем какой завод производит эти автомобили, кто их прародитель, есть ли история. Сами представительства брендов не спешат давать потребителю историческую справку, хотя многие производители автомобилей в Китае появились по историческим мерам недавно, но далеко не вчера, и уже успели зарекомендовать себя как на родине, так и на рынках ОАЭ и Австралии, Африке и Южной Америке.

Я постараюсь пролить свет на историю автопроизводителей Китая, и начнём мы с «великой стены» - Great Wall Motor Company Limited.

На сегодняшний день это компания с оборотом в 21,5 миллиард долларов и чистой прибылью в 1,06 миллиарда долларов (по данным на 2021 г.), выпускающая автомобили под брендами Wey, Ora, Great Wall Pickup, и более известным нам Haval. Также недавно в России презентовали бренд Tank с внедорожниками Tank 300 и Tank 500. Стоит сказать, что изначально внедорожники назывались Wey Tank300 и Wey Tank500, но затем было принято решение о выделении их в отдельный бренд Tank.

А начиналось всё в 1976 г. с кооператива по ремонту сельскохозяйственной техники в посёлке Нандаюань городского округа Баодин провинции Хэбэй, в 140 км. от Пекина. Кооператив был создан Вэй Деляном по соглашению с правительством посёлка и назван Great Wall Repair Factory. Компания занималась также переоборудованием коммерческих автомобилей.

В 1978 г. Китай проводит реформы в рамках политики «открытых дверей», что приводит к бурному росту экономики. Пик роста приходится на 1984 г. Этим решает воспользоваться Вэй и начинает единичный выпуск собственных коммерческих автомобилей под обозначением Great Wall C130 и Great Wall CC513 на базе внедорожника Beijing BJ212, широко распространённого в Китае в те годы. В этом же году компания переименовывается в Great Wall Industry Company.

-2

Great Wall CC513
Great Wall CC513
Great Wall C130
Great Wall C130

Многие считают, что Beijing BJ212 – копия УАЗ-469, однако это не совсем верно, так как Beijing BJ212 был запущен в серию в 1965, а УАЗ только в 1972 г. Но и сказать что родственниками они не являются – тоже не верно, потому что Beijing BJ212 копирует узлы и агрегаты УАЗ-452 (Буханка), который начал производство в 1965 г.

Продажи шли, но уровень их был не самый высокий, десятки автомобилей в месяц.

Летом 1989 г. происходит судьбоносное событие в жизни компании – в результате травм, полученных в автомобильной аварии, скончался Вэй Делян, основатель фирмы. По законам Китая, ввиду того что предприятие было совместным с местной администрацией, доля Деляна не наследовалась, а отошла администрации Нандаюань. Предприятие состояло из 60 человек, и имело определённые финансовые обязательства. Ввиду того, что администрация посёлка не имела представления об управлении автомобильными компаниями, начали искать внешнего управляющего. И в 1990-м году им стал племянник Деляна - Вэй Цзяньцзюнь, который горел автомобилями и видел в этой должности возможность проявить себя. К слову, он руководит компанией до сих пор.

С этого момента начинается расцвет компании Great Wall.

Первой возможностью, которой воспользовались Вэй и его команда – копирование старых моделей известных брендов. Так появляются модели СС1020 и СС1020S (Nissan Cedric (Y30) и Toyota Crown (S130)). Однако были и свои наработки, вдохновлённые этими копиями, такие как универсал CC6470 и внедорожник CC6490 с разработанной Вэй и его отцом независимой передней подвеской. Эти меры позволили нарастить производство до 100 автомобилей в месяц, что по тем временам в Китае было достойным показателем для маленькой частной фирмы.

Первый шильдик компании Great Wall
Первый шильдик компании Great Wall
Great Wall СС1020
Great Wall СС1020
Great Wall СС1020S
Great Wall СС1020S
Great Wall CC6470
Great Wall CC6470
Great Wall CC6490
Great Wall CC6490

К сожалению, в 1994 г. правительство Китая устанавливает правила по лицензированию легковых автомобилей и порядок получения разрешений на их производство. Great Wall не смог получить разрешения, и уже в конце 1994 г. производство легковых автомобилей было полностью свёрнуто.

Перезапустить завод удалось лишь в 1996 г., запустив в производство пикап Great Wall Deer.

-10

Технически этот автомобиль являлся копией Toyota Hilux 6 поколения. Заслугой Great Wall явилась цена автомобиля, которая была вдвое меньше чем Toyota, но при этом автомобиль обладал приемлемым качеством. Эти автомобили знакомы и российскому потребителю, так как с 2004 года официально продавались в России.

В 1998 г. компания становится крупнейшим производителем пикапов на китайском рынке.

Однако в абсолютных значениях цифры были не впечатляющие – 7000 автомобилей за 1998 г. Но были и позитивные моменты – уже с 1997 г. был налажен экспорт автомобилей в страны Ближнего Востока.

Также в 1998 г. компания в процессе государственной приватизации приобретает своё финальное название - Great Wall Motor Company Limited.

В начале 2000-х запускается модель Great Wall Safe, становясь основным внедорожником марки.

Одновременно с этим в 2000-м году создаётся дочернее предприятие Great Wall Internal Combustion Engine Manufacturing. Компания занялась разработкой и производством собственных двигателей для Great Wall. В 2002 году появился центр НИОКР. Он позволил заниматься как собственными разработками, так и находить решения «умного копирования». Суть «умного копирования» - использование технологий и решений, срок патентов на которые истёк, что делает их общественным достоянием.

В 2003 г. компания приняла решение разместить свои акции на Гонконгской бирже. В свободный оборот попало 7% акций, что позволило компании получить средства для развития.

В октябре 2004 г. открывается российское представительство марки, а с 2005 г. начинается сборка автомобилей сначала на калининградском Автоторе, а затем в подмосковном посёлке Гжель.

В 2006 г. компания презентует хорошо известный российским потребителям Great Wall Hover. Машина являлась клоном Suzuki Axiom, но имела ряд своих оригинальных решений и не являлась продуктом бэдж-инжениринга, о котором мы говорили в этой статье.

Great Wall Hover
Great Wall Hover

Оба эти события стали возможны благодаря средствам, полученным в результате размещения акций.

В 2007 году появляется эмблема, сохранившаяся по сегодняшний день. В том же году компания решает вернуться в легковой сегмент, но снова не с автомобилями собственной разработки, а с заимствованными. В результате свет увидели Great Wall Peri (Fiat Panda), Florid (Scion xA), Coolbear (Scion xB). Также появляется бренд Voleex с моделями V80 (Toyota Noah), Voleex C10 (Toyota Yaris), Voleex C30 (Toyota Vios) и Voleex C50 (Honda Civic). Это была последняя попытка Great Wall продвигать копии, и компания сосредоточилась на полностью самостоятельных разработках.

Great Wall Peri
Great Wall Peri
Voleex V80
Voleex V80

В 2011 году дебютировал Great Wall Hoover H6, модель, ставшая лидером сегмента SUV в Китае. В 2013 году появляется бренд Haval, под которым выпускаются кроссоверы Н6, F7, F7x, Jolion, и недавно дебютировавший Dargo. Также, под этой маркой продаётся внедорожник H9.

-14
-15

В 2016 г. появляется премиальный бренд Wey. Изначально он задумывался как конкурент таким гигантам как Jeep, Land Rover, Mercedes. Но в результате автомобили, которые являлись перелицованными Haval и не дотягивали до премиальных брендов, не снискали популярности. В лучшие годы продажи составляли 150 тыс. машин.

Wey Mocha
Wey Mocha
Wey 80
Wey 80

В 2018 г. компания запускает бренд легковых автомобилей Ora. Это электромобили, имеющие самую современную начинку, но эксплуатирующие ретро-образы. Автомобили являются собственной разработкой компании Great Wall и имеют неплохие продажи для электромобилей, но на экспорт не поставляются.

Ora Сat
Ora Сat
-19
Ora Ballet Cat
Ora Ballet Cat

В том же году компания создала совместное предприятие с компанией BMW, которое занимается разработкой и подготовкой к производству в Китае новых электрических моделей британской марки Mini. Это позволило получить часть технологий для производства собственных электромобилей.

В 2019 году компания запустила российский завод Haval в Туле, рассчитанный на производство 150 тыс. автомобилей в год.

В 2020 г. свет увидел бренд Tank, выпускающий премиальные внедорожники. Основная задача – заменить не очень удачный бренд Wey, и пока это удаётся. Продажи Tank ощутимо превышают продажи Wey, так как в Китае набирает популярность тренд внедорожников, и Great Wall удачно угадали это веяние. Также автомобиль пришёлся к месту в Австралии и Арабских Эмиратах, а теперь будет творить свою историю и в России.

Tank 500
Tank 500
Tank 300
Tank 300

Не забывает Great Wall и про свои корни. Выпуск пикапов продолжается как и раньше, причем в последние годы акцент смещается с «рабочих лошадок» на стильные грузовички для любителей приключений с эффектным дизайном и хорошим оснащением. В структуре продаж компании пикапы сейчас занимают второе место после марки Haval. В России пикапы Great Wall представлены моделями Wingle и Poer.

Great Wall Wingle 7 Arctic Trucks
Great Wall Wingle 7 Arctic Trucks
Great Wall Poer Arctic Trucks
Great Wall Poer Arctic Trucks

На сегодняшний день Great Wall Motor Company Limited имеет более 60 дочерних компаний, занимает лидирующие позиции по производству пикапов и SUV в Китае. И всё это – благодаря правильному развитию частной компании при поддержке и содействии государства. Остаётся надеяться, что в России компанию ждёт такая же успешная судьба, на что косвенно намекают продажи моделей Haval, и мы увидим ещё много интересных моделей.

Спасибо, что прочитали эту статью, надеюсь, мне удалось познакомить вас с чем-то новым и интересным. В мире ещё много инженерных шедевров, и я постараюсь рассказать вам о них как можно больше!

А если вы подпишитесь на канал и поддержите меня лайком, я буду знать, что моя работа не прошла даром и мой материал кому то интересен. До новых открытий, друзья!