Новый морской порт на мысе Левашова в Усть-Большерецком районе Камчатского края будет построен к 2025 году. Начало работ в 2023 году.
(Многофункциональный порт – ковш в районе м. Левашова)
Вариант строительства резервного порта – убежища для кораблей Камчатской военной флотилии рассматривался в период 1985-1990 годов и тогда же были проработаны четыре варианта сооружения.
Предполагаемый район строительства располагался на Западном побережье полуострова Камчатка в районе м. Левашова со следующими географическими, гидрологическими и геологическими условиями:
- Акватории с естественной защитой от волнения нет;
- Район цунами опасный;
- Глубины с 10м изобатой проходит на расстоянии около 2км от уреза воды, глубины с 50м – 40км;
- Приливно - отливные колебания – незначительны;
- Интенсивное движение песка требует регулярного технического черпания;
- Продолжительность ледового периода 2-3 месяца;
- Расстояние до чистой воды в суровые зимы до 95 миль, в легкие – до 35 миль;
- Повторяемость штормов в осенне-зимний период составляет 15-20 дней в месяц;
- Преобладающие ветры Северных и Северо-западных направлений;
- Климат морской умеренный, пасмурных дней до 24, с осадками до206 дней, температура самых холодных суток -300С, средняя максимальная температура наиболее жаркого месяца + 140С , вес снегового покрова 200кг/см2;
- Сейсмичность площадки 7 баллов;
- Рельеф равнинный, пологий, от 10м до 20м над уровнем моря, высокая степень заболоченности, торфяники. Равнина наклонена в сторону моря. Относительно густая гидросеть.
- Верхняя часть геолого - литолагического разреза представлена слабыми грунтами (торф, текучи суглинки, супеси, щебеночные супеси), мощность слоя от 0,9 до 14,1м. часть Нижняя часть геолого - литолагического разреза сложена гравийными грунтами с заполнением супесчаными и песчаными грунтами. Данные слои являются надежным основанием фундаментов, мощность слоя от 0,5м до 8,8м.
Представляемые решения создания портового комплекса включают :
· Устройство защитных гидротехнических сооружений;
· Устройство причального фронта;
· Дноуглубительные работы до отметки дна -12м ;
· Устройство надземного портового комплекса;
· Устройство административного комплекса.
Оградительные сооружения до отметок до -5.0м выполняются из двухрядной шпунтовой (Ларсен 5) стенки, далее из массивов гигантов.
Инженерные сооружения обеспечивают:
· Электроснабжение в объеме 25 тыс. кВТ;
· Водоснабжение в объеме 10 тыс.м3/сутки.
ПРИМЕЧАНИЕ:
В феврале-марте 2010 года с разработчиками проекта – 23 Государственным морским проектным институтом МО РФ (23 ГМПИ МО РФ) уточнялась возможность строительства порта – ковша значительно меньших характеристик для гражданских судов севернее м. Левашова и был получен положительный ответ.
Варианты порта-укрытия.
Назначение порта – убежища для кораблей Камчатской военной флотилии предполагало круглогодичное базирование кораблей 1 класса СКР (пр. 1135, осадка – 5,5 -6 метров), дизельных подводных лодок 2 класса «ВАРШАВЯНКА» (пр. 877, осадка – 6,5 метров) и ряда проектов кораблей меньшего класса типа тральщиков и кораблей охраны водного района.
Обоснование целесообразности строительства многофункционального
порта– ковша в районе м. Левашова
Порт на западной Камчатке в районе м. Левашова должен удовлетворять требованию прежде всего экономической целесообразности и быть прибыльным как собственникам и инвесторам, так и флоту.
Основное назначение порта на западной Камчатке:
- Способствовать наиболее рациональному использованию рыбных ресурсов богатейшего в мире Охотского моря, которое заключается в подвозе рыбы-сырца и выгрузке в течении всего года на береговые предприятия Усть-Большерецкого района (48 рыбоперерабатывающих заводов с переработкой 4000 тонн сырца в сутки). Сдача рыбы-сырца до 120 тыс. тонн (в лососёвый год).
- Обеспечивать возможность вывоза готовой рыбной продукции от рыбоперерабатывающих предприятий. Вывоз до 100 тыс. тонн (в лососёвый год).
- Обеспечивать возможность перевалки генеральных грузов для нерыбных предприятий – газовиков, дорожников, геологов, строителей, энергетиков и т.д. Объём до 80 тыс. тонн
- Обеспечивать возможность отстоя в ковше порта мелкого и среднего рыболовного флота в штормовой период.
Понятие промзоны включает в себя оборудование промышленной площадки, которое заключается в строительстве накопительного холодильника (ов) на 15 – 20 тыс. тонн мороженной продукции, склады (вкл. теплые) на 25-30 тыс. м. куб., структуры рыбного рынка на перевалку в сутки до 3 тыс. рыбы-сырца, административное здание и прочие вспомогательные помещения (участок грузовой техники, автопарк, ремонтные мастерские и др.).
Особенностью расположения порта является большое количество штормовых дней в году, поэтому порт должен иметь широкую возможность перевалки грузов судовыми устройствами (судовые краны и стрелы, лацпорты судов). Порт должен иметь ограниченную возможность перевалки 20-ти, 40 футовых контейнеров (выгрузка разовых контейнеров).
Ниже даны требуемые рабочие глубины ковша порта и внешней стенки:
Предварительные показатели:
При условии, принятия дохода на середине срока окупаемости (2020 год), получим, что за 20 лет срока окупаемости будет получено дохода 16 млрд. рублей без учёта переработки медно-никелевой руды. А с учётом переработки медно-никелевой руды доходная часть от работы порта составит 24 млрд. рублей (см. ниже).
Это значит, что в первом случае на налоги, З/П работников, эксплуатационные расходы и выплату процентов останется 50 % процентов от доходной части.
А во втором случае (при условии переработки медно-никелевой руды) на эти цели останется 66 %.
В первом случае не будет убытков, но будет окуплены затраты на проект, во втором случае инвесторы получат прибыль.
Необходимо отметить, что со строительством порта – ковша в районе м. Левашова будет уменьшен значительный прессинг на региональную дорогу п. Усть-Большерецк – Петропавловск-Камчатский (в настоящее время в сутки по этой дороге провозится до 1000 тонн различных грузов в обоих направлениях). Достаточно сказать, что 98 % всей выпускаемой в районе рыбной продукции вывозится на Петропавловск-Камчатский автотранспортом.
Ещё одним предназначением порта в районе Усть-Большерецка может быть завоз угля для Усть-Большерецкого, Мильковского, Усть-Камчатского районов.
В то же время наличие близости порта от резервной взлётно-посадочной полосы (ВПП) п. Ленина позволит предположить, что в случае возобновления проекта превращения ВПП п. Ленина в международный транзитный аэродром, наличие порта в районе м. Левашова даст большие плюсы обоим проектам.
Это подразумевает:
- экономичный и наиболее безопасный подвоз авиатоплива методом трубопроводом, в сравнении, например с автомобильным;
- экономичный подвоз грузов снабжения, материалов, запасных частей и т.д. для авиатранспорта;
- экономичный подвоз строительного и другого материала для самого аэропорта;
- смену или пересадку пассажиров с морских круизных судов на самолёты и обратно.
- использование связки порт – аэропорт в случае военного времени или природных катастроф и т.д.
- при наличии подобного аэропорта и порта-ковша в районе Усть-Большерецкого «рыбного куста» есть возможность организации на береговых фабриках района выпуска охлажденной рыбной продукции и поставки её на необъятный рынок Северной Америки, Юго-Восточной Азии и Японии (экономики рыбных предприятий в этом случае будет выше на порядок!).
Следующим возможным вариантом использования порта-ковша в район м. Левашова может быть использование его как причальной площадки для отгрузки на переработку медно-никелевой руды Восточно-Кихчинского месторождения. Перспектива освоения этого месторождения очень высока, так как проведены все изыскательские работы, имеется и само месторождение находится в нескольких километрах от прокладываемой дороги Карымай-Соболево. Так как обогатительную фабрику на месторождении возводить запрещено, использование месторождения возможно только вывозя руду на переработку на Урал или в Китай, а это большие объёмы для порта, а значит большая прибыль.
8. Заключение:
Строительство порта-ковша в Усть-Большерецком районе севернее м. Левашова является очень крупным проектом и по международным меркам и не может рассматриваться только как региональным. Он выгоден, конечно, в первую очередь рыбным предприятиям района и края. В Федеральном Законе №250 ФЗ от 03.12.2008 г (ст. 7.1., п. 2) прямо сказано, что все «прибрежные квоты» должны быть привезены для переработки на берег, а для Камчатки это около 150 тыс. тонн! В случае строительства порта-ковша рыбные предприятия района, а их 48 могли бы быть загружены работой круглый год, что коренным образом бы изменило ситуацию в районе на рынке труда. Прежде всего в районе увеличилась бы численность населения, а это востребованность пустующих квартир в Октябрьском и с. Апача, загрузка школ, д/садов и больниц, что повлекло бы привлечение дополнительного финансирование. Но и край от увеличения производства в районе получил бы дополнительные налоги, как и район. Как правило, увеличение численности населения в регионе стимулирует жилищное строительство и более эффективную работу в других сферах обеспечения жизнедеятельности человека – магазинов, кафе, предприятий быта и т.д.
Несомненно, наличие порта на Западной Камчатке значительно бы изменило привлекательность района и края в нерыбных отраслях – добыча полезных ископаемых, переработка и вывоз торфа и продуктов с него. По крайней мере, в частной беседе с руководителями предприятий, которые прокладывают газопровод в краевой центр они проявили большой интерес к этой теме, вплоть до частичного финансирования.
В настоящее время инвестор согласовывает землеотвод и производит изыскания.
Подготовительные работы планируется начать в мае 2023 года. Общий срок строительства 2 года.
#устьбольшерецкийрайон #камчатскийкрай #ориентинвест #поселококтябрьский #портковшустьбольшерецк #мыслевашова #ленмонтаж #андрейпавлов #минтранскамчатки #скгэ #корпорацияразвитиякамчатскогокрая