Приветствую всех, кто читает мои статьи!
Сегодня говорим о секретах написания хорошего сочинения. Я намеренно не стала заявлять в теме статьи, по какому предмету будем разбирать сочинение, по русскому языку или по литературе, потому что это не важно. Ведь в любом случае (если это, конечно, не сочинение по картине) при написании сочинения мы опираемся на какой-то текст. Если речь идёт об ОГЭ по русскому языку, то основой для сочинения почти всегда является художественный текст, если говорим о ЕГЭ по русскому, то чаще для написания сочинения предлагается текст публицистического стиля, принадлежащий какому-нибудь писателю.
В любом случае вы создаёте свой текст на основе анализа чужого.
О литературе и говорит нечего! ОГЭ и ЕГЭ по литературе полностью посвящены работе с художественным текстом. И, конечно, не забываем об Итоговом сочинении, которое пишут все выпускники 11 класса!
Так как же нам удачно написать сочинение?
Больше актуальной информации в моём Телеграм-канале @ratnikova_school по ссылке https://t.me/+Ydyp1CVkLRBhMmMy
Секретов написания хорошего сочинения много, обговорим несколько основных.
- Первое, на что надо обратить внимание при написании любого сочинения, это его композиция. Она должна быть пропорциональной, логичной и завершённой. Композиция сочинения может быть кольцевой, когда вы возвращаетесь в заключении к тому, с чего начали сочинение. Композиция также может быть линейной, если, завершая своё сочинение, вы выходите в перспективу развития заданной темы.
На вступление и заключение традиционно отводится меньший объём, чем на аргументы, то есть примеры-иллюстрации из текста.
Конечно, нужно понимать, что все рекомендации относительно объёма сочинения и пропорциональности его частей условны и носят рекомендательный характер.
Под такую структуры вы подгоняете необходимый объём сочинения. Так, если сочинение должно быть написано на 200-250 слов, то на вступление и заключение вы закладываете по 40-60 слов, а на аргументы по 70-90.
Это теория. Теперь переходим к практике.
Я предлагаю вам прочитать рассказ Чехова «О любви» и вместе написать сочинение на тему «Как Чехов раскрывает тему любви в своём рассказе?»
Текст рассказа можно найти здесь: http://az.lib.ru/c/chehow_a_p/text_1898_o_lubvi.shtml
- Начать сочинение бывает трудно. Предлагаю несколько наиболее подходящих вариантов.
Мы начнём просто: со своеобразия темы сочинения. Такой выбор кажется мне очевидным.
Абзац 1
Тема любви, широко распространённая в мировой литературе, воспринимается нами как простая и очевидная. Почему же тогда писатели разных эпох и культур вновь и вновь обращаются к ней, пытаясь найти разгадку тайны любви? Вероятно, потому, что «тайна сия велика есть». В рассказе «О любви» А.П. Чехов соглашается с данным утверждением, вкладывая в уста своего героя (Алёхина) следующую мысль: «Всё же остальное, что писали и говорили о любви, было не решением, а только постановкой вопросов, которые так и оставались неразрешёнными». (77 слов)
Вступление получилось примерно на 80 слов с учётом цитаты, слова которой также входят в подсчёт слов.
Во втором абзаце переходим к примерам-иллюстрациям из текста.
- Очень простой и важный секрет написания хорошего сочинения заключается также и в том, чтобы при написании сочинения пользоваться текстом произведения. Кажется, что это очевидно, но на деле далеко не все пользуются текстом при создании своей работы, считая, что, раз текст они когда-то читали, этого достаточно.
Текстом произведения можно и нужно пользоваться при подготовке домашнего сочинения, а также прямо во время ОГЭ по литературе, на котором предоставляются тексты всех необходимых произведений.
Итак, приводим первый пример-иллюстрацию к нашему сочинению на тему «Как Чехов раскрывает тему любви в своём рассказе?».
Абзац 2
Рассказ Чехова начинается с истории любви отнюдь не поэтической. Читатель узнаёт о том, что когда-то повар Никанор, «человек среднего роста, с пухлым лицом и маленькими глазами», и «красивая» Пелагея были влюблены. Чехов намеренно подчёркивает контрастность образов возлюбленных, акцентируя внимание на достоинствах одного и недостатках другого. Помимо некрасивой внешности Чехов наделяет Никанора еще одним недостатком: повар пьёт. В нетрезвом состоянии Никанор бранит Пелагею и даже бьёт, что не способствует благоприятному развитию их отношений. Тонкой иронией проникнуто замечание Чехова о том, что «красивая» Пелагея отказывается выходить замуж за Никанора, соглашаясь «жить так», в то время как набожность повара никак не позволяет ему «жить так». Рассказывая историю Пелагеи и Никанора, Чехов вместе со своим героем Алёхиным пытается проанализировать природу их чувства, и прежде всего, чувства женщины: «...почему Пелагея не полюбила кого-нибудь другого, более подходящего к ней по её душевным и внешним качествам, а полюбила именно Никанора…»
- Когда мы пишем сочинение, самое неприятное, что может с нами случится, – уход от анализа фрагмента к пересказу произведения. Секрет в том, чтобы стараться не использовать глаголы в прошедшем времени, а писать обо всём в настоящем, ведь герои произведений не стареют.
- Также вы наверняка заметили, что в сочинении я использовала литературные термины: контраст и ирония. Важно, чтобы термины, которые вы используете в своём сочинении, были использованы вами для анализа фрагмента, а не повисали бы в воздухе.
Теперь переходим к написанию второго аргумента к сочинению.
Абзац 3
Безусловно, в центре повествования рассказа Чехова находится история любви Алёхина и жены Лугановича – Анны Алексеевны. Читатель видит развитие отношений героев на протяжении нескольких лет. Осознав, что любит замужнюю женщину и не может ничего ей предложить, Алёхин чувствует себя несчастным. Он задаётся вопросом, «почему она встретилась именно ему [Лугановичу]» и для чего было нужно, чтобы в их жизни произошла такая ужасная ошибка. Испытывая сильные чувства к Анне, Алёхин решает, что с его стороны было бы нечестно нарушить счастливое, как ему казалось, течение жизни Лугановичей. Он задаёт себе слишком много вопросов, на которые не в силах ответить. Игнорирование своих чувств вскоре приводит и Анну к сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Ни муж, ни дети не радуют женщину, и она вынуждена ехать лечиться от «расстройства нервов». Финальная сцена рассказа – прощание Алёхина с Анной – раскрывает драматизм несостоявшейся любви. Признания звучат слишком поздно.
- В заключении, если тема сочинения сформулирована как вопрос, даём ответ. Таким образом получается кольцевая композиция. Напомню, тема нашего сочинения такова: «Как Чехов раскрывает тему любви в своём рассказе?»
Абзац 4
Основную мысль рассказа «О любви» Чехов вкладывает в уста своего героя Алёхина, который по прошествии лет вдруг осознаёт, что упустил счастье всей жизни. «Со жгучей болью в сердце» герой неожиданно понимает, «как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что … мешало любить». Чехов считает, что нельзя игнорировать свои чувства к другому человеку, нужно их высказать, исходя «от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель … или не нужно рассуждать вовсе». Любовь – это дар, благословение, отказываясь от которого, человек обрекает себя на страдания.
- При написании любого сочинения важно помнить, что нельзя искажать фактический материал произведения. Если вы путаете имена героев , названия мест, где происходят описываемые события, авторов и их произведения, это ведёт к фактической ошибке, которая сильно снижает общее впечатление от работы. Поверьте, учителя и эксперты на экзаменах сильно хмурятся и качают головой, когда узнают, что Гринёв дрался со Швабриным на пистолетах или Хлестаков скупил всех мёртвых душ в городе NN. Поэтому обращаемся с текстом бережно, не искажаем содержания произведения.
Итак, мы написали универсальное сочинение и извлекли для себя несколько уроков.
Больше актуальной информации в моём Телеграм-канале @ratnikova_school по ссылке https://t.me/+Ydyp1CVkLRBhMmMy
Также подписывайтесь на Дзен и читайте: